Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" |
18.06.2017, 14:48 | |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Лицей №121» города Казани
ПРОГРАММА
«Развитие навыка смыслового чтенияна уроках английского языка »
Составитель: Павлова Екатерина Викторовна, учитель английского языка первой квалификационной категории
Казань, 2016
Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, доступности и важности, т.к. именно на основе навыков чтения происходит и развитие навыков говорения и письма. Следует отметить, что навыки восприятия письменной речи (навыки понимания прочитанного) крайне важны ещё и потому, что в повседневной жизни мы очень часто имеем дело с письменными образцами – это чтение книг, периодических изданий, просмотр кинофильмов, работа в Интернете и т.д. Говоря о связи чтения с другими видами речевой деятельности, хочется обратить внимание на следующее. Прежде всего, чтение связано с письмом, т.к. и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении иностранным языкам это необходимо учитывать и развивать их во взаимосвязи. Чтение связано с аудированием, т.к. в основе того и другого лежит перцептивно-мыслительная деятельность, связанная с восприятием, анализом и синтезом. Чтение связано также и с говорением. Громкое чтение (или чтение вслух) представляет собой «контролируемое говорение». Чтение про себя является внутренним слушанием и внутренним проговариванием одновременно. Согласно Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по иностранным языкам, в процессе обучения чтению учащиеся к концу 11-ого класса должны овладеть следующими умениями: - умение понять общее содержание и основные факты, о которых сообщается в тексте; - умение найти в тексте необходимую информацию; - умение полно и точно понять сообщаемую в тексте информацию; - умение применять знания о структуре и функциях языка при анализе текста. Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить обучающихся работать с текстом, в связи с чем предпочтительно обращать внимание на все 3 этапа работы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, ОПИСАНИЕ ЕЕ МЕСТА И РОЛИ В РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА. Программа позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Универсализация содержания общего образования в форме выделения инварианта фундаментального ядра общего образования, включающего помимо совокупности наиболее существенных идей науки и культуры, знакомство с которыми должно входить в образовательный багаж современного выпускника школы, и программу развития универсальных учебных действий, позволяет реализовать основные требования общества кобразовательной системе: - формирование культурной идентичности учащихся как граждан России; - сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; - обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; - достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России; - формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как «знание в действии», учитывает опыт реализации компетентностногоподхода, в частности его правомерный акцент на достижении учащимися способности использовать на практике полученные знания и навыки, готовности и мотивации к эффективным действиям. Актуальность программы Актуальность данной программы соответствует требованиям ФГОС к результатам освоения образовательной программы начального образования в области: в области личностных результатов: - формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; в области метапредметных результатов - использование знаково-символических средств представления информации для создания схем решения учебных и практических задач; - использование различных способов анализа, организации и передачи информации (за счет применения навыков моделирования и наличия в УМК видео компонента); - овладения навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание; - овладения логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовитым признакам; в области предметных результатов - овладение начальными сведениями об особенностях явлений и процессов конкретного учебного предмета. Цель программы: Создать единую информационно-методическую среду на уроках английского языка по формированию и развитию универсальных учебных действий через работу с аутентичными текстами. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Задачи:
Основное предназначение программы - конкретизировать требования к результатам основного общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в основной школе. Программа создана с тем, чтобы конкретизировать и обобщить все, что делается при работе с текстами на уроках английского языка. Это те самые способы деятельности, которые формируются и в отдельном учебном предмете, и всей их совокупностью. Изучив ее, учитель может понять, какой вклад вносит его предмет в формирование универсальных учебных действий.
3.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Виды чтения. В отечественной методике выделяют следующие виды чтения: аналитическое, изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительное и т.д. Некоторые методисты (Е.И. Пассов) считают, что это лишь разные цели использования чтения. К тому же существует мнение, что не следует слишком дробить информативное чтение, достаточно различать изучающее и поисковое чтение (Р.К. Миньяр - Белоручев). В зарубежной англоязычной методике также выделяют несколько разновидностей или умений чтения, которые наилучшим образом способствуют решению тех или иных речевых задач, связанных с использованием письменных текстов: skimming- определение основной темы (идеи) текста; scanning- поиск конкретной/запрашиваемой информации в тексте; readingfordetail- детальное понимание текста не только на уровне содержания, но и смысла. игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи; прогнозировать и вычленять нужную смысловую информацию; читать по ключевым словам; работать со словарём; использовать сноски и комментарии, встречающиеся в тексте; интерпретировать и трансформировать текст. Если в теории обучения чтению позиции методистов разных школ близки, то на практике наблюдается значительный разнобой. В отечественной практике обучения чтению часто предполагают такой методический аппарат работы с текстами, который формирует лишь умения читать с полным пониманием. Это те умения, которые у нас традиционно формируются очень последовательно и тщательно. Жанровое разнообразие текстов. В новых государственных образовательных стандартах особо отмечается, что студенты должны быть знакомы с разными функциональными типами текстов: прагматическими, информационными, научно-публицистическими и научно- популярными, художественными поэтическими и прозаическими текстами. Степень аутентичности текстов. В последнее время слово «аутентичный» стало очень популярным. Говорят об аутентичных текстах и аутентичных заданиях, даже об «аутентичном звучании» и «аутентичных учебниках». Далеко не всегда понятно, что под этим подразумевают. Изначально аутентичными текстами считались те тексты, которые были созданы не для учебного, а для реального общения. Authenticmaterials – аутентичные материалы. чения имеет целый ряд плюсов и минусов. Рассмотрим лишь некоторые из них. эти материалы идеально подходят по содержанию для решения коммуникативных задач обучения, но в языковом (лексическом и грамматическом) отношении они могут представлять значительные трудности; когда эти материалы перестают быть трудными в языковом отношении, они зачастую утрачивают актуальность в содержательном плане. Благодаря расширяющимся контактам и новым информационным технологиям аутентичные тексты становятся всё более доступными.
| |
Просмотров: 144 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |