Как изготовить стенд для детского сада или школы своими руками Проект "Я писатель" дополнен новой рубрикой "Письма с войны" Викторина к Дню космонавтики "Поехали" Еще одна игра для развития скорочтения... Игры, которые позволяют развивать скорочтение Проект "Я писатель" с выдачей сертификата для всех желающих Как добиться осознанного понимания прочитанного? Что еще следует учитывать при организации занятий? Снижаем цены на макеты на время карантина! Измеряем технику чтения Программа упражнений по развитию быстрочтения Тибетская тренировка развития периферического зрения Упражнение 13 "Лабиринт" Упражнение по развитию скорочтения 11 "Алфавит" Упражнение 10 "Трапеция" Как сделать цветы из поролона своими руками? Электронная викторина к 75 летию Победы с документом! Онлайн платформа для развития ребенка с раннего возраста Автоадвокат. Юридическая помощь при ДТП. Юристы по ДТП Английский по скайпу

К 75-летию Победы! Интерактивная карта сражений


Картинка к материалу: «»
19:18

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение          «Средняя общеобразовательная школа №8

 с углублённым изучением математики»

г.Старая Русса

 

 

                 Программа               внеурочной деятельности

«Возникновение письменности Новгородского края»

 

 

        Составитель:Соловьева О. В.,

                                                                     учитель начальных классов

                                                                     МАОУСОШ №8,

                                                                    высшая квалификационная категория

 

Пояснительная записка

  1. В настоящее время в обществе изменились ценностные ориентиры, произошли существенные изменения в устройстве общества, политике. Идет широкая пропаганда образа жизни по западному или американскому образцу. В современных условиях утвердиться в обществе и жизни способна всесторонне развитая личность, которая стремится к максимальной реализации всех своих способностей.

Эти преобразования в обществе продиктовали изменения в образовательной сфере, отражены в Законе об образовании и стандартах нового поколения, а именно в усилении направленности на развитие личности ученика, на духовно-нравственное воспитание каждого ребенка.

Данная проблема актуализируется в Новгородской области за счет внедрения стандартов нового поколения, в которых особое место отводится духовно-нравственному воспитанию во внеурочное время и базовым ценностям, которые необходимо довести до сознания ребенка: гражданственность и патриотизм, труд и творчество.

Диагностика показала, что дети не знают и не проявляют интереса к изучению богатого культурного наследия своего города и Новгородского края. Невозможно говорить о любви к России, не зная истории и культуры своей малой Родины.

На протяжении столетий письмо и каллиграфия на Руси были неразрывно связаны с духовным и культурным становлением наших предков, помогали укреплять национальное самосознание, свидетельствовали о духовном делании. Изучая древнерусское письмо, мы не только обращаемся к нашим культурным истокам, но и постигаем заключённое в нём идеальное представление о гармонии мира. В Учебных Азбуковниках по каллиграфии XIIIXVII веков было показано многообразие вариантов написания букв, в которых отражалась сложность мироустроения, чего не скажешь о современных пособиях для детей. Подобно тому, как в каждой клетке нашего организма содержится программа его развития, так и в каждой Букве в свёрнутом виде заключена информационная программа, которая тесно связана с нашим языком, письменностью, культурой и духовными традициями народа. По словам архитектора И. П. Шмелева, традиция – это храм Памяти, из которой черпается энергия вдохновения, созидания и развития… И пока народ чтит и хранит свои традиции, он способен вынести все испытания, претерпеть все невзгоды.

  1. Все это определило выбор следующего направления моей педагогической деятельности: создание условий для формирования у детей младшего школьного возраста интереса к культурным традициям края и уважительного отношения к ним, создание условий для формирования мотивации в отношении русского языка как национальной ценности и уважительного отношения к культуре речи, а также пробуждение интереса к становлению славянского алфавита и воспитания патриотических чувств, что соответствует приоритетам образовательной политики нашего государства. Оно основано на изучении работ Л.С. Выготского, И.П. Волкова, И.П. Иванова, И.Ф. Гончарова.

Идеи Л.С. Выготского о зонах ближайшего развития позволили мне разработать диагностический инструментарий и прогнозировать дальнейшее развитие моих учеников.

Я согласна с выводами Л.В. Занкова, что необходимо создать условия для общего развития всех учащихся независимо от общих и специальных способностей. Это помогло мне в выборе цели моей педагогической деятельности. Реализуя цель воспитания гражданственности и патриотизма через внеурочную деятельность посредством изучения письменности, культуры и духовных традиций народа,  я изучила работу И.Ф. Гончарова, в которой для меня наиболее значимой явилась идея возрождения русской культуры, что помогло подобрать соответствующий материал для работы.

В работах И.П. Волкова для меня наиболее существенны:

    • выявление и развитие творческих способностей;
    • приобщение учащихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

В результате изучения этой технологии я разработала способы развития творческих способностей детей. Для реализации поставленной цели я ознакомилась с работой И.П. Иванова. Его идея воспитания и развития общественно активной личности положена в основу моей работы. Совмещение вышеназванных теоретических предпосылок позволило мне разработать программу развития детей младшего школьного возраста «Возникновение письменности Новгородского края», которая дает неограниченные возможности для развития всех детей, независимо от общих и специальных способностей.

III.  Итак, цель моей педагогической деятельности: воспитание патриотизма и гражданственности через внеурочную деятельность учащихся. Данная цель достигается за счет внеклассной работы, которая предполагает следующие задачи:

- развитие эрудиции и общей культуры учащихся;

- развитие коммуникативных навыков;

- продолжить формирование навыков использовать исторический материал для осознания языка как формы выражения национальной культуры;

- привить ученику исследовательские и творческие навыки.

Выполнение этих задач осуществляется через работу творческой группы. Программа рассчитана на один год и предполагает активную деятельность детей, личностно-ориентированный подход. Она состоит из четырёх разделов.

Первый раздел «Возникновение письменности у разных народов» предусматривает: углубление у учащихся в ходе проектной деятельности представления о развитии письменности у разных народов  и изучение их  быта, предполагает использование различных способов развития творческих способностей:

    • выполнение практических работ творческого характера по составлению эскизов, рисунков, аппликаций из бумаги;
    • изучение и использование историко – краеведческого материала, что помогает развить интерес к изучению культурного наследия и впитать образ жизни наших предков.

Новизна второго раздела «Материал для письма» в том, что изучение письменности Новгородского края предполагает самостоятельный поиск информации о хранении и древних носителях информации, связанных с той или иной деятельностью новгородцев.

Учащиеся должны четко уяснить цель своего творческого поиска и определить задачи для самостоятельного творчества, проявить способности при их реализации. Много внимания уделяется самостоятельной работе, самообразованию детей через изучение первоисточников и обращению к справочной литературе. В приобщении к самостоятельной деятельности используются все формы внеклассной работы, но с одним условием: должен получиться оригинальный творческий продукт деятельности ребенка с дальнейшей его фиксацией.

Особенностью третьего раздела «Каллиграфия» является то, что дети не только знакомятся с удивительным миром каллиграфии, но и применяют каллиграфические предметы на практических занятиях по выполнению каллиграфических гамм и каллиграфических этюдов. Занятия каллиграфией требует немало внутренних усилий, но плоды их бесценны для воспитания таких качеств, как прилежание, аккуратность, терпение, внимание, сдержанность. Благодаря занятиям с помощью каллиграфического пера и кисти преодолевается леность души, активируется наблюдательность, умение сосредоточиться и последовательно логически мыслить, что в свою очередь помогает развитию творческого мышления и воображения. Содержание материала этого раздела продолжает целенаправленное формирование и помогает проявлять творчество в любом деле. Воспитание интереса к культуре и истории края, это способствует интеграции дисциплин: истории, окружающего мира, технологии, ИЗО, чтению и развитию речи.

Четвёртый раздел «Старорусская Азбука».Старорусская Азбука – это первая страничка в узнавании малой родины, в ознакомлении с её достопримечательностями и с  красотою родных мест, а также привитием чувства патриотизма в формировании гордости за большую Родину и желания беречь её и постараться сделать краше. В этом разделе большое внимание уделяется изучению развития и процветания солеварения в городе, как градообразующего фактора. Большую роль играют экскурсии в краеведческий музей и к соляным источникам.

Для реализации данного направления в педагогической деятельности специально оформлен кабинет (творческая комната), где  представлены стенды, отражающие письменность с момента возникновения до наших дней, разработана Старорусская азбука, представлены инструменты и материалы для письма, которыми пользовались наши предки. Это создаёт особые условия для активизации интереса к изучению письменности, создания комфортных условий, что обеспечивает дальнейшую реализацию поставленных задач развития каждого ребенка.

Вышеуказанное позволяет утверждать, что данная программа представляет собой творческий продукт, а именно, трансформацию технологии развивающего обучения Л.В.Занкова и творческого развивающего обучения педагога-новатора И.П.Волкова, адаптированную к условиям работы со всеми детьми.

IV. По данной программе я работаю два года, при этом, в соответствии с поставленной целью моей работы воспитания патриотизма и гражданственности, развитие творческих способностей посредством изучения письменности края, могу констатировать следующую динамику:

    • если в начале работы дети не проявили интерес к изучению письменности края, то сейчас эта заинтересованность выражается в творческих работах коллективного и индивидуального характера;
    • если в начале работы они не могли писать сочинения, доклады, то теперь научились подбирать материал, излагать свою точку зрения, подходят к выполнению работ творчески;
    • если в начале работы учащиеся с трудом выполняли практические работы по эталону, образцу, то сейчас каждая работа представляет собой произведение творческого характера с хорошим историческим содержанием.

Большинство научилось разрешать проблемные ситуации, вести активный исследовательский поиск по решению поставленных задач, который выражается в их работах по изучению письменности края. С большим удовольствием дети стали посещать библиотеку и самостоятельно отбирать нужный материал по краеведению, истории края, а также научились пользоваться электронными ресурсами Интернет.

Кроме того, эффективностью моей работы считаю развитие сферы общения детей через совместную творческую деятельность на занятиях, поддерживание уровня мотивации, что очень важно для всех учащихся.

В процессе работы я приобрела опыт работы в рамках реализации цели: воспитание патриотизма и гражданственности, развитие творческих способностей, посредством изучения письменности края, а именно, поняла структуру творческих способностей, освоила оптимальные способы работы, как с одаренными детьми, так и с каждым ребенком.

V. Данная разработка может применяться не только учителями начальных классов. Опытом работы по ней я делилась на школьных, городских, районных методических объединениях, давала открытые занятия для учителей города и района. Мой опыт был достаточно высоко оценен коллегами и рекомендован для использования  работникам дополнительного образования, экскурсоводам, учителям истории и литературы.

                                                       

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Просмотров: 48 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА