Воскресенье, 01:30 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Рабочая программа  внеурочной деятельности в основной  школе « История родного края» для учащихся 5-6 классов
07.09.2019, 15:10

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением математики» г. Старая Русса Новгородской области

 

 

 

 

Рабочая программа

 внеурочной деятельности в основной  школе

« История родного края»

для учащихся 5-6 классов

 

 

Составила

учитель русского языка и литературы,

основ православной культуры

 Князева Елена Николаевна,

первая квалификационная категория

 

 

 

2017  год

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.Данная программа разработана для ведения занятий во внеурочной деятельности. Выбранная тема актуальна.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Tepмин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале XX в., но о необходимости  краеведческой деятельности говорили и более раннее время. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли, любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой. Знать историю родного края необходимо. Знание истории не только обогащает ребят, но и заставляет гордиться родным краем, любить его, трудиться во славу родной земли.

Цели программы: создание условий для появления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно –нравственных ценностей и культурных традиций

Задачи программы:

  1. Формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
  2. Приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
  3. Развитие духовно-нравственного ориентира для жизненного выбора, привитие уважения к старшим и окружающим;
  4. Формирование потребности к поисковой, исследовательской, творческой деятельности
  5. Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях;
  6. Воспитание гражданственности и патриотизма, уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе

Программа рассчитана на 5-6 классы. 34 часа в год.

В результате занятий по данной программе учащиеся смогут научиться:

  • составлять свою родословную;
  • проводить беседы с местным населением;
  • самостоятельно собирать и обрабатывать исторический материал;
  • проводить туристические походы.

Основные методы работы:

- наблюдения, записи и фотографирования во время экскурсий;

- беседы, обсуждения;

- интервью с жителями города;

- метод коллекционирования (собирание газетных статей о своей малой Родине);

- метод анкетирования и опроса для определения уровня знаний, умений и навыков по краеведению.

Формы работы:

- сбор материалов, отражающих историю деревни, школы;

- работа с историческим источником с целью получения необходимой информации;

- обработка полученных материалов (составление каталогов, описание экспонатов);

- подбор материалов для проведения экскурсий, составление экскурсионного материала;

- поиск и систематизация экспонатов;

- проведение тематических экскурсий, походов, прогулок;

- организация встреч с интересными людьми;

- проведение пеших экскурсий по родному краю, отражающих историю улиц, памятных мест;

- подготовка тематических мероприятий, посвященных юбилейным событиям;

- участие в районных и республиканских конкурсах, посвященных изучению истории родного края;

- организация информационного блока работы музея.

 

Предлагаемый курс  краеведения строится с учетом дидактических принципов, таких как:

  1. доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся.
  2. принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка. Начало знакомства с родным краем происходит на том, что ребенок видит или может увидеть вокруг себя.
  3. наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего района. Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в походе, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.
  4. научность: при подаче материала не допускать ошибок и неточностей (название города, площадей, улиц, предприятий и т. д.). Раскрывать смысл даваемых понятий: родословное дерево, фамилия, традиция, памятник, герб, война, медали и т. д.
  5. уникальность: наш край по – своему уникален – историческая планировка города, застройка, сетка улиц, ансамблей, природный ландшафт и памятные исторические места.

Результатами изучения курса являются умения:

  • объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;
  • называть 2-3 достопримечательности края;
  • рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;
  • охранять природу родного микрорайона;
  • наблюдать и выделять характерные особенности природы;
  • соблюдать общепринятые правила поведения в обществе;
  • выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
  • ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
  • анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
  • создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
  • вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых

 

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
  • различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Далее смотреть архив материала

 

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 34 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА