Вторник, 16:15 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Психологическая программа для подростков с отклонениями в развитии, направленная на повышение самооценки «Познай самого себя…»
09.12.2019, 10:47

Пояснительная записка

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей со всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы, особенно у детей, имеющих недостаточное психологическое развитие, имеющих худшие адаптационные возможности. Психологическая коррекция эмоционально-личностной сферы подростка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) – актуальная проблема коррекционно-развивающей работы.

Подростковый возраст характеризуется как период, в котором равновесие, сложившееся в предшествующем детском возрасте, нарушено в связи с появлением мощного фактора полового созревания, а новое ещё не обретено.

 В этом определении акцентируются два момента, ключевые для понимания биологической стороны проблемы подростковых кризов: роль процесса полового созревания и роль неустойчивости нервной системы.

У подростка возможны следующие проявления в поведении: частая смена настроения, депрессия, неусидчивость, плохая концентрация внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и проблемное поведение. Разумеется, биологические факторы (гормональные изменения) не являются определяющими: важное влияние на развитие подростка оказывает среда и, прежде всего, социальное окружение.

 Подростковый возраст – это пора важных изменений в личности ребенка, при нормальном онтогенезе этот период протекает проблематично во всех отношениях, при дизонтогенеза, у детей с ОВЗ, возможны более серьезные нарушения, отклонения.

У подростков с ОВЗ отмечается: недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью, может серьезно тормозить их обучение и развитие. Наиболее нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера; частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, что связано с их нервно-психическими состояниями. Подростки с ОВЗ могут допускать срывы в своём поведении.

Эмоциональная поверхность приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа. Значительная часть нарушений поведения имеет и половые различия: аффективная возбудимость у мальчиков чаще проявляется в раздражительности, взрывчатости, у девочек имеет выраженный истериформный оттенок; в расторможенности влечений у мальчиков чаще выступает склонность к алкоголизации, побегам, агрессии, у девочек - повышенная сексуальность.

Также таких подростков отличает завышенная самооценка, при низком уровне тревожности, неадекватный уровень притязаний - слабость реакции на неуспехи, преувеличение удачности.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка – важный регулятор  поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Статистические данные психологических исследований подростков с ОВЗ, позволяют сделать следующие выводы: такие подростки характеризуются моральной незрелостью, отсутствием чувства долга, ответственности, неспособности тормозить свои желания, подчиняться школьной дисциплине и повышенной внушаемостью и неправильным формам поведения окружающих.

В связи с фактами и проблемами возникает потребность в разработке коррекционно-развивающей программы для подростков с отклонениями в развитии, направленной на повышение самооценки «Познай самого себя...», так как эта категория детей нуждается в специально организованных условиях психологического воздействия, направленных на оптимизацию и нормализацию процесса межличностных отношений с окружающими.

Программа коррекционной работы для подростков с отклонениями в развитии, направленная на повышение самооценки «Познай самого себя…» разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ.

Программа направлена на обеспечение коррекции нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории; на формирование способности к произвольной регуляции поведения, на основе подчинения системе правил, регулирующих эмоциональные проявления в межличностных отношениях, потребности в общении, развития эмпатии и адекватных навыков сотрудничества с окружающими.

Образовательная программа направлена на формирование адекватной самооценки у подростков, одного из самых важных качеств характера личности, необходимых для самоопределения, формирования воли и уверенности.

Программа призвана помочь подросткам в воспитании адекватной самооценки, во избежание появления завышенного самомнения, высокомерия. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка это одно из условий совершенствования личности, помогающая выработать такие черты характера как самодисциплина, принципиальность - одно из ценных личных качеств, придающих характеру деятельную направленность, скромность. Заниженная самооценка способствует недооценке своих достоинств, робость в отстаивании своей позиции, в высказывании своих взглядов.

Актуальность данной программы заключается в том, что программа составлена на основе частых причин обращения к психологу  - это трудности, испытываемые подростком в оценке самого себя, своих возможностей, качеств и места в жизни. Многочисленные исследования показывают, сколь важна адекватная самооценка для развития личности, взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Общий рост личности подростка, расширение кру­га его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками - все это ведет к интенсив­ному росту социально ценных побуждений и пережи­ваний подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д.

Цель программы Повышение уверенности в себе через раскрытие творческого потенциала методами арт-терапии. Содействие процессу эмоционально-личностного развития, улучшение субъективного самочувствия, укрепление психического здоровья, формирование навыков самоопределения, саморегуляции для успешной социализации личности. Формирование адекватной самооценки у подростков.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач.

Задачи:

  • развитие позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
  • снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование чувств и переживаний в процессе творчества;
  • совершенствование умения передачи своего эмоционального состояния;
  • развитие навыков, необходимых для уверенного поведения.
  • мотивация подростков на формирование первичных навыков самоанализа.
  • сформировать представление о формах и навыках личностного общения в группе сверстников, способов достижения взаимопонимания.
  • способствовать развитию моральных качеств, проявлению толерантности.
  • учить применять методы аутотренинга, дыхательной гимнастики, мышечной релаксации, медитации для снятия психоэмоционального напряжения.
  • самопознание - формирование «Я» - образа через получение знаний о себе -  соотношение образа Я идеального и Я реального.

Программа предназначена для психологической работы с детьми подросткового возраста с особыми образовательными потребностями в возрасте 10-14 лет. Продолжительность реализации психологической программы для подростков с отклонениями в развитии, направленной на повышение самооценки «Познай самого себя…» заисит от индивидуальных потребностей подростка, продолжительностью не менее 12 месяцев. Длительность индивидуальных и групповых занятий для подростков примерно 1 раз в неделю, по 45 мин.

Срок реализации программы: 1 год.

Далее смотреть архив материала

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 28 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА