Вторник, 06:29 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Рабочая программа учителя-логопеда
01.01.2017, 09:56

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………………3
1. Характеристика речевого развития детей с ОНР………………………….............4
2. Аналитическая справка………………………………………………………..........4
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Цель, задачи и принципы деятельности учителя-логопеда ДОУ по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи……………………………………………………………………………………………5

2. Целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной области «Речевое развитие» …………………………………………………………………………..6

3. Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»…………………………………………………………………………...8
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
1.Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка…………………………………………………9

2. Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической
деятельности в ДОУ……………………………………………………………………...10

3.Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы
учителя-логопеда…………………………………………………………………………11
4.Годовой план работы учителя-логопеда…………………………………………..........11
5.Перспективный план работы с детьми 6-7 лет с ОНР…………………………............13
6.План индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения ………………………………………………………………………………………………..20
7. Формы и приёмы организации образовательного процесса………………………….23
8. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями
воспитанников……………………………………………………………………........24
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
1. Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда ДОУ……………25
2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса………………………………………………25
3. Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета……………………………………………………………………………………...28

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………29


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.
Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в обществе. Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания Рабочей Программы коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации.

Рабочая Программа коррекционной образовательной деятельности рассчитана на 2016-2017 учебный год и предназначена для детей 6– 7 лет с нарушениями речи (ОНР-3уровень).
Данная Рабочая Программа является нормативно - управленческим документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим систему психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях воспитательно-образовательного процесса.
Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей Программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда составляют:
 Конвенция ООН о правах ребенка;
 Декларация прав ребенка;
 Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО).
 Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
 Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
 Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова.
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Данная рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР.

1. Характеристика речевого развития детей 6-7 лет с ОНР-3уровень речевого развития
Этот уровень характеризуется тем, что обиходная речь становится более развернутой, отсутствуют грубые фонетические и лексико-грамматические нарушения. Звуковая сторона относительно сформирована, но остаются нарушения произношения сложных по артикуляции звуков и нарушения звукослоговой структуры слова. Особенно большие нарушения наблюдаются во всех формах связной речи (рассказ по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему). Есть неточности употребления многих слов, вербальные парафазии. Имеется несформированность семантических полей. В активном словаре присутствуют существительные, глаголы, но мало прилагательных, сложных предлогов и союзов, но они все-таки уже имеются. В активной речи используются преимущественно простые распространенные предложения. Возникают большие трудности при употреблении сложноподчиненных предложений. Наблюдается недостаточная сформированность и неточная дифференциация форм словоизменения и словообразования. Аграмматизмы наблюдаются в тех формах, которые поздно появляются в онтогенезе. Например, согласование существительных и прилагательных в среднем роде, употребление сложных предлогов «из-за», «из-под». Очень часто отсутствуют связующие звенья в сложноподчиненных предложениях. Наблюдается нарушение сложных форм фонематического анализа и синтеза. Выражены нарушения в овладении чтением и письмом. Таким образом, при ОНР-3 ур. р.р. наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной фразы.
2.Аналитическая справка.
В сентябре 2016 года на логопедические занятия в ДОУ были зачислены 13 детей, в октябре 2 ребёнка.
Из 15 детей с нарушениями речи – 1 ребёнок имеет функциональную дислалию, у 14 детей ОНР 3 ур.р.р. из них:
5 детей - имеют дизартрию
1 ребёнок имеет заикание клонической формы легкой степени,
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.Цель, задачи и принципы деятельности учителя-логопеда ДОУ по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Цель программы – создать условия для формирования полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи.
В процессе коррекционного процесса решаются следующие задачи:
 раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
 преодоление недостатков в речевом развитии;
 воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
 нормализация звукопроизношения и слоговой структуры слова;
 развитие навыков звукового анализа и синтеза;
 развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (монологической и диалогической речи).
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
 принцип синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
 онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
 принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
 принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
 принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
 принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
 принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
 принцип постепенности подачи учебного материала;
 принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
 принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
 принцип обеспечения активной языковой практики.
Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие (индивидуальные и подгрупповые), в соответствии с Рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Таким образом, основной задачей Рабочей программы учителя-логопеда на 2016-2017 учебный год является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

2. Целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной области «Речевое развитие»
Главной идеей рабочей программы является РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СИНХРОННОГО ВЫРАВНИВАНИЯ РЕЧЕВОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, ЗАЧИСЛЕННЫХ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО, целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы.
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
 Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
 Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
 Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
 Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
 Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
 Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
 Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
 Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
 Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
 У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования с внесением последующих корректив в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.
Мониторинг деятельности учителя-логопеда в ДОУ реализуется по следующим направлениям:
1 направление:
Обследование по заявкам. Обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители, и т.д.)
2 направление:
С целью выявления динамики речевого обследования. Обследуются дети посещающие логопедические занятия. По результатам обследования составляется отчет о логопедической работе и речевом развитии дошкольников.
Цели мониторинга :
 Выявить детей с нарушениями речи;
 Зачисление детей на логопедические занятия, с учетом выявленных нарушений.
 Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.
Мониторинг речевого развития детей, зачисленных на логопедические занятия, проводится учителем-логопедом с 1 по 16 сентября, с 26 по 30 декабря и с 15 по 26 мая. Мониторинг воспитанников детского сада не посещающих логопедические занятия проводится в течении года (по запросу; по мере возникновения потребности).
Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей, ежегодном отчете учителя-логопеда. Для диагностики используются методики логопедического обследования Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является ДОСТИЖЕНИЕ КАЖДЫМ РЕБЕНКОМ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВОЗРАСТНЫМ НОРМАМ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В УСВОЕНИИ ШКОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ЕГО СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ И ИНТЕГРАЦИЮ В ОБЩЕСТВЕ.

3. Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»
Ребенок 6-7лет, выпущенный из ДОУ, должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками в образовательной области «Речевое развитие»:
 Нормализация фонетической стороны речи:
- правильно артикулирует все звуки русского языка в различных фонетических позициях и формах речи;
- Дифференцирует все звуки;
 Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);
- свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.
 Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
- использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;
- использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;
- самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;
- называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
 Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
- воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;
- способен делить предложения на слова и составлять предложение из слов (2-4);
- способен членить слова на слоги (2-4) и составлять слово из слогов;
- способен проводить звуковой анализ слов;
- понимает смыслоразличительную роль фонемы.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1.Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка

Исходной методологической основой содержания коррекционной работы в ДОУ являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими.
Рабочая программа учителя-логопеда на 2016-2017 учебный год составлена на основе:
- программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2015 г)
- ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ (авторы программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова)
- Коррекционной программы для детей 4 - 7 лет с ОНР, СНР, в группах общеразвивающей направленности, разработанной МКДОУ Тогучинского района «Тогучинский детский сад № 1»

В ДОУ осуществляется:
 Выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;
 Реализация индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;
 Возможность освоения детьми с нарушениями речи основной общеобразовательной программы ДОУ и их интеграции в образовательном учреждении.
Образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.
Основными направлениями работы учителя-логопеда ДОУ по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» ФГОС ДО являются:
1. Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) - развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
2. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове;
3. Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение;
4. Формирование грамматического строя речи:
А) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),
Б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений),
В) словообразование;
5. Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и диалогической (разговорной);
6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

2. Содержание и организация коррекционно-логопедической деятельности в ДОУ

Эффективность коррекционно – логопедической работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.
Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ОНР у детей, обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.
Форма организации обучения в МКДОУ– подгрупповая и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что НОД при максимальном использовании игровых форм остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными Рабочей программой. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по регламенту НОД, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией ДОУ и воспитателями групп логопед может брать детей со всех занятий. В отличие от специализированного ДОУ задача коррекции речевой деятельности в системе работы является дополнительной. Поэтому в расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом. Регламент логопедической НОД составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях. В соответствии с СанПин продолжительность групповых занятий с детьми 7-го года жизни составляет 25-30 минут. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Дополнительно проводятся подгрупповые занятия с детьми с ОНР по развитию ЛГСР и связной речи. Количество детей в подгруппе от 2 до 7 человек. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. Дети с ОНР занимаются с логопедом 3 раза в неделю.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ, включает в себя те направления, которые соответствуют структуре его речевого дефекта. Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей. Примерная продолжительность занятий с детьми ОНР составляет 1-2 года. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.

3. Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы
Исходя из целей и задач Рабочей программы учителя-логопеда составлены следующие документы, регламентирующие работу на 2016 - 2017 учебный год:
- Годовой план работы учителя-логопеда на 2016-2017 учебный год, в который входят планы работы по самообразованию, с педагогами ДОУ, с родителями;
- Перспективный тематический план занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с ОНР.
- Календарно-тематический план по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с ОНР.
- План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению на 2016-2017 учебный год.

4. Годовой план работы на 2016 - 2017 учебный год

1. УЧЕБНО – КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

№ п/п
Содержание работы
Сроки

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.
Логопедическое обследование детей подготовительной группы
Составление ИОМ на каждого воспитанника

Составление перспективного тематического плана на подготовительную группу
Составление расписания занятий

Составление графика работы с учетом индивидуальных и подгрупповых занятий
Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий

Проведение фронтальных (подгрупповых) занятий

Подготовка документации для ПМПК по выводу и набору детей

Ведение текущей документации:
- журнал учета посещаемости;
- индивидуальные тетради воспитанников;
- речевые карты;
- планы фронтальных занятий;
- журнал регистрации детей с нарушениями речи;
- журнал первичного обследования детей
- журнал консультаций

Годовой отчет
7 – 21 октября

7 – 21 октября

7 – 21 октября

7 – 21 октября

7 – 21 октября

ежедневно

понедельник – среда – пятница
(по необходимости) апрель - май

- ежедневно
- ежедневно
-1 раз в 3 месяца
- еженедельно
- после ПМПК
- в течение года
- в течение года
май

2. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

№ п/п
Содержание работы
Сроки

1.

2.

3.

Участие в ПМПк

Проведение консультаций для воспитателей по организации коррекционной работы в группе, по планированию

Участие в РМО учителей-логопедов

по плану д/сада

октябрь – май

по плану РМО

3. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

№ п/п
Содержание работы
Сроки

1.

2.

3.

4.

5.


Выступление на родительских собраниях

Ознакомление родителей с популярными, учебно-методическими пособиями для закрепления полученных знаний, автоматизации поставленных звуков

Проведение индивидуальных консультаций для родителей

Проведение открытых подгрупповых занятий

Обследование речевого развития детей, не посещающих логопедические занятия, с целью контроля
в течение года

в течение года

в течение года

1 раз в год

в течение года

4. РАБОТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

1.

2.

3.

4.

5.

Изучение опыта работы учителей-логопедов других детских садов района, города, области
Знакомство с новинками специальной литературы, журналы «Логопед в д\с», «Логопед» и др.

Участие в мероприятиях, проводимых РМО учителей-логопедов Тогучинского района

Изучение нормативно-правовой базы в рамках внедрение ФГОС ДО

Работа по выбранной теме самообразования
октябрь - май

По мере поступления

по плану МО

по мере поступления

октябрь - май

5. Перспективный план работы с детьми 6-7 лет с ОНР
Перспективный тематический план занятий по развитию
фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте

Литература: Гомзяк О.С. УМК «Комплексный подход к преодолению ОНР у
дошкольников» Говорим правильно в 6-7 лет

НЕДЕЛИ ТЕМЫ № ЗАНЯТИЯ

ОКТЯБРЬ
2 МОНИТОРИНГ
3 МОНИТОРИНГ
4 Звук и буква У 1

НОЯБРЬ
1 Звук и буква А 2
2 Звук и буква И 4
3 Звуки П-Пь. Буква П 5
4 Звуки К-Кь. Буква К 6

ДЕКАБРЬ
1 Звуки Т-Ть. Буква Т 7
2 Звук и буква О 10
3 Звуки Х-Хь. Буква Х 11
4 Гласные звуки: А, У, И, Ы, О 14
5 МОНИТОРИНГ

ЯНВАРЬ
1 КАНИКУЛЫ
2 Звуки М, Мь. Буква М 15
3 Звуки Н, Нь. Буква Н 16
4 Звуки Б, Бь. Буква Б 19

ФЕВРАЛЬ
1 Звуки С, Сь. Буква С 23
2 Звуки 3, Зь. Буква 3 26
3 Звуки В — Вь. Буква В 29
4 Звуки Д, Дь. Буква Д 30

МАРТ

1 Звуки Г, Гь. Буква Г 34
2 Звук и буква Э 36
3 Звук и буква Й 37
4 Буква Е 38
5 Буква Я. Буква Ю 39, 52

АПРЕЛЬ

1 Буквы Ш - Ж. Звуки Ш — Ж — С — 3 41, 43, 46
2 Звуки Л — Ль. Буква Л 47, 48, 49
3 Звуки Ц — С 51
4 Звуки Р — Рь. Буква Р 53, 54, 55

МАЙ

1 Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуки Ф — В 59, 60
2 Звук и буква Ч. Звук и буква Щ. Звуки Щ — Ч — Сь — Ть 57, 61, 64
3 МОНИТОРИНГ
4 МОНИТОРИНГ

Примечание: при условии недостаточного усвоения детьми определенного звука логопед может проводить дополнительное занятие на изучение данного звука.

В итоге проведенной логопедической работы дети должны научиться:
• правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
• четко дифференцировать все изученные звуки;
• различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «слово», «предложение» на практическом уровне;
• называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
• производить элементарный звуковой анализ и синтез;
• читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;
• отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;
• выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил правописании

Календарно-тематический план по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей 6-7лет с ОНР.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК

СЕНТЯБРЬ

ОСЕНЬ

1 5.09 – 9.09 МОНИТОРИНГ
2 12.09 – 16.09 МОНИТОРИНГ
3 19.09 – 23.09 Осень золотая! (осенние месяцы, приметы, деревья)
4 26.09 – 30.09 Овощи и фрукты. Труд людей в садах и огородах.

ОКТЯБРЬ

1 3.10 – 7.10 Как хлеб на стол попадает?
2 10.10 – 14.10 Лес. Грибы и ягоды.

Я ЧЕЛОВЕК. МОЯ СЕМЬЯ.

3 17.10 – 21.10 Человек, части тела. (гигиена и здоровье)
4 24.10 – 28.10 Моя семья.

НОЯБРЬ

РОДИНА

1 31.10 – 3.11 Моя страна, мой город.
2 7.11 – 11.11 Моя улица, мой дом.
3 14.11 – 18.11 Наш быт: мебель.
4 21.11 – 25.11 Наш быт: посуда.

ДЕКАБРЬ

ЗИМА

1 28.11 – 2.12 Зимушка-зима! (зимние месяцы, приметы)
2 5.12 – 9.12 Одежда, обувь, головные уборы.
3 12.12 – 16.12 Дикие животные и их детёныши.
4 19.12 – 23.12 Зимние забавы. Новогодний праздник.
5 26.12 – 30.12 Зимние забавы. Новогодний праздник.

ЯНВАРЬ


1 1.01 – 9.01 КАНИКУЛЫ
2 10.01 – 13.01 Зимующие птицы.
3 16.01 – 20.01 Домашние животные и птицы, их детеныши.
4 23.01 – 27.01 Зоопарк.

ФЕВРАЛЬ

ПИСАТЕЛИ ДЕТЯМ

1 30.01 – 3.02 Г.Х. Андерсен
2 6.02 – 10.02 К.И. Чуковский

ПРОФЕССИИ. ТРАНСПОРТ

3 13.02 – 17.02 Транспорт. Профессии на транспорте.
4 20.02 – 24.02 Наша Армия. Военные профессии.

МАРТ

ВЕСНА. НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ
1 27.02 – 3.03 Весна-красна! (весенние месяцы, приметы)
2 6.03 – 10.03 8 Марта. Профессии наших мам.
3 13.03 -17.03 Продукты питания (русская кухня)
4 20.03 – 24.03 Комнатные растения.
5 27.03 – 31.04 Водные обитатели (жители водоёмов и аквариумов)

АПРЕЛЬ


1 3.04 – 7.04 Весенние цветы.
2 10.04 – 14.04 Планета Земля. День космонавтики.
3 17.04 – 21.04 Перелётные птицы возвращаются!
4 24.04 – 28.04 Школа. Школьные принадлежности.

МАЙ


1 2.05 – 6.05 9 Мая – День Победы.
2 10.05 – 12.05 Здравствуй, лето! (месяцы, приметы, насекомые)
3 15.05 – 19.05 МОНИТОРИНГ
4 22.05 – 26.05 МОНИТОРИНГ

Литература: Гомзяк О.С. УМК «Комплексный подход к преодолению ОНР у
дошкольников» Говорим правильно в 6-7 лет

НЕДЕЛИ ТЕМЫ № ЗАНЯТИЯ

ОКТЯБРЬ

2 МОНИТОРИНГ
3 МОНИТОРИНГ
4 Составление рассказа по сюжетной картине «Семья» 16

НОЯБРЬ

1 Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» с изменением главных дейс-твующих лиц и добавлением последующих событий 25
2 Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта) 27
3 Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам 13
4 Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации) 14

ДЕКАБРЬ

1 Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» 21
2 Составление описательного рассказа с опо¬рой на схему 10
3 Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» 9
4 Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец — рассказ лого¬педа) 11
5 МОНИТОРИНГ

ЯНВАРЬ

1 КАНИКУЛЫ
2 Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин 12
3 Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин 30
4 Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» 15

ФЕВРАЛЬ

1 Пересказ сказки по опорным картинкам
(по сказке Г.Х.Андерсена «ЁЛКА»).
ПРИЛОЖЕНИЕ
2 Заучивание отрывка из сказки К.И. Чуковского ПРИЛОЖЕНИЕ
3 Составление рассказа «Все хорошо, что хоро¬шо кончается» по сюжетной картине с приду-мыванием предшествующих и последующих событий 20
4 Пересказ рассказа Л. Кассиля «Воздух» ПРИЛОЖЕНИЕ

МАРТ

1 Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий 24
2 Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием пред-шествующих и последующих событий 22
3 Составление рассказа «Кто кормит нас вкус¬но и полезно» (из коллективного опыта) 26
4 Составление описательного рассказа с опо¬рой на схему ПРИЛОЖЕНИЕ
5 Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыб¬ка» 18

АПРЕЛЬ

1 Пересказ рассказа М. Пришвина « Золотой луг». ПРИЛОЖЕНИЕ
2 Пересказ рассказа А. Митяева «Первый полёт». ПРИЛОЖЕНИЕ
3 Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин 23
4 Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом) 31

МАЙ

1 Составление рассказа «Собака — санитар» по серии сюжетных картин 19
2 Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему) 32
3 МОНИТОРИНГ
4 МОНИТОРИНГ

В итоге логопедической работы дети должны научиться:
• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями; владеть навыками объединения их в рассказ;
• владеть навыками диалогической речи;
• владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и пр.;
• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предложения должны употребляться адекватно;
• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, местоимения и т.д.)
• владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

Примечание: при необходимости логопед может изменить порядок изучения лексических тем в рамках периода обучения в соответствии с используемым пособием или комплексно-тематическим планом ДОУ. При условии недостаточного усвоения детьми определенного звука или темы логопед может проводить дополнительное занятие на изучение данного материала

6. План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению

I.Подготовительный этап
Задачи: Создать условия для подготовки ребенка к длительной коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них;
б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;
в) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
г) укреплять физическое здоровье воспитанников логопедического пункта ДОУ (консультации врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж).
II. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранять дефектное звукопроизношение;
б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формировать практические умения и навыки пользования исправленной
речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:
1).Постановка звуков в такой последовательности:
 свистящие С, 3, Ц, С’, 3'
 шипящий Ш
 соноры Л, Ль
 шипящий Ж
 соноры Р, Р'
 шипящие Ч, Щ

Способ постановки:
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
• для свистящих:«Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
• для шипящих:«Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
• для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
• для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2). Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:
По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:
а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3).Автоматизация каждого исправленного звука в словах.
Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4).Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихотворения с данным словом.
5).Дифференциация звуков:
С – З, СЬ – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л
6).Автоматизация в спонтанной речи. (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).

Методы коррекционной логопедической работы:
1. Наглядные
- непосредственное наблюдение и его разновидности;
- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам
и картинам);
2. Словесные
-чтение и рассказывание художественных произведений;
- заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др.
- пересказ;
- обобщающая беседа;
- рассказывание без опоры на наглядный материал;
3. Практические
- дидактические игры и упражнения;
- игры-драматизации и инсценировки;
- хороводные игры и элементы логоритмики

Средствами коррекции и развития речи детей с ОНР являются:
- общение детей со взрослыми (родителями, воспитателями, логопедом, музыкальным руководителем и др.);
- культурная языковая среда (дома и в детском саду);
- обучение родной речи на занятиях (занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи, занятия по развитию ЛГСР и связной речи, чтение художественной литературы);
- художественная литература, читаемая помимо занятий (дома и в детском саду);
- изобразительное искусство, музыка;
- занятия по другим разделам образовательной программы ДОУ.

7. Формы и приёмы организации образовательного процесса.

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми Самостоятельная деятельность детей Образовательная деятельность в семье
Непосредственно образовательная логопедическая деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах
(журнал взаимосвязи с воспитателями)
1. Подгрупповая НОД
2. Индивидуальная НОД
3. Дидактические игры
4. Настольно-печатные игры
6. Разучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений
7.Речевые задания и упражнения
8. Работа по нормализации звукопроизношения, обучению пересказу, составлению описательного рассказа 1.Пальчиковые игры и упражнения
2.Мимические, логоритмические артикуляционные дыхательные гимнастики
3.Речевые дидактические игры
4. Чтение
5.Тренинги (действия по речевому образцу)
1.Сюжетно-ролевые игры
2.Дидактические игры
3.Настольно-печатные игры
4. Словотворчество
5.Совместная продуктивная и игровая деятельность 1.Выполнение рекомендаций учителя-логопеда по исправлению нарушений в речевом развитии
2. Речевые игры
3. Беседы
4.Чтение книг, рассматривание иллюстраций
5.Заучивание скороговорок, потешек, чистоговорок, стихотворений
6.Игры-драмматизации
8. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В нашем дошкольном учреждении создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, спортивных праздниках, досугах, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания, мастер-классы.
• В ДОУ учитель-логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии. Методические рекомендации, данные в тетрадях для домашних работ, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. Задания тетрадей подобраны в соответствии с изучаемыми в группах детского сада лексическими темами и требованиями программы. Работа с детьми 6-7 летнего возраста строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.
• Кроме методических рекомендаций в специальных тетрадях, учитель-логопед постоянно обновляет стенд «Советы логопеда» в коридоре ДОУ, где собраны различные материалы, которые помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.
Без постоянного и тесного взаимодействия с семьями воспитанников коррекционная логопедическая работа будет не полной и недостаточно эффективной. Поэтому интеграция детского сада и семьи – одно из основных условий работы учителя-логопеда в ДОУ.

III. Организационный раздел

1. Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда ДОУ
Оснащение логопедического кабинета
1. Настенное зеркало – 1шт;
2. Стол для детей – 1 шт;
3. Стулья детские – 8 шт;
4. Стол для логопеда – 1 шт;
5. Стулья для взрослых – 1 шт;
6. Магнитная доска - 1 шт;
7. Дополнительное освещение у зеркала – 1шт;
8. Полка настенная для книг – 2 шт;
9. Шкаф для пособий – 1 шт;
10. Палас – 1шт;
11. Коробки и папки для пособий.

2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса
Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.
В логопедическом кабинете имеются пособия:
- для проведения логопедического обследования
- для формирования правильного звукопроизношения
- для формирования фонематического восприятия, звукового анализа
- для обучения грамоте
- для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи
- для развития связной речи
- игрушки
- методическая литература



ЦИКЛОГРАММА ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

ПОНЕДЕЛЬНИК
8-00 – 9-00

9-00 – 9-30

9-35 – 10-05


10-10 – 11-40

11-45 – 12-00

Индивидуальная образовательная деятельность
Формирование фонематического восприятия. (1-ая подгруппа)
Формирование фонематического восприятия. (2-ая подгруппа)
Индивидуальная образовательная деятельность
Оформление документации
Индивидуальные и подгрупповые занятия

ФИ детей

Индивидуальные занятия
ФИ детей


СРЕДА
8-00 – 9-00

9-00 – 9-30

9-35 – 10-05

10-10 – 11-40

11-45 – 12-00

Индивидуальная образовательная деятельность
Развитие лексико-грамматических категорий. (1-ая подгруппа)
Развитие лексико-грамматических категорий. (2-ая подгруппа)
Индивидуальная образовательная деятельность
Оформление документации
Индивидуальные и подгрупповые занятия

ФИ детей

Индивидуальные занятия
ФИ детей
ПЯТНИЦА
9-00 – 9-30

9-35 – 10-05

10-10 – 10-50

10-50 – 11-00

Развитие связной речи. (1-ая подгруппа)
Развитие связной речи. (2-ая подгруппа)
Индивидуальная образовательная деятельность
Консультации для родителей и воспитателей Оформление документации

Индивидуальные занятия

3. Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии; позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.
Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.



Использованная литература:
1. Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно-развивающей работе в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО /Под ред. Г.Н. Лавровой, Г.В. Яковлевой. Челябинск: Цицеро, 2014. – с.80
2. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
4. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
5. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2008.
6. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы, - М: Издательство ГНОМ и Д, 2008
7. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
8. ПРОГРАММЫ. Коррекция нарушений речи, под ред. Филичевой Т.Б., 2008.
9. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет; Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО; автор Нищева Н.В., 2014г

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: strekoza6973
Просмотров: 174 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА