Вторник, 12:54 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Рабочая программа педагога - психолога дошкольного образовательного учреждения
21.09.2019, 14:18

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №3»

 

 

 

 

Одобрено на заседании                                                        Утверждаю:

педагогического совета                                              __________Заведующий

(______________)                                                      __________(Ф.И.О)

 

 

 

 

 

Рабочая программа педагога - психолога

дошкольного образовательного учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчики:

   Пеленская Е.В.

                                                                                                   Ерофеева Е.А.

 

 

 

 

                                               2018 г.           

 

Оглавление

 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка……………………………………………………..3-7

1.2 Целевые ориентиры образовательного процесса…………………………7-8

1.3 Характеристика возрастных особенностей воспитанников…………….8-13

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Психологическое сопровождение реализации основной образовательной программы МБДОУ по освоению образовательных областей……………13-16

2.2 Основные направления деятельности педагога-психолога……………16-30

2.2.1 Психологическое консультирование………………………………….16-18

2.2.2 Психологическая диагностика………………………………………...18-21

2.2.3 Психопрофилактика……………………………………………………21-23

2.2.4 Психологическое просвещение……………………………………….23-24

2.2.5 Развивающая и коррекционная работа по реализации образовательной программы…………………………………………………………………….24-30

2.3 Взаимодействие с семьями воспитанников…………………………….30-34

2.4 Психологическое сопровождение детей «группы риска»……………..34-44

2.4.1 Система комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО…………………………………………34-40

2.4.2 Психологическое сопровождение детей с признаками одаренности……………………………………………………………………………..40-44

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога ДОО……………………………………………………………………...……44-47

3.2 Планирование работы педагога-психолога в ДОО…………………….48-51

3.3 Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды кабинета педагога-психолога………………………………………...51-55

3.4 Методическое обеспечение……………………………………………...55-58

 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.  Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.

Деятельность педагога-психолога ДОО направлена, с одной стороны, на создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте, а с другой, на содействие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.

Рабочая программа является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности педагога-психолога дошкольной образовательной организации.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы педагога-психолога составляют:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ (Приказ Минобразования России № 636 от 22.10.1999г.);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России;
  • Основная образовательная программа МБДОУ ДС № 41 «Солнышко».

На все профессиональные виды деятельности педагога-психолога в ДОО распространяются принципы этического кодекса:

  • принцип конфиденциальности;
  • принцип компетентности;
  • принцип ответственности;
  • принцип этической и юридической правомочности;
  • принцип квалифицированной пропаганды психологии;
  • принцип благополучия клиента;
  • принцип профессиональной кооперации;
  • принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

Объектом профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОО выступают феномены внутренней жизни ребенка-дошкольника. А предмет его деятельности можно определить как психическое здоровье ребенка, охрана и укрепление которого происходит в ДОО в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др.).

Рабочая программа раскрывает инновационный подход к организации и содержанию деятельности педагога-психолога в соответствии с ФГОС ДО. В основу разработки рабочей программы положен принцип амплификации детского развития (А.В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности как для удовлетворения возрастных потребностей ребенка, так и для сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, что позволяет реализовать права и свободы подрастающей личности.

Рабочая программа помогает педагогу-психологу создать оптимальные условия при построении образовательной работы с дошкольниками, организовать условия для продуктивного развития дошкольника, содействовать преодолению неблагоприятных вариантов детского развития в разнообразных видах деятельности.

Концептуальными основаниями программы выступают принципы, определенные ФГОС ДО:

  • поддержки разнообразия детства;
  • сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
  • создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включения в различные виды деятельности;
  • учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

 

На основе рабочей программы педагог-психолог составляет годовой план работы, осуществляет календарное планирование своей деятельности с учетом содержания образовательной программы, запроса родителей и педагогов, специфики образовательных потребностей детей в конкретной ДО.

Структура рабочей программы отражает все направления деятельности педагога-психолога.

Содержание деятельности педагога-психолога определяется ее направленностью на обеспечение следующих психолого-педагогических условий, определенных ФГОС ДО:

  • уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и  искусственного замедления развития детей);
  • построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей  друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • защита детей от всех форм физического и психического насилия (Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации», статья 34, п. 1.9);
  • построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Цель деятельности педагога-психолога ДОО, реализующаяся в данной рабочей программе, - охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательной программы.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • определение индивидуальных образовательных потребностей детей;
  • предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;
  • содействие созданию соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольниками образовательной программы;
  • обеспечение психологически комфортного климата, создание безопасной образовательной среды;
  • повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителейвцелях содействия  личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
  • участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.

 

Критерии результативности деятельности педагога-психолога ДОО:

ü психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на разных возрастных этапах;

ü обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;

ü достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;

ü сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни при определении итоговых результатов;

ü обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;

ü функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;

ü сформированность коммуникативных навыков воспитанников;

  • вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза);
  • сформированность у воспитанников целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного детства.

 

Основанием преемственности дошкольного образования и начального образования являются целевые ориентиры.

 

Далее смотреть архив материала

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 38 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА