Воскресенье, 15:18 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Программа внеурочной деятельности  «Основы исследовательской культуры» для учащихся 1-4-х классов
05.09.2018, 17:00

Программа внеурочной деятельности

 «Основы исследовательской культуры»

для учащихся 1-4-х классов

 

Шаршукова Вера Анатольевна,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 с углублённым изучением математики»

г. Старая Русса,

учитель начальных классов

 

Пояснительная записка.

 

Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать нестандартные решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной и исследовательской деятельностью.

Актуальность. Воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. А значит, весьма актуальным становится вопрос о том, как создать для детей разных возрастных групп и с разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребёнка исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению у него исследовательской позиции [4, 6с.].

Формирование базовых компетенций исследовательской культуры у младших школьников должно быть организовано не только в рамках учебных предметов, но и за счёт часов, отведённых на организацию внеурочной деятельности.

Цель данной программы внеурочной деятельности - заложить основы исследовательской культуры у детей младшего школьного возраста.

Задачи данного курса:

  • повысить учебную мотивацию, развить природное любопытство и любознательность у учащихся на основе активного участия каждого ребёнка в практической деятельности;
  •  сформировать базовые коммуникативные компетенции у детей младшего школьного возраста;
  • учить первым шагам сбора, анализа и синтеза информации в рамках определённой темы.

Данное направление внеурочной деятельности является актуальным и востребованным ещё и потому, что, начиная с первого класса, в учебных программах по основным предметам постоянно встречаются задания на выполнение проектов по определённым темам, так или иначе связанным с учебными предметами. Но объективная картина складывается таким образом, что у большинства детей к моменту обучения в первом классе отсутствует какой-либо опыт участия в проектной деятельности.

 

Планируемые результаты внеурочной деятельности учащихся.

 

Требования к результатам задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на ступени начального общего образования.

 

Требования к личностным результатам:

  • принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками, умения избегать конфликтов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять поставленную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;
  • умение провести сравнение, анализ, обобщение, простейшую классификацию по родовидовым признакам, установление аналогий, отнесение к известным понятиям;
  • освоение межпредметных понятий.

Требования к предметным результатам:

  • умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение использовать различные способы поиска, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с поставленной задачей;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в рамках выбранной темы исследования;
  • умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета.

 

Основные направления содержания работы.

 

Первым шагом в реализации данного направления работы является организация проектной деятельности в первом-втором классе.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов [3, 5с.].

Исследовательская деятельность. Главной целью данной деятельности является развитие личности, а не получение объективно нового результата. Цель данного направления в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний [4, 11с.].

Данное направление нацелено на постепенное формирование основ исследовательской культуры у детей младшего школьного возраста, начиная с их участия в проектной деятельности в 1-2 классе – Блок № 1, и постепенном включении в исследовательскую деятельности в 3-4 классах – Блок № 2.

Целью данного направления внеурочной деятельности является творческое развитие начинающих исследователей, формирование навыков самостоятельной научной работы.

Основными задачами являются:

  • представление учащимся научного исследования как единой системы;
  • формирование у учащихся чувства значимости научного исследования;
  • пробуждение интереса учащихся к изучению предметных вопросов.

Для выполнения поставленных задач предусмотрены 2 вида занятий: аудиторные и практические. Учитель распределяет выделенное годовое количество часов на виды занятий, опираясь на собственный опыт и имея в виду готов­ность учащихся к занятиям проектной и исследовательской деятельностью.

Виды занятий в процес­се обучения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Занятия проводятся в виде игр, заочных и очных экскурсий, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути проектной и исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творче­ской и уникальной деятельности выдающихся ученых - к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы внеурочные занятия побуждали к ак­тивной мыслительной деятельности, учили наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым выра­батывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • учиться работать с информацией в различных источниках;
  • приобретать опыт публичных выступлений.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, вы­двигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного ма­териала; навыки овладения первоначальными научными терминами в той области знания, в которой про­водится исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, реферат, исследовательскую работу.

Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяются при выполнении учащимися практических работ - проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности. По окончании каждого года обучения проводится публичная защита проектной или исследовательской работы. Наиболее удачные работы могут быть рекомендованы к участию в Малой научно-практической конференции и публикации в СМИ.

 

Тематическое планирование внеурочной деятельности

по программе «Основы исследовательской культуры»

 

Блок № 1   (1 класс – 33ч. на класс, 2 класс – 34 ч.)

 

Цикл повторяется в течение учебного года три раза, из расчёта – не менее одного коллективного проекта в триместр (11-12 часов)

 

Введение – 1 час.

Круглый стол «Почемучкины вопросы». Выявление наиболее интересных тем для данной категории детей.

 

Запуск проекта – 1 час.

Начало поиска информации, выделение ступеней поиска, составление плана-«паутинки» действий и его корректировка. Подключение к работе родителей.

 

Теоретический этап – 2 часа.

Сбор материала по подтемам в соответствии с планом-«паутинкой», конкретизация практической части, корректировка проектной деятельности на промежуточных этапах работы.

 

Практический этап – 2-3 часа.

Проведение опытно-экспериментальной части проекта, обобщение собранных материалов, их оформление, обсуждение способов оформления результатов проектной деятельности.

 

Презентация – 2 часа.

Публичное представление разработанного проекта, его защита, анализ практической части.

 

Заключительный сбор – 1 час.

Анализ выполнения плана-«паутинки», рефлексия проектной деятельности в рамках данной темы.

 

Примерные темы для проектов:

 

  1. «Листопад: «за» и «против»
  2. «Фабрика Деда Мороза»
  3. «Моя дорога в школу»
  4. «Поможем зимующим птицам»
  5. «Семейные традиции»
  1. «Календарь школьной жизни»
  2. «Классный задачник»
  3. «Звёзды вокруг нас»
  4. «Где зимуют листья?»
  5.  «Моя любимая игрушка»

 

 

Блок № 2   (3-4 класс – 34 ч. в год)

 

Введение - 1 час.

Давайте знакомиться! (Значимые личностные качества учащегося-исследователя. Исследовательские способности, пути их развития.)

 

Определение темы, предмета, объекта исследования - 1 час.

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование ак­туальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Объект исследования, «поле» научных поисков.

 

Практическое занятие.

Цель и задачи исследования - 2 часа.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

 

Практическое занятие.

Научная гипотеза и ее проверка - 2 часа.

Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправлен­но собрать и группировать факты. Требования к научной гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска.

 

Практическое занятие.

План и организация исследования - 3 часа.

Планирование исследовательской деятельности с учетом целей, задач и гипотезы исследования. Характеристика условий и обстоятельств, в которых проводится поиск. Предварительная теоретическая отработка проблемы.

 

Практическое занятие.

Составление индивидуальной рабочей программы -1 час.

Характеристика исходных данных перед началом поиска. Изложение теоретиче­ских идей.

Практическое занятие.

 

Поиск источников и литературы, отбор фактического материала - 1 час.

Понятия: источник, литература. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений, необходимых для исследования. Посеще­ние библиотеки.

 

Практическое занятие.

Анализ результатов исследования - 3 часа.

Объекты анализа. Вычленение существенных признаков, достаточных и вспомо­гательных условий в ведении исследования. Определение плюсов и минусов, получен­ных в результате. Формирование выводов, обобщений. Определение эффективности и значимости исследования.

 

Практическое занятие.

Понятийный аппарат исследования - 1 час.

Понятия ведущих направлений исследования. Единая терминология. Практическое занятие.

Индивидуальное исследовательское задание - 1 час.

Исследование в группе. Персональное поручение по изучению частного вопроса общей темы.

 

Практическое занятие.

Структура, композиция исследовательской работы - 2 часа.

Понятие о структурировании исследовательского материала. Введение, основная часть, выводы. Диагностическое обеспечение в исследовании.

 

Практическое занятие.

Требования к оформлению исследовательских работ - 1 час.

Размер листа, шрифта (в зависимости от темы и предмета исследования), требо­вания к параметрам страницы, междустрочный интервал. Оформление.

 

Практическое занятие.

Результаты исследования и их обработка - 3 часа.

Характеристика исследуемой проблемы, вычленение главных, достаточных и вспомогательных условий, определение закономерностей. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.

 

Практическое занятие.

Наши достижения (подводим итоги) - 12 часов.

  • учимся выступать и защищать свои работы (мини-практикумы);
  • школьная Малая научно-практическая конференция;

 

Источники информации:

  1. Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя.-Екатеринбург: Дом учителя, 2000.
  2. Винокурова Н.Н. Лучшие советы на развитие творческих способностей - М.: АСТ- ПРЕСС, 1999.
  3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / Под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Развитие исследовательских умений младших школьников / Под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников - М.: Ось-89, 2006.
  6. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению - М.: Ось-89, 2006.
Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 46 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА