Четверг, 08:04 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2018-2019 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Психолого-педагогическая характеристика особенностей художественно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста
30.03.2019, 16:44

Психолого-педагогическая характеристика особенностей художественно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста

 

На современном этапе, учитывая необходимость раннего приобщения ребенка к искусству в целом, и миру художественной литературы в частности, художественно-речевую деятельность ребенка необходимо рассматривать прежде все всего в эстетическом аспекте, акцентируя ее творческую направленность. В этом случае она сможет стать основой литературного развития ребенка.

Под художественно-речевой деятельностью понимается деятельность, возникающая у ребенка, под влиянием литературного или фольклорного произведения.

Традиционно художественно-речевая деятельность дошкольников рассматривалась как средство развития образности и выразительности речи, активизации их поэтического слуха.

Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Посредством речи осуществляется удовлетворение коммуникативных и других потребностей личности, обеспечивается передача опыта и знаний последующим поколениям, происходит воздействие на сознание с целью сформировать определенные взгляды и убеждения, то или иное отношение к фактам, явлениям действительности, склонить к необходимым действиями и поступкам.

Развитие речи, обучение языку, формирование культуры речевого общения - важные направления работы с детьми дошкольного возраста. Решение задач речевого развития детей осуществляется в рамках программного раздела «Художественно-речевая деятельность». Взаимосвязанными компонентами художественно-речевой деятельности дошкольников являются восприятие литературного текста, его воспроизведение (репродукция) и элементарное словесное творчество.

По мнению С. М. Чемортан, художественно-речевая деятельность рассматривалась и рассматривается в дошкольной педагогике как средство формирования выразительности и образности речи. Однако на современном этапе средствами художественно–речевой деятельности решается также более широкий спектр задач. Данный вид деятельности выступает одним из средств развития творческих способностей ребенка.

Произведения детской художественной литературы, предусмотренные программой воспитания для работы с детьми дошкольного возраста, способствуют расширению их опыта и знаний об окружающем мире, формированию положительных моральных и волевых качеств, закладывают основы мировоззрения, учат понимать и любить прекрасное, обогащают их словарный запас, способствуют формированию выразительного, образного, литературного языка.

М.Б. Мамедова считает, что понятие художественно-речевой деятельности детей многосоставно, оно включает в себя восприятие детьми произведений художественной литературы и фольклора, ознакомление с простейшими литературными терминами, рассказывание, пересказ сказок, чтение наизусть стихотворений, потешек, освоение образной и выразительной речи и на этой основе возникновение начальных форм словесного творчества.

По мнению Е.А. Медведевой, художественно-речевая деятельность обогащает опыт детей знаниями народных сказок с доступным содержанием, образами сказочных героев, воспитывает интерес к литературным произведениям. Через сказки дошкольники учатся видеть и понимать семиотическое значение, которое выражается в обобщенных образах: скатерти-самобранке, шапке-невидимке, сапогах-скороходах и т. д.

Она считает, что задачами художественно-речевой деятельности детей с проблемами являются:

- открытие мира словесного искусства;

- воспитание интереса и любви к книге;

- формирование умения слушать, понимать содержание художественных произведений и эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям;

- формирование навыков ритмической организации речи, ее интонационной выразительности в поэзии и прозе.

Л.Б. Фесюкова с целью развития творческих способностей дошкольников посредством словесного творчества считает необходимым использовать прием, составления сказки с опорой на содержание текста (загадки, стихотворения, пословицы, считалки). «Развитие мышления и воображения» выделено автором в качестве раздела работы по анализу художественного текста (наряду с разделами «Речевая зарядка», «Сказка развивает руки», «Нравственный урок», «Воспитание добрых чувств», «Сказка и экология», «Сказка и математика»). [42, с. 203]

По мнению Л.Я. Панкратовой, художественно-речевое воспитание направлено прежде всего на развитие любви и интереса к литературе. Возникший у ребенка эмоциональный отклик на прослушанные рассказы, сказки, стихотворения способствует лучшему их пониманию и усвоению, усиливает воспитательное значение литературных произведений не только в умственном, но и в нравственном, эстетическом плане.

О.О. Мамий считает, что в педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин «художественно-речевая деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества. В данное понятие входят и формирование связной речи, словарная работа и др..

Она указывает на то, что одна из важных задач в развитии речи детей - формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Согласно работам И.Ю. Левченко, обучение художественно-речевой деятельности строится с учетом особенностей, обусловленных возрастом ребенка и структурой имеющегося у него отклонения в развитии.

По мнению Т.А. Добровольской, огромное значение в развитии речевой деятельности имеет искусство художественного слова, знакомство с поэзией малых форм, прозой (фольклорной и авторской). Интерес у детей вызывают произведения, в которых главные действующие лица - сам ребенок, животные, где описываются игровые, бытовые ситуации. Эмоциональное выразительное чтение взрослым стихов, сказок, показ иллюстраций к ним, а затем пересказывание содержания понравившегося ребенку художественного произведения - все это формирует у малыша речевую активность, стимулирует его повторять отдельные слова, предложения, выражения из стихов и сказок.

С.А. Мосолова считает, что задачи художественно-речевой деятельности подчинены общей цели всестороннего воспитания личности ребенка, они выдвигаются в соответствии с возрастными особенностями детей, а также своеобразием литературных произведений. Осознавая роль художественной литературы, как средства умственного и нравственного воспитания, необходимо знакомить детей с собственно художественными достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка.

Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина считают, что художественная литература, фольклор дают прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку.

По мнению Л.А. Кондрыкинской для успешного решения задач самостоятельной художественно-речевой деятельности воспитателю необходимо помнить, что она всегда связана с художественной литературой и проявляется при ознакомлении детей с художественными произведениями (сказками, рассказами, стихотворениями), их анализом в рассказывании, выразительном чтении, инсценировании, придумывания детьми сказок, загадок, коротких стихотворений, рифмовок.

 Г.А. Тихомирова считает, что при наличии хорошо оборудованных уголков, а также соответствующих знаний, умений и навыков у детей, нужно добиваться того, чтобы вся группа включалась в художественно-речевую деятельность, чтобы дошкольники занимались, как индивидуально, так и коллективно.

В своих работах Я.Л. Коломинский отмечал, что художественно-речевая деятельность тесно переплетена с театрально-игровой, в процессе которой дети драматизируют небольшие художественные произведения, фрагменты из них, ставят кукольные спектакли.

Н.Н. Хоменко считает, что углубленный анализ содержания литературного произведения способствует развитию творческого мышления детей.

А.М. Петаева считает, что произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

М.М. Алексеева в своих работах отмечает, что знакомство с художественной литературой не должно ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг должно организовываться во все моменты жизни детей в детском саду, его необходимо связывать с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список произведений устного народного творчества и художественной литературы должно быть рекомендовано программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово, быть более разнообразными, чем занятия, и определяться творчеством педагога.

Н.С. Карпинская также отмечала важную роль художественных произведений в развитии речи дошкольников. Она считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах - музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках - меткость, выразительность.

Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

По мнению Ф.А. Сохина художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

      Для формирования творческих способностей необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию потенциала личности ребенка дошкольника. Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, а так же высший психический процесс - воображение.

Дошкольный возраст- период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется речь. Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно- этическом, художественно-эстетическом

развитии детей. В тоже время ученые отмечают, что ближе к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, стихов, небылиц).

             Благодаря расширению детского кругозора, социальному опыту ребенка, при котором потребности «словотворить» отпадает за ненужностью, то сформированность речи, подкрепленная интересом к литературным и народным произведениям, дает возможность ребенку, подключив бурную фантазию, попытаться придумать свое «произведение», похожее на сказку, рассказ или стихотворение.

Работа по формированию словесного творчества осуществляется на основе развития художественного воображения ребенка, его коммуникативных способностей и развития всех сторон его речи (лексической, грамматической, фонетической).

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Пословицы обогащают словарь детей, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Дети очень любят игры со словом. Использование педагогами разных методов и приемов работы с детьми, прежде всего игр со словами, действительно обогатит словарный запас каждого дошкольника, поможет ему практически овладеть навыками грамматически правильной речи, а также принятыми в языке законами сочетания слов.

Игры проводятся воспитателем на основе знакомства дошкольников с постепенным усложнением заданий и с учетом возраста и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. Наилучших результатов в непростом деле формирования у ребенка лексико-грамматических представлений удается достичь тогда, когда взрослый проявляет заинтересованность, доброжелательное внимание к дошкольнику, восторженно и эмоционально поощряет его даже за самую маленькую удачу и старание.

   Совместное творчество детей и взрослых позволяют увеличить активный словарь детей, повысить интерес к словотворчеству, речь детей становится образной, грамотной, дети используют разные части речи и виды предложений.

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 47 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 venusik90   (22.04.2019 20:24)
Методическая разработка представлена анализом литературы по развитию речи детей литературно-художественными средствами языка. Так как дети очень любят игры со словом. Использование педагогами разных методов и приемов работы с детьми, прежде всего игр со словами, действительно обогатит словарный запас каждого дошкольника, поможет ему практически овладеть навыками грамматически правильной речи, а также принятыми в языке законами сочетания слов.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА