Среда, 03:24 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Программа тренинговых занятий по формированию социальных и коммуникативных навыков для младших подростков классов
27.04.2017, 07:52

«Я и Мы»

 

 

 

 

Программа тренинговых занятий по формированию социальных и коммуникативных навыков для младших подростков классов С(К)К.

 

 

 

 

Автор: Мильшина Оксана Владимировна,

педагог-психолог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

         В школе в настоящее время обучается боль­шое количество детей, имеющих негрубые нарушения развития, затрудняющие школьную адаптацию, но по­зволяющие в той или иной степени осваивать общеоб­разовательные программы. Среди этих школьников до­статочно высок процент учащихся с задержкой психи­ческого развития (ЗПР). Под термином «задержка психического развития» подразумеваются синдромы временного отставания развития психики  в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, эмоционально-волевых и т.д.)

       Дети с ЗПР традиционно определяются, как полиморфная группа, характеризующаяся замедленным и неравномерным созреванием высших психических функций, недостаточностью познавательной деятельности, снижением уровня работоспособности, недоразвитием эмоционально-личностной сферы.

       Отклонения в развитии эмоционально-личностной сферы у детей с ЗПР проявляются в таких явлениях психической неустойчивости, как эмоциональная лабильность, легкая пресыщаемость, поверхностность переживаний, повышенная непосредственность, свойственная детям  младшего возраста, преобладание игровых мотивов над другими, частая смена настроения. Отмечаются либо импульсивность, либо повышенная чувствительность к замечаниям, склонность к робости. В некоторых случаях, при преобладании психоорганических признаков нарушения в развитии наблюдаются аффективные расстройства по возбудимому типу: вязкость и сила аффекта, монотонность, ригидность переживаний, негативизм, агрессивность.  Взаимоотношения этих детей со школой часто лишены гармонии, полны конфликтов, что может выражаться как в форме внешнего активного протеста, так и скрытого, внутреннего сопротивления.

         В целом ряде исследований выявлено, что дети с ЗПР с трудом адаптируются в социальной среде, особенно в среде сверстников, а проблемы в их  поведении возникают  из-за своеобразия их эмоциональной сферы и  появляются чаще всего в ситуации резкого изменения привычного образа жизни (например, с поступлением в школу) и в период адаптации к новым условиям. Кроме того, школьные трудности учащихся с ЗПР обостряются при переходе в сред­нее звено школы. Этот период осложняется ещё и началом подросткового возраста.

         Учителя знают, что подростковый воз­раст — самый трудный, особенно это касается учащих­ся классов С(К)К. Трудно учителям, трудно родителям, трудно самим подросткам. В связи с этим коррекционно-развивающая работа с подростками, прошедшими ПМПК, должна быть направлена на коррекцию личностных и поведенческих отклонений, которые являются вторичными и образуются вследствие общей неблагоприятной ситуации, в которой оказывается ребенок. 

        Предлагаемая программа направлена на формирование  навыков конструктивного взаимодействия подростка с ЗПР со сверстниками и взрослыми, самостоятельного разрешения конфликтных ситуаций мирным путем, адекватной оценки собственных возможностей и способностей, а также на создание благоприятных условий их дальнейшего развития.

        Осознавая, что ни один сцена­рий занятий  не может быть использован в неизменном виде, посколь­ку все классы С(К)К разные и обучающиеся в них дети индивидуальны в своем развитии, все используемые программы и сценарии в работе с детьми мы дополняли и видоизменяли, учитывая потребности и запросы конкретной группы и ди­намику ее развития. В результате систематизации используемого в работе материала была создана данная программа, адаптированная к условиям МОУ СОШ №1 п.Пурпе. Предлагаемая программа составлена на основе следующих коррекционно-развивающих программ: Прихожан А.М. Программа развития способностей к самопоз­нанию и уверенности в себе у детей 10-12 лет; Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми; Коблик Е.Г. Программа адаптации детей к средней школе; Родионов В.А. «Я и все, все, все». Мы  комбинировали разные элемен­ты исходных тематических тренинговых занятий, самостоятельно подбирали  уп­ражнения на актуальные темы из различных сборников, уделяя больше времени работе с актуальными для класса проблемами.

 

Цели программы:

 - создание условий для формирования психологических навыков, необходимых для построения отношений с миром и другими людьми;

- развитие продуктивных стратегий межличностного  взаимодействия в системе «ребенок с ЗПР – сверстники».

В соответствии с целями в процессе реализации программы решаются следующие задачи :

  1. формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;
  2. создание групповой сплоченности;
  3. формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;
  4. развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом и значимыми взрослыми.
  5. закрепление и перенос умений и навыков продуктивного взаимодействия  в реальные жизненные ситуации.
  6. оказание помощи в самопознании данной категории подростков, формирование коммуникативных навыков, умения преодолевать неуверенность в себе в различных ситуациях.

 

 Специально организованная групповая работа с подростками спо­собствует реализации на практике названных задач.

 

Характеристика основных этапов работы.

            Программа структурирована по блокам. Каждый блок состоит из 3 занятий, объединенных общей темой. Цели и задачи, сформулированные к занятиям предыдущих блоков,  продолжают отрабатываться на последующих занятиях.

            На первом этапе работы (1 блок) основное внимание уделяется формированию коммуникативных навыков общения. Решается важная  задача установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе (группе). Основная задача данного блока – установление межличностных отношений.

           На следующем этапе (2 блок) проводится работа по формированию групповой сплоченности, навыков сотрудничества в коллективе, умению ориентироваться в социальном пространстве. У младших подростков, с одной стороны, очень сильно желание самоутвердиться, им важно быть самостоятельными и независимыми; с другой стороны, им необходимо получить, возможно, не первый, но эффективный опыт взаимодействия и сотрудничества в коллективе. Следовательно, на этом этапе очень важно создать в классе доброжелательную атмосферу на основе уже полученных навыков конструктивного общения.

            На третьем этапе (блок 3) продолжается  отработка навыков, полученных на предыдущих занятиях, а также начинается работа по развитию внутренней компетенции и адекватной самооценки участников группы. На этом этапе необходимо помочь младшим подросткам почувствовать себя состоятельными не только в общении, но и в учебной деятельности учения, поэтому можно выделить следующие направления работы: формирование конструктивного отношения к неудачам, ошибкам, анализ уже достигнутых успехов.

          На четвертом этапе (блок 4) начинается работа по принятию своих негативных чувств. Поэтому отдельного внимания заслуживает разучивание приемов по снижению эмоционального напряжения. С помощью этих приемов дети овладевают навыками  релаксации.

         Программа предназначена для груп­повой работы школьного психолога  с подростками 10-12 лет (5 - 6-е классы).

          Групповые занятия проводятся во внеурочное время, один - два раза в неделю с каждой группой. Программа тренинга рассчитана на 12 занятий по 1 астрономическому часу.  Начинать занятия с младшими подростками лучше всего с октября, когда преодолен период адаптации к школьным условиям после длительных летних каникул.

         При формировании группы необходимо учитывать особен­ности детей с ЗПР, которые предполагают ограничения в ко­личестве детей — участников группы (их число не должно превышать 10 человек). Для более успешной работы рекомендуется соблю­дать следующие условия:

1) желательно, чтобы занятие проводили одновременно два тренера;

2) желательно, чтобы был часовой-полуторачасовой пере­рыв между началом проведения тренинговых занятий и за­нятиями в школе;

3) желательно проводить тренинг в подготовленном поме­щении, в котором достаточно свободного пространства и есть необходимое оборудование.

 

Методы и техники, используемые в процессе реализации программы.

Основная форма проведения тренинга с детьми с ЗПР — практическая работа, во время которой отрабатываются кон­кретные навыки эффективного взаимодействия. В работе используются следующие методические средства тренинга:

  • Ролевая игра. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик, учитель и ученик).
  •  Методы проективного рисования, изображающие эмоциональные состояния и чувства.
  • Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
  • Моделирование образцов поведения.  Часто подросток демонстрирует негативные поведенческие проявления  лишь потому, что не знает других способов выражения своих чувств, а также не владеет адекватными способами поведения в различных ситуациях, поэтому в программе подобраны игры и упражнения  на обучение  преодоления трудностей  из тех или иных ситуаций конструктивным способом
  • Метафорические истории и притчи — сказочные истории, которые помогут детям найти доступ к своим внутренним ресурсам.

Обычно метафоры соответствуют тому или иному симптому и конкретной трудной ситуации. Однако систематическое предъявление метафор, даже не всегда соответствующих его реальным проблемам приводит к формированию у ребенка «механизма самопомощи», то есть стремления в любой трудной ситуации искать силы в себе, верить в успех, стремиться и обязательно добиваться цели.

 

Структура тренинга включает в себя:

1) организационный этап, в рамках которого проводится беседа с родителями и учителями, психодиагностическое об­следование детей с ЗПР, изучение заключения психолого-медико-педагогического консилиума. Итогом работы на этом этапе является формирование группы и информирование де­тей о порядке предстоящей работы, а также их мотивация по отношению к тренингу;

2) основная часть (12  занятий);

3) заключительное психодиагностическое обследование;

4) анализ результатов тренинговой работы с детьми с ЗПР.

 

Принципы работы тренинговой группы

 Мы использовали в работе традиционные принципы, с по­мощью которых и начинающий, и опытный ведущий группо­вых тренингов сумеет включить детей в работу, развить их коммуникативные навыки.

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 67 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА