Как изготовить стенд для детского сада или школы своими руками Проект "Я писатель" дополнен новой рубрикой "Письма с войны" Викторина к Дню космонавтики "Поехали" Еще одна игра для развития скорочтения... Игры, которые позволяют развивать скорочтение Проект "Я писатель" с выдачей сертификата для всех желающих Как добиться осознанного понимания прочитанного? Что еще следует учитывать при организации занятий? Снижаем цены на макеты на время карантина! Измеряем технику чтения Программа упражнений по развитию быстрочтения Тибетская тренировка развития периферического зрения Упражнение 13 "Лабиринт" Упражнение по развитию скорочтения 11 "Алфавит" Упражнение 10 "Трапеция" Как сделать цветы из поролона своими руками? Электронная викторина к 75 летию Победы с документом! Онлайн платформа для развития ребенка с раннего возраста Автоадвокат. Юридическая помощь при ДТП. Юристы по ДТП Английский по скайпу

К 75-летию Победы! Интерактивная карта сражений


Картинка к материалу: «»
16:41

Программа внеурочной деятельности

для учащихся начальной школы

«Древнерусская письменность»

 

 

Составитель: И.К. Иванова, учитель                         начальных классов филиала МАОУ СОШ №2 в п. Новосельский             

 

Пояснительная записка

На протяжении столетий письмо и каллиграфия на Руси были неразрывно связаны с духовным и культурным становлением наших предков, помогали укреплять национальное самосознание, свидетельствовали о духовном делании. Изучая древнерусское письмо, мы не только обращаемся к нашим культурным истокам, но и постигаем заключённое в нём идеальное представление о гармонии мира.

В Учебных Азбуковниках по каллиграфии XIIIXVII веков было показано многообразие вариантов написания букв, в которых отражалась сложность мироустроения, чего не скажешь о современных пособиях для детей.

По словам архитектора И. П. Шмелева, традиция – это храм Памяти, из которой черпается энергия вдохновения, созидания и развития… И пока народ чтит и хранит свои традиции, он способен вынести все испытания, претерпеть все невзгоды.

Данная программа внеурочной деятельности «Древнерусская письменность» дает неограниченные возможности для развития всех детей младшего школьного возраста.

Данная программа внеурочной деятельности предполагает решение следующих задач:

- развитие эрудиции и общей культуры учащихся;

- развитие коммуникативных навыков;

- продолжить формирование навыков использовать исторический материалимдля осознания языка как формы выражения национальной культуры;

- привить ученику исследовательские и творческие навыки.

Программа рассчитана на один год и предполагает активную деятельность детей, личностно-ориентированный подход. Она состоит из четырёх разделов.

 

Первый раздел «Возникновение письменности у разных народов» предусматривает: углубление у учащихся в ходе проектной деятельности представления о развитии письменности у разных народов и изучение их быта, предполагает использование различных способов развития творческих способностей:

    • выполнение практических работ творческого характера по    составлению эскизов, рисунков, аппликаций из бумаги;
    • изучение и использование историко-краеведческого материала, что помогает развить интерес к изучению культурного наследия и впитать образ жизни наших предков.

Новизна второго раздела «Материал для письма» в том, что изучение письменности Новгородского края предполагает самостоятельный поиск информации о хранении и древних носителях информации, связанных с той или иной деятельностью новгородцев.

Учащиеся должны четко уяснить цель своего творческого поиска и определить задачи для самостоятельного творчества, проявить способности при их реализации. Много внимания уделяется самостоятельной работе, самообразованию детей через изучение первоисточников и обращению к справочной литературе. В приобщении к самостоятельной деятельности используются все формы внеклассной работы, но с одним условием: должен получиться оригинальный творческий продукт деятельности ребенка с дальнейшей его фиксацией.

Особенностью третьего раздела «Каллиграфия» является то, что дети не только знакомятся с удивительным миром каллиграфии, но и применяют каллиграфические предметы на практических занятиях по выполнению каллиграфических гамм и каллиграфических этюдов. Занятия каллиграфией требует немало внутренних усилий, но плоды их бесценны для воспитания таких качеств, как прилежание, аккуратность, терпение, внимание, сдержанность. Благодаря занятиям с помощью каллиграфического пера и кисти преодолевается леность души, активируется наблюдательность, умение сосредоточиться и последовательно логически мыслить, что в свою очередь помогает развитию творческого мышления и воображения. Содержание материала этого раздела продолжает целенаправленное формирование и помогает проявлять творчество в любом деле. Воспитание интереса к культуре и истории края, это способствует интеграции дисциплин: истории, окружающего мира, технологии, ИЗО, чтению и развитию речи.

     Четвёртый раздел «Старорусская Азбука».    Старорусская Азбука – это первая страничка в узнавании малой родины, в ознакомлении с её достопримечательностями и с красотою родных мест, а также привитием чувства патриотизма в формировании гордости за большую Родину и желания беречь её и постараться сделать краше. В этом разделе большое внимание уделяется изучению развития и процветания солеварения в городе, как градообразующего фактора. Большую роль играют экскурсии в краеведческий музей и к соляным источникам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематика занятий

I. Возникновение письменности у разных народов (11 часов)

1. Что такое письменность?

2. Пиктография.

3. Иероглифы.

4. Клинопись.

5. Финикийский алфавит.

6. Греческий алфавит.

7. История Кирилла и Мефодия.

8. Кириллица.

9. Глаголица.

10. Реформа азбуки.

11.  Славянские азбуки кириллица и глаголица (сравнительная характеристика).

II. Материал для письма (11 часов)
12. История возникновения бумаги.

13. Камень как материал для письма.

14. Папирус.

15. Пергамент.

16. Церы.

17. Глиняные таблички.

18. Береста.

19. Бумага.

20. Берестяные грамоты.

21. Грамоты мальчика Онфима.

22. Палеография.

III. Каллиграфия (9 часов)

23. Устав.

24. Полуустав.

25. Русская вязь.

26. Скоропись.

27. Что же такое красивое письмо.

28. Каллиграфия вокруг нас.

29. Инструменты и материалы для каллиграфии.

30. Профессия каллиграф.

31. Красивое оформление открытки.

IV. Старорусская Азбука (3 часа)

32. Знакомство со Старорусской Азбукой.

33. История названия города.

34. Прошлое и настоящее Старой Руссы.

 

 

Используемая литература

 1. Бернштейн С.Б. Константин-философ и Мефодий: Начальные главы из истории славянской письменности. М., 2004.;

2. Былинский К. И., Крючков С., Е.,Светлаев М. В. Употребление буквы е. Справочник – М., 2000.

3. Великий Новгород. История и культура IX-XVII веков: Энциклопедический словарь. – СПб.: Нестор-История, 2007

4.  ВздорновГ.И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII — начала XVвеков. М., 1980.

5. Иванова В. Ф. Современный  русский язык. Графика и орфография. – 2-е изд. – М., 2006.

6. Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. – М., 1999.      

7.  Зализняк А.А., Янин В.Л. Новгородский кодекс первой четверти XI в. — древнейшая книга Руси. // Вопросы языкознания. — 2001. — № 5. — С. 3—25.;

8. Караулова Ю. Н.Русский язык: Энциклопедия.  – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия, 2003 (Ст. «Азбука» (стр. 16-17), «Алфавит» (стр. 25-27), «Глаголица» (стр. 86-87), «Кириллица» (стр 185-186)).

9. Карский Е. Ф. Слав. Кирилловская палеография.- 2-е изд. М., 1979.

10. Материал сайта http://www.typeart.ru/kirillitsa/blog

11. Материал сайта http://www.findbg.ru

12. Материал сайта http://www.ru.wikipedia.org

13. Материал сайта  http://www.images.yandex.ru

14. Материал сайта http://www.newciv.relarn.ru

 15. Материал сайта   http://lit.1september.ru/

16. Моисеев А. И. Совр. рус. Алфавит и алфавиты других народов СССР – «РЯШ», 1982, №6

 

 



 

.

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Просмотров: 57 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА