Воскресенье, 14:14 

Все заявки, поступившие в срок с 10.11 по 22.11 будут обработаны 23.11.2018

Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2018-2019 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Истоки»
04.01.2018, 10:06

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лычковская средняя школа имени Героя Советского Союза Стружкина И.В.»

 

 

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Истоки»

(духовно-нравственное направление).

 

Возраст обучающихся: 10-13 лет.

Срок реализации: 1 год.

 

 

Автор -составитель:

Кеер Наталья Павловна,

учитель русского языка и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                с. Лычково.

                                                                 2017 год.

 

       Известно, что наиболее благоприятным средством воспитания, любви к родному языку, уважения к старшим, заботы и чуткости к слабым, является народная культура, народные традиции и национальные особенности русского народа.  Систематическое ознакомление школьников с традициями народа должно осуществляться, прежде всего, в учебном процессе на основе целенаправленного использования тех возможностей воспитания на народных традициях, которые заложены в учебных программах и учебниках общеобразовательных школ. Своеобразным дополнением к этому процессу должно выступать знакомство с такими традициями в процессе разнообразной внеурочной деятельности. 

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности «Истоки» реализует ФГОС ООО, она разработана в соответствии с

· Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2012 № 273-ФЗ,

· Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «ОбутвержденииСанПиН 2.4.2.2821-1 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения вобщеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010

№ 189,

·Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования(утвержден приказом Министерства образования и науки

Российской Федерацииот 17.12.2010 № 1897),

· Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от

12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС

ОО»,

· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29августа 2013г.N1008 «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

· Уставом МАОУ «Лычковская средняя школа имени Героя Советского Союза Стружкина И.В.»

 

Цель организации внеурочной деятельности в МАОУ «Лычковская средняя школа имени ГерояСоветского Союза Стружкина И.В.» в соответствии с ФГОС ООО –

 -создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей,

- создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;

- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся,

-  развитие здоровой, творчески растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Внеурочная деятельность школы направлена на достижение воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Задачи внеурочной деятельности:

  • расширение общекультурного кругозора;
  • формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
  • включение в личностно-значимые творческие виды деятельности;
  • формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
  • помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности;
  • создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения.

Принципы внеурочной деятельности

  1. Принцип учет потребностей обучающихся и их родителей.
  2. Принцип гуманистической направленности.
  3. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности.
  4. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекса, используемого в образовательном процессе.
  5. Принцип успешности и социальной значимости.

 

Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Истоки» авторская. Она помогает обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательной организации.Создаёт условия для развития личности, её творческого потенциала, её нравственных качеств.

 

В программе представлены все направления развития личности во внеурочной деятельности:

Для реализации программы используются следующие виды деятельности:

- игровая деятельность;

- познавательная деятельность;

- проблемно-ценностное общение;

- досугово-развлекательная деятельность;

- художественное творчество;

-социальное творчество;

Актуальность программы обусловлена тем, что

- в настоящее время недостаточно представлена традиционная культура в современном обществе,

- слабо используются образовательными учреждениями и школой русские национальные традиции,

 -ослабли духовно-нравственные ценности семейного воспитания личности ребёнка,

 - разрушается традиционный русский православный уклад жизни,

 - утрачиваются семейные функции передачи детям значимых народных культурных и жизненных ценностей.

Следовательно, данная программа «Истоки» актуальна по своему содержанию и формам работы. Она поможет восполнить названные пробелы и познакомит учащихся с национальными истоками. Вооружит их системой знаний о традициях своего народа, поможет сформировать их нравственные качеств

Данная программа обращается к истокам русского быта не только потому, что это кладезь мудрости, нравственного здоровья, пример хозяйственности, трудолюбия, но и потому, что это наша история. Изучение самобытной уникальной культуры и быта наших предков имеет огромное значение в выполнении нравственных, патриотических и эстетических задач в воспитании подрастающего поколения. То, что утеряно обществом в отношении народности образования, необходимо восстановить и переосмыслить в духе времени. Каждый раз, прикасаясь к культуре наших предков, мы закладываем в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням, к Родине, семье, уважение к традициям предков, понимание культуры других народов, осознание необходимости жить в дружбе с другими людьми.

Данный курс «Истоки» дает возможность предоставить школьнику условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание. Эта способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника. Создание условий для культурного самоопределения каждого обучающегося, его практической идентификации со своим народом должно быть обеспечено на всех этапах его обучения в школе. Это и поможет осуществить курс внеурочной деятельности «Истоки».

Отличительной особенностью программы является то, что материалы данного курса дают учителю большую возможность реализовать межпредметные связи, тем самым развивать мышление ребенка, организовать необходимые условия по ознакомлению школьников с культурой России и своего региона.  Занятия по данному курсу смогут оказать действенную помощь в решении задач внеучебной деятельности.А также особенностью является то, что занятия носят личностный характер. В процессе занятий каждый ученик узнаёт что-то новое о традициях, особенностях быта и жизни русского крестьянина.

Новизна программы заключается в том, что в ней содержатся сведения по истории, литературе, русскому языку, технологии, культуре России и родного Новгородского края, информационные и практические материалы о народном быте и народных традициях.  Теоретические занятия будут подкрепляться наглядно. Учащиеся смогут не только увидеть, но и потрогать руками реальные предметы старины, связанные с народным бытом. В учебном плане данной программы запланировано несколько экскурсий в домашний музей русского народного быта, создателем которого является житель нашего села Алексей   Арнольдович Кеер. А также запланировано посещение районного краеведческого музея в п. Демянск.

Также в рамках программы создаются благоприятные предпосылки для формирования личности с развитым национальным самосознанием, духовно-нравственными ценностями и устойчивыми гуманистическими стереотипами поведения. Для проведения занятий используются различные виды деятельности.

Программа внеурочной деятельности «Истоки» основана на единых подходах и принципах:

- использование разнообразных форм организации занятий;

-развивающий характер обучения;

-обеспечение психологического комфорта ребёнка;

-формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности.

Цель программы – формирование национального самосознания и развитие духовно-нравственных ценностей на основе изучения народного быта, занятий и традиций русского народа.

Задачи программы:

  • формировать навыки продуктивных видов деятельности: игровых, коммуникативных умений;
  • формировать навыки социального общежития, нравственного поведения на основе знаний народного быта и традиций;
  • развивать интерес и потребность к процессу речевого общения;
  • знать народные промыслы, особенности устройства русской избы, бытовые традиции русских крестьян, мужские и женские занятия;
  • знать и уметь различать предметы русского быта (прялка, ухват, чугун, сундук др.);
  • активизировать внимание и память.

Этнокультурное образование детей на основе русской традиционной народной культуры позволяет ребёнку самореализовываться, укреплять межнациональную дружбу, жить в многонациональном сообществе, бережно и терпимо относиться к своеобразию других культур и традиций, жизненных устоев. Работа в этом направлении ориентирует детей на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре народа.

Программа способствует более высокому (компетентностному) уровню развития школьников, позволяет сплотить коллектив учащихся, овладеть основами нравственного поведения, повысить культуру общения, приобщить к русским народным традициям, укрепить взаимосвязь семьи и школы.

Программа рассчитана на учащихся 5-7 классов. Также она может быть использована и при работе с учащимися начальной школы (3-4 класс).

Продолжительность реализации программы:

Данная программа рассчитана на один год обучения. Общее количество часов-34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность 45 минут.

Формы занятий.

Используются разнообразные формы занятий: лекции, презентации, конкурсы, экскурсии, ролевыеигры, проекты.

В ходе занятий учащимся предлагается разработать три проекта:

1)информационный проект «Русский уклад жизни – крепкие и здоровые семьи».

2)ролевой проект «Деревенские посиделки»;

3) творческий проект «Отдых и развлечения крестьян. Праздники, забавы».

Эти проекты различаются по продолжительности и числу участников (одни реализуются в течение урока, другие рассчитаны на самостоятельную внеурочную групповую деятельность учащихся).

Таким образом, использование проектной технологии поможет расширить и углубить знания учащихся по народным основам русской культуры.

Программа курса предусматривает использование межпредметных связей:

литература – вопросы народного фольклора;

русский язык – устаревшие слова, диалектизмы, название крестьянских орудий труда, предметов быта;

технология – народные промыслы, рукоделие, работа с деревом;

обществознание – семейное право;

история – особенности жизни и быта крестьян России, в том числе и крестьян Новгородского края.

Планируемые результаты.

Содержание программы курса направлено на гуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей среднего школьного возраста. Планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно – ориентированных целей образования.

Формирование УУД.

1.Личностные результаты.

В сфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.

В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, информацию.

В сфере коммуникативных УУД  обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками,  воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).

Оценивать объем знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному курсу возможнокак по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собой прежним.

2. Метапредметные результаты.

В результате освоения курса обучающиеся получат возможность ознакомиться с культурно – историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о народе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).

Далее смотреть архив материала

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 152 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА