Понедельник, 15:32 

Все заявки, поступившие в срок с 10.11 по 22.11 будут обработаны 23.11.2018

Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2018-2019 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Развитие физических качеств на занятиях баскетбола
06.11.2018, 12:18

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ ГОРОДА БЕЛОРЕЧЕНСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН

 

 

 

 

Методическая разработка по физической культуре по теме:

 

«Развитие физических качеств на занятиях баскетбола»

 

 

Подготовила: учитель физической культуры

МАОУ гимназия Сердюкова Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Белореченск 2018 год

 

Методическая разработка по физической культуре по теме:

«Развитие физических качеств на занятиях баскетбола»

            ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА - качества, характеризующие физическое развитие человека и его способности к двигательной деятельности. Разнообразные способности, проявляемые человеком в процессе двигательной деятельности, могут быть охарактеризованы с точки зрения четырех основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости. С физиологической точки зрения всесторонняя подготовка базируется на учении И. П. Павлова, рассматривающего организм как единое целое, в котором взаимно обусловлены все качества человека. При этом развитие одного из качеств положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание в развитии одного или нескольких задерживает развитие остальных. Баскетбол входит в школьную программу по физическому воспитанию учащихся, это командная игра с мячом, в которой игроки одной команды выполняют ведение, броски, передачи и ловлю мяча.

Ловкость

            Ловкость – это способность к быстрому  осуществлению сложных координационных двигательных действий. Качество ловкости связано с силой, выносливостью, быстротой, гибкостью.

            Критериями ловкости являются:

1. Координационная сложность двигательного действия;

2.Точность выполнения задания;

3.Время необходимое на овладение должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения.

Для развития ловкости применяют игровой и повторный метод.

            В процессе развития ловкости применяют различные методические приемы:

1.Выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений;

2.Зеркальное выполнение упражнений;

3. Создание непривычных условий выполнение упражнений с применением специальных снарядов (разный вес);

4 Усложнение условий выполнения обычных упражнений;

5. Изменение скорости и темпа;

6. Изменение пространственных границ выполнения упражнения (уменьшение поля и т.д.).

             Упражнения способствующие развитию ловкости, специальной для баскетбола.

 Упражнения с мячом на месте и в движении

  1. Ходьба на носках, на пятках с ведением мяча.
  2. Вращение мяча вокруг туловища (вправо, влево), между ног восьмеркой.
  3. «Жонглирование » мячом. Подбрасывая одной рукой, ловля другой или двумя (на месте, в движении).

4.Катить мяч по полу одной рукой в коридорах разной ширины.

5.Мяч подбрасывать из-за спины вперед и ловить двумя руками.

6.Мяч отпускать за головой по спине  и ловить двумя руками за спиной.

7.Подбросить мяч сделать 1-2-3-4 хлопка и поймать мяч; хлопнуть руками за спиной; коснуться калений; коснуться пола, сесть на пол и встать.

8. Подбросить мяч вперед  сделать рывок и поймать, не дав, мячу  ударится об пол.

9.Подбросить, подпрыгнуть и поймать мяч.

10.Бросить мяч в пол сделать хлопок под мячом; над мячом; выполнить поворот на 360 градусов  - поймать мяч.

Упражнения с мячом  у стены.

1. Передача мяча правой, левой рукой поймать двумя  мяч.

2. Передача мяча в стену или в щит ( с хлопком, с поворотом, присесть, подпрыгнуть) поймать мяч.

3.Передача мяча в стену. Поймать сделать вращения мяча вокруг пояса, восьмерку между ног, подбросить верх и выполнить передачу.

4. Передача  в стену одним игроком, а  ловля другим со сменой мест и без смены мест ( прямая передача, с отскоком об пол) Один выполняет передачу в стену, другой ловит и возвращает прямой передачей игроку.

 Упражнения  с мячом в сочетании с общеразвивающими упражнениями.

1.Подбросить мяч сесть (лечь), встать, поймать мяч.

2.Медленный бег с бросками о пол - ловля, броски мяча вверх - ловля.

3.Бросить мяч вверх, сделать хлопок под поднятой ногой - поймать мяч.

4.Из положения сидя подбросить мяч - встать поймать мяч.

  Упражнения  с двумя мячами и на увеличения темпа.

 1. Держать два мяча. Один бросить в стены одной рукой, а затем другой мяч бросать в   стену,  ловить и бросать по очереди.

 2. Подбрасывать мячи над собой и ловить по очереди.

 3.Подбрасывать над собой, ловить после отскока поочередно.

 4.В парах один верхнюю передачу, другой с отскоком мяча передает.

 5. Подбрасывать два разных по весу, объему мяча.

 6. Передача в стену за 1, 2, 3 минуты на количество передач.

 7.Передача в тройках, четверках, пятерках в высоком темпе передач.

 

 Упражнения в разных условиях.

1 .Учащиеся стоят друг за другом на расстоянии 1 метра с мячами. Подбрасывают над собой и бегут, вперед чтобы поймать чужой мяч.

2. Находясь в упоре присев, один подбрасывает мяч, а ловит, кто выше выпрыгнет.

3.Партнер с мячом бросает в щит. Оба игрока стараются поймать мяч.

4.Передают мяч в паре, а третий старается перехватить мяч.

5. Построение в две колонны. Первый выбегает и ловит мяч с остановкой. Затем передает его выбежавшему второму игроку, а сам уходит в конец колонны.

6.Построение в шеренги. Передача мяча в шеренгах, после передачи игроки перебегают на место напротив стоящего партнера.

7.Ловля и передача мяча после кувырка вперед или назад, после прыжка или поворота на 360 градусов.

8.Передача в тройках с постепенным смещением их по часовой стрелке.

9. Передача в парах с постепенным схождением и расхождением (шагом, бегом, в приседе, приставным шагом).

БЫСТРОТА.

Быстрота - способность человека совершать двигательные действия в минимальный отрезок времени. Различают три основные формы проявления быстроты: латентное время двигательной реакции, скорость одиночного движения и частоту движения. Латентное время реагирования во многом определяет быстроту двигательной реакции. Необходимо знать, что быстрота простой реакции почти не тренируется. Для баскетболиста очень важен высокий уровень развития сложной реакции, к которой относятся: реакция на движущийся объект и реакция выбора. Развитием специальной быстроты и точности реагирования занимаются в процессе технической и тактических подготовок.

Основным методом является повторный метод с максимальной быстротой. Особенно эффективны упражнения в виде различных эстафет и соревнований .

Для воспитания быстроты необходимо в первую очередь использовать скоростно-силовые упражнения, так как в баскетболе быстрота связана с мышечной «взрывной» силой. Примером таких упражнений могут быть прыжки и прыжковые упражнения с отягощениями.

РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ.

1. Семенящий бег. Сущность упражнения состоит в частых сокращениях и расслаблениях мышц голени при мелких движениях стопы и голени.

2.Бег с высоким подниманием бедра. Бедро поднимается до горизонтального положения, голень свободно висит.

3. Рывок по сигналу.

4. Бег с захлестом голени.

5.Старты из разных исходных положений.

6. Бег у стены. Стать прямо лицом к гимнастической стенке на расстоянии шага от нее, взяться за рейку на уровне пояса, туловище прямое, пятками касаться пола.

7. Бег вверх по лестнице. Выполняется в максимально быстром темпе.

8. Рывок на 15-40-60 м с вращением мяча вокруг корпуса, шеи.

9. Повторный бег под уклон.

10. Передача мяча в парах во время бега. В двойках, тройках.

11. Скоростной бег с поворотами. Дистанция от 30 до 50 м.

12. Челночный бег с ведением  мяча и без мяча.

13. Быстрые передачи мяча тремя игроками в три паса с броском мяча в кольцо 5-7 раз подряд.

Сила.

        Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий.

Для развития силы можно использовать упражнения и с внешним сопротивлением. В качестве внешнего сопротивления могут использоваться вес предмета, противодействие партнера, сопротивление других предметов или внешней среды.

Основными методами развития силы являются:

1) метод максимальных усилий; 2) метод повторных усилий;3)метод динамических усилий.

       Для развития силы можно использовать упражнения и с внешним сопротивлением. В качестве внешнего сопротивления могут использоваться вес предмета, противодействие партнера, сопротивление других предметов или внешней среды.

       Для развития силовой выносливости используются упражнения с малыми и средними отягощениями, выполняемые «до отказа». Здесь можно использовать гири весом 16 и 24 кг, гантели 3–5 кг, штангу от 10 до 30 кг и др.

Упражнения с собственным весом:

1. сгибание и разгибание рук в упоре о стенку;
2. сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
3.то же, но ноги находятся на возвышении;
4.передвижение в упоре на брусьях;
5. сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях;
6.подтягивание на высокой перекладине;
7. лазание по канату или шесту;
8. приседание на двух ногах «до отказа»;
9. выпрыгивание вверх из глубокого приседа «до отказа».

ВЫНОСЛИВОСТЬ.

Выносливость - это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее качества. Под общей выносливостью понимают выносливость в продолжительной работе умеренной интенсивности. Хорошая выносливость будет фундаментом спортивного мастерства.

Специальная выносливость - это выносливость к определенной деятельности. Для баскетболиста необходима скоростная выносливость, которая позволяет поддерживать высокую скорость на протяжении всей игры.

При развитии выносливости необходима следующая последовательность постановки задач: 1) воспитание общей выносливости; 2) воспитание скоростной и скоростно-силовой выносливости; 3) воспитание игровой выносливости.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ.

Методы длительного непрерывного упражнения с равномерной и переменной нагрузкой (в практике их часто называют сокращенно "метод равномерной тренировки» и «метод переменной тренировки»). Особенностью данного метода : 1) выполнение циклического упражнения с большой длительностью, 2) при выполнении циклического упражнения баскетболист выполняет несколько упражнений с нагрузкой на другие группы мышц. Например, длительный бег 30 мин.-1 час, во время которого выполняется несколько прыжковых упражнений или несколько рывков. Этот метод характерен для воспитания общей выносливости.

Метод интервальной тренировки характеризуется тоже двумя вариантами. Выполняется сериями, но в первом случае в каждой серии выполняется одинаковый объем работы, а время отдыха между сериями сокращается. Во втором варианте объем работы увеличивается, а время отдыха остается постоянным. Этот метод характерен для развития специальной выносливости.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ.

1. Скоростное ведение 1-2 мячей в парах (челноком):

2. Скоростное ведение с  попаданием каждый раз в кольцо.

3. Занимающиеся стоят в колонне по одному на пересечении боковой и лицевой линий. Первый посылает мяч вперед, выполняет ускорение и как только мяч один раз ударится о площадку ловит его двумя руками, переходит на ведение мяча, ведет мяч на максимальной скорости, бросок в кольцо после двух шагов. После броска подбирают мяч и идут в противоположный «угол» площадки и начинает упражнение сначала. Так игрок проходит 7-10 кругов.

4. Упор присев, мяч внизу. Продвижение вперед по прямой, перекатывая руками мяч (два мяча, три мяча).

5. Игра в баскетбол 6 таймов по 10 мин. Отдых между таймами уменьшается с каждой игрой.

 ГИБКОСТЬ.

Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой, высокий уровень развития которой - необходимое условие качественного выполнения различных движений. Имеется пассивная и активная гибкость. Пассивной гибкостью понимают максимальную подвижность в суставах, которую спортсмен может продемонстрировать с помощью внешних сил, например, под действием партнера. Под активной гибкостью подразумевают максимальную подвижность в суставах, которую спортсмен может продемонстрировать самостоятельно.

Основным методом воспитания гибкости является повторный метод выполнения упражнений. Упражнения выполняются медленно, с постепенным увеличением амплитуды движения до максимально возможной. В паузе отдыха выполняются упражнения для расслабления работавших мышц.

Общеподготовительные средства воспитания гибкости это  упражнения из гимнастики, а также из легкой атлетики

В баскетболе особенно важно укрепить и сделать гибким голеностопный сустав, лучезапястный, локтевой, плечевой, тазобедренный, шейные позвонки. Закрепощенность мышц, относящихся к этим суставам, мешает освоению сложных технических приемов.

Свобода движений, гибкость, умение расслабиться создают базу для освоения сложно-координационных приемов баскетбола и придают им силу и непринужденность.

Гибкость при игре в баскетбол необходима при выполнении обманных движений (финтов). Техника обыгрывания с мячом и обманные движения составляют важнейшую часть баскетбольной техники.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБМАННЫХ ДВИЖЕНИЙ.

Упражнения выполняются с различной амплитудой движения.

1. Обманные движения ногами на месте и в движении, с мячом и без мяча.

2. Обманные движения головой стоя на месте и в движении.

3. Обманные движения руками. Финты на передачу мяча и на бросок выполняются с мячом, на ловлю без мяча.

4. Выполнение поворота плечом вперед, назад. Вышагивание одной ногой, вторая опорная.

5. Обманные движения у препятствия (стула). Игрок с мячом выполняет финт на бросок или на передачу стоя перед стулом, после этого обходит препятствие справа или слева.

6. Обыгрывание неподвижного препятствия (стула, манекена) в движении. Игрок с мячом делает рывок к препятствию, обыгрывает его поворотом или другим финтом и продолжает движение к кольцу. Завершается упражнение броском по кольцу.

7. Игра l х l без мяча. Нападающий начинает движение по сигналу от лицевой линии и старается обыграть защитника финтами. Темп выполнения упражнения сначала средний, затем возрастает до быстрого. Защитник должен в первую очередь поддерживать правильную стойку, следить за работой ног. Его задача - как можно дольше не дать нападающему себя обойти.

                                                                          

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Авокумович, А. Баскетбол для молодых игроков / Александр Авокумович, Хосе Мариа  Бусета, Ласло Килик, Маурицио Мондони; ред. Хосе Мариа Бусета; перевод с англ. А. Давыдова, М. Давыдова. - Красноярск: Поликор, 2010.

2.Бондарь, А. И. Учись играть в баскетбол / А. И. Бондарь. - Минск: Полынья , 2002.

3.Боген, М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. - М: Физкультура и спорт, 2001.

 4.Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. - Советский спорт, 2009.

 

 

 

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 31 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА