Воскресенье, 01:32 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Развитие коммуникативной функции речи детей в коллективной деятельности
20.08.2019, 07:55

 

Статья «Развитие коммуникативной функции речи детей в коллективной деятельности»

 

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. У детей дома ребенка с речевой патологией

(ОНР, задержка речевого развития, алалия) снижена речевая активность, что приводит к снижению коммуникативной активности. Эта тема актуальна для детей, воспитывающихся в доме ребенка, так как социальная коммуникация является важным моментом в процессе их адаптации в социальной среде. Дети ( 3,6 – 4 лет ) дома ребенка не могут строить общение в соответствии с ситуацией, формулировать свои желания, намерения, мысли, последовательно их излагать, они испытывают трудности в оречевлении действий, событий. У них не сформировано умение слушать взрослого, не перебивая; в состоянии возбуждения не могут разговаривать спокойно; не могут дожидаться ответа детей.

Систематизировав эти данные, я пришла к выводу о необходимости формирования коммуникативных умений у детей посредством игровых технологий. В работе с детьми я стала использовать игры-инсценировки, как средство, способствующее активизации эмоционально-волевых умений, формированию навыков взаимодействия детей со взрослым и со сверстниками, развитию психических процессов, активизации речевой деятельности детей, формированию черт незакомплексованной личности, а самое главное – формирование коммуникативного поведения.

Использование игр-инсценировок – прием ,который предполагает участие детей и педагога. Работа проводится в два этапа.

 1. Подготовительный этап:

  • усвоение детьми программного материала по лексической теме;
  • разработка логопедом сюжета инсценировки в рамках данной лексической темы;
  • изготовление дидактического и наглядного  материала;
  • подготовка детей к созданию выразительного образа действующих героев.

   2 Этап:

  • непосредственное  участие детей и педагога в обыгрывании игрового сюжета.

Был составлен перспективный план игровых сюжетов на год. В цикл «Сказочные герои» вошли 3 игровых сюжета: «На грядке», «Спор животных», «Чей домик?».

Использование игр-инсценировок – прием ,который предполагает участие детей и педагога. Работа проводится в два этапа.

 1. Подготовительный этап:

  • усвоение детьми программного материала по лексической теме;
  • разработка логопедом сюжета инсценировки в рамках данной лексической темы;
  • изготовление дидактического и наглядного  материала;
  • подготовка детей к созданию выразительного образа действующих героев.

   2 Этап:

  • непосредственное  участие детей и педагога в обыгрывании игрового сюжета.

Был составлен перспективный план игровых сюжетов на год. В цикл «Сказочные герои» вошли 3 игровых сюжета: «На грядке», «Спор животных», «Чей домик?».

"На грядке"

Оборудование: грядка с овощами, шапочки животных.

Участники: ведущий, коза, зайка, курица, собака.

Вед. Наступила осень, все овощи убрали, только капуста, морковка и репка растут еще на грядке. Идет на огород коза и как выпучит глаза:

Коза : Капусты здесь растет не счесть, хочу кочан сейчас же съесть!

Вед. Из леса зайка прискакал и морковку увидал:

Зайка: Морковка здесь на удивленье, зайчишкам будет угощенье!

Вед. Идет на грядку курица, репкою любуется:

Курица: Ах, какая репка! Вкусна и крепка!

Вед. Вдруг собачка прибежала, да как залает, животные и разбежались. Молодец, Жучка, спасла наш урожай!

 

"Чей домик?"

Оборудование: Дерево с гнездом, шапочки животных.

Участники: Ведущий, медведь, зайка, белка, лиса.

Вед. Вышел из леса медведь, стал на дерево смотреть:

Медведь: Чей там домик на верху? Домик чей? Я не пойму. Это видно домик белки, сейчас ее я позову.

Белка: Нет, не мой. Мой дом- дупло, в нем и сухо, и тепло. Это видно домик зайки, с ним играю в догонялки!

Зайка: Нет, не мой! Мой под кустом, я не сижу на месте днем. Лиса и волк - мои враги, услышу хруст - сигнал беги! Это видно дом лисы.

Лиса: Нет, не мой! Там под деревом есть горка, в горке выкопана норка. В этой норке я живу! Это видно домик птички!

Вед. Не только лиса хитрая, но и умная! Догадалась, что это домик птички! У птицы есть два крыла- высоко гнездо свила.

 

"Спор животных"

Оборудование: шапочки животных.

Участники: Ведущий, корова, собака, лошадка, хозяин.

Вед. Заспорили животные между собой, кого хозяин больше всех любит. Меня сказала корова.

Корова: Я с хозяином дружу! Молоко ему даю. Молоко все в доме ждут, даже кошка с Жучкой пьют.

Вед. Нет, меня - сказала лошадка.

Лошадка: Я с хозяином дружу, грузы разные вожу. Без меня он жить не может, кто еще ему поможет!

Вед. Нет меня, сказала собака.

Собака: Я с хозяином дружу, дом его я сторожу. На чужих я громко лаю, никого в дом не пускаю!

Хозяин : Не спорьте! Я всех вас люблю! Каждый хорош на своем месте!

 

 

 

 

 Составила:                                                                           логопед Рябенкова В. Т.

 

г. Смоленск

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 27 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 tan-nik   (22.08.2019 10:18)
Тема данной методической разработки очень актуальна в наше время. Несмотря на то, что автор приводит в пример детей из дома ребенка, эта проблема существует сейчас повсюду. Дело в том, что многим родителям не хватает времени заниматься детьми, так как приходится много работать. С детьми нужно разговаривать и общаться для формирования коммуникативных умений.
Использование игр –инсценировок действительно поможет детям социализироваться и не бояться общаться. Именно такой прием поможет забыться, поиграть и достичь требуемого результата.
Три игровых сюжета, представленные автором, будут очень интересны для маленьких детей.
Они смогут примерить на себя различные роли и одновременно изучить необходимый лексический материал.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА