Суббота, 05:27 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2018-2019 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Развитие мотивации в процессе обучения
19.01.2019, 05:29

ГБПОУ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

                  «САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

                                                   Заочное отделение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Контрольная работа

 

по________ Тематике по дисциплине  »Педагогика»     

 

обучающейся_________ Глазковой Ирины Викторовны

 

группы 1-А специальность 44.02.01 дошкольное образование

 

Тема:»Вариант №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:

Оценка:

Преподаватель: Ахроменко О.М.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 2018 г.

Содержание:

 

1.Основные подходы к исследованию мотивации.

 

2.Сущность понятий «Мотив –мотивация - мотивационная сфера».

 

3.Условия формирования мотивации учения.

 

4.Развитие мотивации в процессе обучение(младшая группа).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные подходы к исследованию мотивации.

 

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значи­мость для разработки современной психологии связана с анали­зом источников активности человека, побудительных сил его де­ятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает челове­ка к деятельности, каков мотив, ради чего он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. «Когда люди общают­ся друг с другом, то прежде всего возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с дру­гими людьми, а также о тех целях, которые с большей или мень­шей осознанностью они ставили перед собой» . В са­мом общем плане мотив — это то, что определяет, стимулиру­ет, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.

В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности челове­ка — его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуля­ции является сознательно-волевой. В.Г. Алексеев отмечает, что мо­тивационная система человека имеет, гораздо более сложное стро­ение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она опи­сывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и ав­томатически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для че­ловека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальней­шего развития его побуждения, без которой текущие заботы по­вседневности теряют свое значение. Все это, с одной стороны, позволяет определять мотивацию как сложную, многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потреб­ности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой — говорить о полимотивиро­ванности деятельности, поведения человека и о доминирующем мо­тиве в их структуре. «Иерархическая структура мотивационной сферы определяет направленность личности человека, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию и строению стали доминирующи­ми».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Сущность понятий «Мотив – мотивация –«Мотивационная сфера».

Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют ее и как один конкрет­ный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сфе­ру, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.

Наиболее полным является определение мотива, предложен­ное одним из ведущих исследователей этой проблемы — Л.И. Бо­жович. Согласно Л.И. Божович, мотив — это то, ради чего осу­ществляется деятельность, «в качестве мотива могут высту­пать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность». Такое определение мотива снимает мно­гие противоречия в его толковании, где объединяются энергети­ческая, динамическая и содержательная стороны. При этом под­черкнем, что понятие «мотива» уже понятия «мотивация», ко­торое «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, кото­рый определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности».

Самым широким является понятие мотивационной сферы, вклю­чающее и аффективную, и волевую сферу личности (Л.С. Выгот­ский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихо­логическом контексте мотивация представляет собой сложное объ­единение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъ­екту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятель­ность. Мотивационная сфера или мотивация в широком смыс­ле слова с этой точки зрения понимается как стержень личнос­ти, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направлен­ность, ценностные ориентации, установки, социальные ожида­ния, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Таким образом, можно ут­верждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система пси­хологически разнородных факторов, детерминирующих пове­дение и деятельность человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Условия формирования мотивации учения.

 

Изучая мотивацию учебной деятельности, необходимо отметить мотивы, которыми могут руководствоваться в обучении школьники. Многообразие мотивов учеников определяется отношениями «индивид -- учебный процесс» . Спектр позитивных мотивов мотивации учебной деятельности достаточно широк: интерес к учебному процессу, мотив достижения, стремление к самостоятельности, быть общественно полезным человеком, расширять умственный кругозор, быть умным и эрудированным, не подводить свой класс, добиваться полных и глубоких знаний и т.п.Для школьников в учебной деятельности характерно преобладание позитивных мотивов учебной деятельности, например, стать грамотным, расширить умственный кругозор, учиться работать самостоятельно, учиться, получать хорошие оценки.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. В отечественной психологии существуют различные подходы к ее исследованию. Однако остановимся только на наиболее практически значимых исследованиях, посвященных формированию мотивации учения школьников, и работах, имеющих общетеоретическое значение для решения этой проблемы.

Воспитание мотивации как целостного процесса получило развитие в работах В.С. Ильина и его сотрудников. В.С. Ильин выступает против функционального подхода к формированию мотивации, который позволял изучать частные проблемы, отдельные стороны, сущность отдельных мотивов, условия их развития, пути и средства формирования. Автор считает, что процесс воспитания мотивации должен рассматриваться как целостный, а «не ограничиваться рассмотрением его отдельных сторон, компонентов, связей».Для целостного рассмотрения процесса В.С. Ильин пользуется понятием «состояние». Процесс воспитания мотивации учения он представляет как движение состояний, отличающихся но характеру их влияния на мотивацию учения. Учитель заинтересовал учащихся привлекательными фактами -- одно состояние, учитель побуждает сопоставить факты -- другое состояние. Цели каждого состояния различны. В одном случае цель -- возбудить интерес к необычному, удивительному. В другом -- возбудить стремление, желание, интерес к новому знанию, к определенным способам его добывания. Каждый урок, каждое состояние процесса, по мнению В.С. Ильина, должны выступать как шаг к достижению перспективной цели формирования мотивации. Очень важно, что в качестве перспективной цели предполагается формирование широкого круга мотивов: долг и ответственность перед коллективом за результаты учебной работы, стремление к реализации жизненных планов, требующих образования, стремление к престижному положению среди сверстников, к хорошей оценке за глубокие и прочные знания, познавательные интересы и потребности, влечение к усвоению знаний, умений, способов учебно-познавательной деятельности ].

 

4.Развитие мотивации в процессе обучение (младшая группа)

Развитие внутренних движущих сил у ребёнка требует особого изучения и внимания. Ведь наличие сильной познавательной мотивации у дошкольников станет залогом успешного освоения тех или иных жизненных сфер.

В раннем возрасте поведение ребёнка является отражением определённых эмоциональных переживаний. Однако, совершая те или иные действия, дошкольник не всегда отдаёт отчёт о том, что именно побудило его на такое поведение. Побуждение, которое стимулируется внутренними движущими силами, всегда имеет определённую направленность и ориентированно на достижение цели. Для того чтобы обеспечить возникновение нужной мотивации, в педагогике принято выделять четыре типа:

  • Игровая мотивация;
  • Помощь взрослому;
  • Тяга к образованию;
  • Создание предметов своими руками.

Мотивационная сфера ребёнка довольно разнообразна. Интерес к миру взрослых стимулирует детей копировать поведение родителей и близких. Такая особенность нередко используется воспитателями в работе с детьми. Наиболее значимым детским мотивом считается их интерес ко всему новому, в частности к игре. Именно такой процесс побуждения внутренних движущих сил способствует установлению правильного взаимоотношения со взрослыми.

Стремление к получению положительной оценки совершаемых действий делает детей чувствительными к мнению взрослого. Мотивированный ребёнок с удовольствием выполняет различные поручения и соблюдает установленные правила. Для малыша в возрасте 3-5 лет большое значение играет среда, в которой он находится большую часть своего времени. Эмоциональный микроклимат детского сада определяет нормы поведения взрослеющего ребёнка на всю оставшуюся жизнь.

Детский сад

Как зарождается желание к образованию

Ведущую роль в формировании познавательной мотивации играет семья, так как именно в раннем возрасте происходит закладка социальных и бытовых потребностей человека. В условиях семейного воспитания у дошкольника появляется интерес ко всему новому. Ребёнок учится получать информацию из книг и других источников, осознаёт необходимость образования. Со временем малыш начинает заменять своё «хочу» на более серьёзное понятие «надо». Творческие занятия помогают привить ребёнку понятие того, что всё нужно доводить до логического конца.

 

Родители, которые серьёзно занимаются воспитанием своих детей, обязательно научат малыша признавать свои ошибки и адекватно оценивать результат выполненной работы. Стремление к определённому успеху в раннем возрасте является надёжной основой образовательной мотивации.

В стремлении к определённому результату дошкольники более старшего возраста довольно часто выполняют различные бытовые задания в обмен на то, чтобы им разрешили, например, посмотреть телевизор или погулять. Такая мотивация дошкольников свидетельствует о том, что ребёнок ставит понятие «надо» выше собственного «хочу». Усилить инициативу ребёнка можно поощрением или похвалой. В то же время наказание оказывает противоположный эффект.

В связи с неустойчивостью мотивационной установки обещание ребёнка считается слабым стимулом. В связи с этим требовать от малыша обязательного выполнения того или иного условия практически бесполезно. Кроме того, невыполненные по различным причинам обещания формируют у дошкольника негативные личностные качества в виде необязательности и беспечности.

Стимуляция к действию

Многим детям среднего дошкольного возраста требуется внешнее педагогическое воздействие на мотивационную сферу. Для того чтобы процесс побуждения к действию был целенаправленным, с ребёнком необходимо проводить определённые тренировки:

  • Процесс обучения должен проходить в тесном сотрудничестве с воспитателем. Педагоги или родители должны верить в возможности малыша и тем самым стимулировать его к действию. При работе с дошкольником не стоит форсировать события и торопиться с выводами. Каждый малыш индивидуален и по-своему уникален.
  • Очень важно вызвать у взрослеющей личности интерес к любой деятельности. Для этого можно использовать любознательность малыша. В процессе работы с дошкольником необходимо создавать такие ситуации, которые потребуют решения новых задач.
  • Ребёнку нужно подробно разъяснять причину его неудачи или успеха. Оценка его деятельности педагогом является сильной мотивацией. Сравнивать результаты малыша нужно не с другими детьми, а с его ранними показателями.

Литература:

 

 

1. https://studopedia.ru/4_91601_motivatsiya-kak-psiholo..

2https://studopedia.ru/4_91601_motivatsiya-kak-psiholo...

3. https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00676544_0.html

4. http://apatii.net/sovety-psixologa/motivaciya/osobennosti-motivacii-doshkolnikov

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 94 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 2
2 lopatinasvetlana2013   (05.02.2019 23:51)
Стимуляция к действию требует внешнего педагогического воздействия и это правильно.

1 Ek@terina   (01.02.2019 17:40)
В современном образовании мотивированный подход к обучению со стороны участников образовательного процесса - неотъемлемое условие для реализации учебных задач. Данная разработка поможет педагогам найти пути к повышению мотивации обучающихся.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА