Четверг, 03:45 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

«Развитие сложных форм фонематического анализа ( определение количества, последовательности и места звука в слове).
13.02.2017, 09:19

 

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:

 

«Развитие сложных форм фонематического анализа

( определение количества, последовательности и

места звука в слове).»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель-логопед Апатенко Н.В.

 

Развитие сложных форм фонематического анализа

( определение количества, последовательности и

места звука в слове).

Логопедическая работа по формированию сложных форм фонематического анализа (определению последовательности, количества, места звука в слове по отношению к другим звукам) проводится в тесной связи с обучением чтению и письму.

Обучение письменной речи начинается со знакомства ребенка со звуковой материей языка: распознаванием звуков, выделением их из слова, со звуковой структурой слов как основных единиц языка.

В процессе чтения осуществляется воссоздание звуковой структуры слова по его графической модели, а в процессе письма - наоборот, воспроизведение буквенной модели слова по его звуковой структуре. В связи с этим одной из важных предпосылок успешного формирования процессов чтения и письма является не только умение выделять и различать звуки в речи, но и производить более сложные операции с ними: определять звуковой состав слова, последовательность звуков в слове, место каждого звука по отношению к другим звукам. Написанное слово моделирует звуковую структуру слова, трансформируя временную последовательность звуков в речи в последовательность букв в пространстве. Поэтому воспроизведение буквенной модели невозможно без четкого представления о звуковой структуре слова.

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования: составление предварительного представления о задании

( ориентировочная основа будущего действия), освоение действия с предметами, далее выполнения действия в плане громкой речи, перенос действия во внутренний план, окончательное становление внутреннего действия ( переход на уровень интеллектуальных умений и навыков).

В связи с этим, опираясь на исследования П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и др., выделины следующие этапы формирования функции фонематического анализа.

Первый этап- формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.

Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляется картинка, слово- название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Кроме того, даются фишки. Первоначально для анализа даются односложные слова типа мак, кот, дом, лук, сом.

По мере выделения звуков в слове ученик с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова. Действия ученика являются практическим

действием по моделированию последовательности звуков в слове. Овладение фонематическим анализом основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и

последнего звука, определения места звука в слове ( начало, середина, конец).

Так, последовательность и место звуков в слове лук определяется следующим образом.

Предлагается картинка, на которой нарисован лук, под ней – схема, состоящая из трех клеточек, по количеству звуков в слове. Логопед задает следующие вопросы: « Какой первый звук в слове лук?» ( Звук л) Фишкой закрывается первая клеточка. Слово повторяется детьми с логопедом. « Какой звук слышится в слове после л ?». ( Звук у). Предлагается еще раз произнести слово и послушать, какой звук слышится после у в слове лук. Ученики определяют, что после звука у слышится звук к , и закрывают фишкой пос-

леднюю клеточку . Затем по схеме повторяется последовательность звуков в слове лук (первый, второй, третий звуки.)

Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает ученику, какое слово анализируется. Представленная графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. Если в процессе анализа оказывается незаполненной одна из клеточек, то ученик понимает, что он выполнил действие неправильно.

Второй этап- формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Опора на материализацию действия исключается и проведение фонематического анализа осуществляется в речевом плане, сначала с использованием картинки, затем без предъяв-ления ее. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

Третий этап- формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова. Например, они отбирают картинки, в названии которых 5 звуков. При этом

Картинки не называются.

В процессе формирования фонематического анализа необходимо учитывать усложнение не только форм анализа, но и речевого материала. Предлагается следующая последовательность предъявления речевого материала:

односложные слова без стечений согласных, состоящие из одного слога (обратного, прямого открытого, закрытого слога) : ус, дом, на, мак, сыр, нос, сок и т. д.;

двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, рама, лапа, луна, козы, каша, Маша и т. д.;

двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога: диван, сахар, гамак, дубок и т. д.;

двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: лампа, мишка, карман, барбос и т. д.;

односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол, стул, крот и т. д.;

односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк, тигр, полк и т. д.;

двусложные слова со стечением согласных в начале слова: трава, брови, крыса, врачи и т. д. ;

двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: клумба, крышка, крошка и т. д.;

трехсложные слова: паровоз, канава, ромашка, кастрюля и т. д.

Параллельно с работой по формированию фонематического анализа слога и слова проводится коррекция нарушений чтения и письма. Так, при побуквенном чтении основное внимание обращается на то, чтобы в процессе чтения ученик ориентировался на гласную открытого слога, а затем произносил звуки слога слитно. Например, при чтении слога ма до произнесения первого звука ученик должен уточнить, что последующей глас-

ной в слове является звук а, и только затем произнести слитно звуки слога. Необходимость ориентировки на последующую гласную вызвана произносительной особенностью открытого слога. Артикуляция первого согласного звука в этом слоге зависит от последующего гласного звука. Поэтому слитное произношение слога возможно лишь в том случае, когда определен последующий гласный звук. В этом случае артикуляция первого звука не будет артикуляцией изолированного звука, что происходит при побуквенном чтении, а будет начальной стадией артикуляции слога.

Усвоение действия фонематического анализа слова, а также навык чтения слога с ориентировкой на последующий гласный звук служат предпосылкой слитного чтения, что способствует устранению побуквенного чтения и искажений звукослоговой структуры слова при чтении и письме.

При исправлении ошибок чтения и письма необходимо опираться на сформированные навыки звукового анализа. Так, при замене обратного слога прямым открытым ученик должен произвести анализ названного слога. Например, если вместо ут ученик читает ту, логопед обращает внимание на первый звук произнесенного слога. Ученик определяет, что это звук т. Тогда логопед задает вопрос: « Какая первая буква в данном слоге?» ( Буква у.) Предлагается прочитать слог так, чтобы первым звуком был звук у.

В процессе коррекции нарушений чтения и письма используется не только устный анализ слов, но и составление слов из букв разрезной азбуки, разнообразные письменные упражнения.

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 63 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА