Проект "Я писатель" дополнен новой рубрикой "Письма с войны" Викторина к Дню космонавтики "Поехали" Еще одна игра для развития скорочтения... Игры, которые позволяют развивать скорочтение Проект "Я писатель" с выдачей сертификата для всех желающих Как добиться осознанного понимания прочитанного? Что еще следует учитывать при организации занятий? Снижаем цены на макеты на время карантина! Измеряем технику чтения Программа упражнений по развитию быстрочтения Тибетская тренировка развития периферического зрения Упражнение 13 "Лабиринт" Упражнение по развитию скорочтения 11 "Алфавит" Упражнение 10 "Трапеция" Как сделать цветы из поролона своими руками? Электронная викторина к 75 летию Победы с документом! Онлайн платформа для развития ребенка с раннего возраста Автоадвокат. Юридическая помощь при ДТП. Юристы по ДТП Английский по скайпу Вокал для всех желающих

К 75-летию Победы! Интерактивная карта сражений


Картинка к материалу: «»
16:55

Рабочая программа

внеурочной деятельности по курсу «Мир человека»

Составитель: Тесля Ирина Матвеевна, учитель начальных классов МБОУ "СШ №21 им. Н.И. Рыленкова"

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по курсу «Мир человека»  соответствует следующим нормативно-правовым документам:

  • Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ МОиН РФ   от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 22.12.2009 г., регистрационный № 15785)  с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г. № 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 04.02.2011 г., регистрационный № 19707), от 22.09.2011г. № 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 12.12.2011 г., регистрационный № 22540), от 18.12.2012 г. № 1060  (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 11.02.2013 г., регистрационный № 26993), от 29.12.2014 г. № 1643(зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 06.02.2015 г., регистрационный № 35916), от 18.05.2015 г. №507 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 18.06.2015 г., регистрационный № 37714), от 31.12.2015 №1576 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 02.02.2016 г., регистрационный № 40936);
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;
  • ООП НОО;
  • Учебному плану школы на 2019 – 2020 учебный год.

 

      Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу С. Гин «Мир человека».

     Через содержание курса «Учусь творчески мыслить и фантазировать» реализуется социальное направление внеурочной деятельности.

      Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция требует подготовки подрастающего поколения, готового к преобразовательной деятельности и имеющего необходимые для этого научные знания. Наибольшие возможности для    детей младшего школьного возраста представляет программа дополнительного образования.

Современные социально - экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблемам творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания.

          В настоящее время при решении всевозможного рода задач творческий подход их решения все более вытесняет стандартные методы. Ведь, безусловно, нужные, но все же "постные" методы стандартных подходов, ограниченные рамками определенных правил, не дают возможность учащимся в полной мере выходить на широкие просторы познавательной деятельности. Оживить весь этот процесс способно применение на уроках инструментария ТРИЗ.

Данный курс направлен на обучение обучающихся первого уровня образования  навыкам творческого мышления и управляемого воображения  с использованием методов ТРИЗ для решения творческих задач в самых различных областях: литературное творчество, изобретательские задачи,  решение  психологических задач.

Обучение элементам ТРИЗ на первом уровне образования  имеет две существенные особенности: с одной стороны, это особенности самого первого уровня образования. Именно в эти годы основным вектором обучения является развитие мышления. Знания, получаемые в школе, могут оказаться малоэффективными без умения использовать их в нестандартных ситуациях, при решении творческих задач.

         С другой стороны, это особенности тех разделов ТРИЗ, которые направлены в первую очередь на развитие творческого воображения (РТВ), развитие системного мышления, приемы фантазирования и другие разделы ТРИЗ, связанные не со специальными приемами анализа и решения творческих задач, а с развитием мышления в целом.   Методологической основой курса являют приемы нахождения новых идей, в том числе приемы развития воображения на базе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Из многообразия тем был отобран материал, позволяющий достаточно быстро и легко научить детей алгоритмам создания собственных творческих продуктов: сочинению загадок, игр, сказок и др.

Основной целью программы курса «Мир человека» является формирование  целостной картины мира и осознание в нем места человека и  эмоционально – ценностное осмысление  ребенком личного опыта  общения с людьми и природой.

Задачи:

  • Осознание ребенком ценности, целостности, многообразия окружающего мира, своего места в нем;
  • развивать память, терпение, трудолюбие;
  • учить применять правила безопасного поведения ;
  • учить осваивать элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;
  • учить соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Данный  курс способствует развитию творческих  способностей детей,  позволяющих решать проблемные задачи и создавать  творческие  продукты  (загадки,   пословицы,   сказки, поделки и т.п.). Курс ориентирован на развитие творческого неординарного мышления у детей младшего школьного возраста, формирование  умений  решать  изобретательские (проблемные) задачи, воспитание интереса к собственному творчеств, к поиску рациональных решений. 

 

Место курса в учебном плане

Курс «Мир человека» рассчитан на четыре года обучения – 135 часов.

1 класс - 33 часа (1 час в неделю);   со 2  по  4  класс – по 34 часа  (1 час в неделю). Продолжительность занятия не более 45 мин.

 

Общая характеристика курса

Программа курса «Мир человека» складывается из четырех разделов: «Мир загадок» (1 класс), «Мир человека» (2 класс), «Мир фантазии» (3 класс),  «Мир логики» (4 класс).

Общими чертами предлагаемых курсов являются проблемный характер предъявления учебного материала, использование активных методов преподавания, обучение посредством специально организованных диалогов, широкое применение дидактических игр и упражнений на уроке, минимальное количество теоретических сведений.

С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются приемы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Каждый раздел курса обладает отличительными особенностями.

В центре раздела «Мир загадок» (1 год обучения) - ученик 7-8 летнего возраста с его проблемами и интересами, потребностями и ценностями. Деятельность детей направлена на рассмотрение мира человека с разных точек зрения: биологической, психологической, социальной. Занятия построены в форме  проблемного диалога учителя с детьми. Курс ведет детей к поиску собственных ответов на вопросы, поставленные меняющейся жизнью. Данный  раздел знакомит обучающихся с объектами и явлениями окружающего мира посредством отгадывания и сочинения загадок. В процессе «путешествия» по Стране Загадок ученики изучают свойства предметов, осваивают возможности органов чувств, приобретают навыки системного и диалектического мышления.

Обучение предполагает продуктивную творческую деятельность: сочинение загадок и сюжетов сказок, рисование, изготовление аппликаций и  поделок.

В разделе «Мир человека» основной задачей является системное рассмотрение человека с различных точек зрения (биологической, психологической, социальной) через разрешение проблемных ситуаций.

Ключевое понятие курса - противоречие, предлагаемое как способ анализа «что хорошего и что плохого» в различных объектах, явлениях природы, ситуациях из детского опыта и т.д.  В процессе обучения формируется такое умение как чувствительность к проблемам, умение анализировать ситуации с различных точек зрения.

Цель раздела «Мир фантазии» - целенаправленное развитие творческого воображения на основе методов и приемов теории решения изобретательских задач. В процессе обучения обучающиеся овладевают способами преодоления психологической инерции, осваивают приемы фантазирования, применяют алгоритмы создания творческого продукта.

Раздел «Мир логики» направлен на формирование навыков логического мышления: умения сравнивать, классифицировать, обобщать, находить закономерности и и.д.  Большое внимание уделяется воспитанию культуры мышления и обучению навыкам  работы с информацией.

Распределение разделов курса по годам обучения позволяет учитывать  психологические особенности учащихся каждого возрастного периода и обеспечивает содержательную и логическую преемственность.

         На примере применения приема «наоборот» в художественных произведениях ("Королевство Кривых Зеркал", "Сказка о потерянном времени" и др.) можно показать, как с помощью приемов фантазирования получить фантастические ситуации и построить на их основе сказку или фантастическую повесть.

         Прием «ускорение – замедление» предоставляет хорошую возможность организовать для детей веселые, подвижные упражнения, причем использовать такие упражнения для отдыха, снятия напряжения, переключения на другой вид деятельности, можно на любом другом уроке.

«Перемещение во времени» - еще один хороший пример для того, чтобы показать взаимосвязи внутри сложной системы: что было бы, если в современном городе появился старинный экипаж или шарманщик запел свою грустную песню?

В курсе изучаются следующие методы и приёмы фантазирования:

- приём «Объединение»;

- приём «Морфологический анализ»;

- метод фокальных объектов;

- приём «Оживление»;

- приём «Увеличение-уменьшение»;

- приём «Ускорение-замедление» и др.

- приемы фантазирования (фантограмма, приемы Дж. Родари и др.);

- механизмы решения изобретательских задач (противоречия, ресурсы, приемы  разрешения противоречий);

- развитие речи на основе моделей построения различных литературных 

  жанров (загадки, пословицы, сказки, фантастические рассказы). 

      Автор предлагает строить обучение через уроки-сказки, уроки-игры, проблемные диалоги, уроки-открытия. Даже маленькие успехи в познании самого себя и окружающего мира делают необыкновенно привлекательным весь процесс обучения.

Ценностные ориентиры

Одним из результатов обучения данного курса является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

 

  В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами внеурочной деятель­ности и  оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

 Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества

Далее смотреть архив материала

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Просмотров: 50 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА