Вторник, 06:25 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

ПРОГРАММА «Развитие навыка смыслового чтения на уроках английского языка »
18.06.2017, 14:48

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №121» города Казани

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

 

«Развитие навыка смыслового чтенияна уроках английского языка »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Павлова Екатерина Викторовна,

учитель английского языка первой

квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань, 2016

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, доступности и важности, т.к. именно на основе навыков чтения происходит и развитие навыков говорения и письма.

Следует отметить, что навыки восприятия письменной речи (навыки понимания прочитанного) крайне важны ещё и потому, что в повседневной жизни мы очень часто имеем дело с письменными образцами – это чтение книг, периодических изданий, просмотр кинофильмов, работа в Интернете и т.д.

Говоря о связи чтения с другими видами речевой деятельности, хочется обратить внимание на следующее. Прежде всего, чтение связано с письмом, т.к. и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении иностранным языкам это необходимо учитывать и развивать их во взаимосвязи. Чтение связано с аудированием, т.к. в основе того и другого лежит перцептивно-мыслительная деятельность, связанная с восприятием, анализом и синтезом. Чтение связано также и с говорением. Громкое чтение (или чтение вслух) представляет собой «контролируемое говорение». Чтение про себя является внутренним слушанием и внутренним проговариванием одновременно.

Согласно Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по иностранным языкам, в процессе обучения чтению учащиеся к концу 11-ого класса должны овладеть следующими умениями:

- умение понять общее содержание и основные факты, о которых сообщается в тексте;

- умение найти в тексте необходимую информацию;

- умение полно и точно понять сообщаемую в тексте информацию;

- умение применять знания о структуре и функциях языка при анализе текста.

Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить обучающихся работать с текстом, в связи с чем предпочтительно обращать внимание на все 3 этапа работы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

 

2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, ОПИСАНИЕ ЕЕ МЕСТА И РОЛИ  В РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА.

Программа позволяет выделить основные  результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Универсализация содержания общего образования в форме выделения инварианта фундаментального ядра общего образования, включающего помимо совокупности наиболее существенных идей науки и культуры, знакомство с которыми должно входить в образовательный багаж современного выпускника школы, и программу развития универсальных учебных действий, позволяет реализовать основные требования общества кобразовательной системе:

- формирование культурной идентичности учащихся как граждан России;

- сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

- обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;

- достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;

- формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как «знание в действии», учитывает опыт реализации компетентностногоподхода, в частности его правомерный акцент на достижении учащимися способности использовать на практике полученные знания и навыки, готовности и мотивации к эффективным действиям.

Актуальность программы

Актуальность данной программы соответствует требованиям ФГОС к результатам освоения образовательной программы начального образования в области:

в области личностных результатов:

-  формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

в области метапредметных результатов

- использование знаково-символических средств представления информации для создания схем решения учебных и практических задач;

- использование различных способов анализа, организации и передачи информации (за счет применения навыков моделирования и наличия в УМК видео компонента);

- овладения навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание;

- овладения логическими действиями анализа, синтеза,  классификации по родовитым признакам;

в области предметных результатов

- овладение начальными сведениями об особенностях явлений и процессов конкретного учебного предмета.

Цель программы:

Создать единую информационно-методическую среду на уроках английского языка по формированию и развитию универсальных учебных действий через работу с аутентичными текстами.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения.

Задачи:

  • конкретизация ценностных ориентиров основного общего образования;
  • определение состава и характеристики универсальных учебных действий;
  • создание необходимых условий для подготовки функционально-грамотных учеников, умеющих использовать приобретенные предметные знания и общеучебные умения для решения любых задач в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, принципами гражданственности, толерантности и др.;
  • обеспечение непрерывного образовательного процесса при изучении различных предметов, направленного на получение нового образовательного результата необходимыми диагностическими, дидактическими и методическими материалами.

Основное предназначение программы - конкретизировать требования к результатам основного общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в основной школе.

Программа создана с тем, чтобы конкретизировать и обобщить все, что делается при работе с текстами на уроках английского языка. Это те самые способы деятельности, которые формируются и в отдельном учебном предмете, и всей их совокупностью. Изучив ее, учитель может понять, какой вклад вносит его предмет в формирование универсальных учебных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

 

Виды чтения.

В отечественной методике выделяют следующие виды чтения: аналитическое, изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительное и т.д. Некоторые методисты (Е.И. Пассов) считают, что это лишь разные цели использования чтения. К тому же существует мнение, что не следует слишком дробить информативное чтение, достаточно различать изучающее и поисковое чтение (Р.К. Миньяр - Белоручев). В зарубежной англоязычной методике также выделяют несколько разновидностей или умений чтения, которые наилучшим образом способствуют решению тех или иных речевых задач, связанных с использованием письменных текстов: skimming- определение основной темы (идеи) текста; scanning- поиск конкретной/запрашиваемой информации в тексте; readingfordetail- детальное понимание текста не только на уровне содержания, но и смысла.
Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать основные базовые технологии работы с текстом, включающие умения:

игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;

прогнозировать и вычленять нужную смысловую информацию;

читать по ключевым словам;

работать со словарём;

использовать сноски и комментарии, встречающиеся в тексте;

интерпретировать и трансформировать текст.

Если в теории обучения чтению позиции методистов разных школ близки, то на практике наблюдается значительный разнобой. В отечественной практике обучения чтению часто предполагают такой методический аппарат работы с текстами, который формирует лишь умения читать с полным пониманием. Это те умения, которые у нас традиционно формируются очень последовательно и тщательно.
В целом ряде современных отечественных УМК по иностранным языкам, по- прежнему подавляющее большинство заданий к тексту ограничены вопросами на контроль понимания содержания прочитанного. Не используетсяпотенциалдотекстового этапа работы, без которого невозможно обеспечить формирование таких видов чтения, как просмотровое и поисковое. Тестовый этап зачастую связан исключительно с анализом содержания и использованных автором языковых средств, а смысловые связи текста, в том числе способствующие культуроведческому прочтению, не являются объектом рассмотрения.

Жанровое разнообразие текстов.

В новых государственных образовательных стандартах особо отмечается, что студенты должны быть знакомы с разными функциональными типами текстов: прагматическими, информационными, научно-публицистическими и научно- популярными, художественными поэтическими и прозаическими текстами.
Широкое жанровое разнообразие текстотеки разумно сбалансировано, соблюдён принцип методической, прагматической и учебно-воспитательной целесообразности.

Степень аутентичности текстов.

В последнее время слово «аутентичный» стало очень популярным. Говорят об аутентичных текстах и аутентичных заданиях, даже об «аутентичном звучании» и «аутентичных учебниках». Далеко не всегда понятно, что под этим подразумевают. Изначально аутентичными текстами считались те тексты, которые были созданы не для учебного, а для реального общения.

Authenticmaterials – аутентичные материалы.
К ним относятся газетные статьи, брошюры, авиа/железнодорожные билеты, письма, рекламы, программы новостей радио и телевидения, объявления и т.д.Это те материалы, которые используются в реальной жизни тех стран, где говорят на том или ином иностранном языке, а не специально созданные материалы для условий обучения этому языку.
Authentictasks– реальные задания.
Задания, которые предполагают реагирование на устные или письменные материалы, как в естественных ситуациях общения.
Например, прочитать рекламные проспекты путешествий не для того, чтобы выбрать наиболее привлекательный маршрут и написать письмо в турагентство с целью получить дополнительную информацию об условиях путешествия и отдыха и т.д.
Сегодня говорят о частично аутентичных текстах; об учебных текстах, построенных на основе аутентичных и т.д. Возникает вопрос: «Можно ли полностью перейти на аутентичные тексты, а если нет, то почему?». Однозначного решения в данном вопросе нет и быть не может. Использование аутентичных текстов на различных этапах обу

чения имеет целый ряд плюсов и минусов. Рассмотрим лишь некоторые из них.
При использовании таких аутентичных материалов, как стихи, песни, игры, книжки-малютки, возникает целый ряд трудностей:

эти материалы идеально подходят по содержанию для решения коммуникативных задач обучения, но в языковом (лексическом и грамматическом) отношении они могут представлять значительные трудности;

когда эти материалы перестают быть трудными в языковом отношении, они зачастую утрачивают актуальность в содержательном плане.

Благодаря расширяющимся контактам и новым информационным технологиям аутентичные тексты становятся всё более доступными.

 

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 71 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА