Воскресенье, 21:01 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Программа объединения воспитанников по интересам (кружка) «Хочу всё знать»
20.10.2017, 12:05

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 290 Дзержинского района Волгограда»

(МОУ детский сад №290)

 

 

 

 

 

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

30.08.2017 протокол №4

 

                     УТВЕРЖДАЮ

                                       Заведующий

МОУ детского сада №290

____________Л.И.Рожко

от«___»__________2017г

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

объединения воспитанников по интересам (кружка)

«Хочу всё знать»

познавательно-исследовательской направленности

для детей 3-7 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил: воспитатель

высшей квалификационной категории

Песковацкова Вера Валентиновна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград

Содержание

 

 

  1. Пояснительная записка___________________________________________
  2. Концептуальные основы реализации программы______________________
  3. Организация развивающей предметно – пространственной среды дляопытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста_______
  4. Диагностика уровня знаний, умений и навыков пореализацииопытно – экспериментальной деятельности у детейдошкольного возраста_________
  5. Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми___________
  6. Роль семьи в развитии опытно-экспериментальнойактивности ребѐнка_____
  7. Формы работы с родителями_________________________________________
  8. Тематическое перспективное планирование занятий по опытно-экспериментальной деятельности______________________________________
  9. Ожидаемые результаты______________________________________________
  10. Используемая литература____________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.

         Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

         В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

  1. Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
  2. Активность ребенка, стимулированной взрослым.

Данная программа кружка обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком:

  • вместе;
  • на равных;
  • как партнеров.

Создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Специфика отбора содержания программы кружка зависит от возраста детей, их способностей качественно усваивать содержание данной программы.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждая из которых представлено несколькими темами:

  1. Живая природа – многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.;
  2. Неживая природа – воздух, вода, песок, глина, вес, свет, цвет и др.;
  3. Человек – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и свойства, преобразование предметов и др.

Все темы усложняются и дополняются по содержанию в зависимости от возраста детей.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской мини-лаборатории организуется следующим образом:

  • с детьми младшей группы – 1 раз в неделю по 10 – 15 минут;
  • с детьми средней группы – 1 раз в неделю по 15-20 минут;
  • с детьми старшей группы – 1 раз в неделю по 25-30 минут;
  • с детьми подготовительной к школе группы - 1 раз в неделю по 30 минут.

Работа проводится с небольшими подгруппами. Это дает возможность педагогу:

  • работать с детьми малыми подгруппами (учитывая интересы детей);
  • использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей.

Данная деятельность проводится в свободное  время во II половине дня, что прописывается в календарных планах воспитателей с учетом перспективного плана работы мини-лаборатории.

Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:

  1. постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
  2. выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  3. проверка гипотез;
  4. подведение итогов, вывод;
  5. фиксация результатов (если это необходимо);
  6. вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

  • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  • тайна, сюрприз;
  • мотив помощи;
  • познавательный мотив (почему так?);
  • ситуация выбора.

Диагностика усвоения программы кружка по экспериментальной и опытнической деятельности проводится два раза в год, в сентябре и мае. По ее результатам составляется план индивидуальной работы с детьми.

 

Направленность данной программы кружка – исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно- экспериментальной деятельности.

 

Актуальность:

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.

Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя нас педагогов, на использование в своей деятельности более эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видах детской деятельности. С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития.

В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Проблема повышения познавательной активности детей существует в современной действительности и поэтому актуальность этой темы очевидна.

В связи с этим и представляет особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику работы дошкольного учреждения.

 

Цель программы кружка:

Развивать познавательную активность детей через занимательные опыты и эксперименты.

Задачи:

  1. Создать условия по опытно-экспериментальной деятельности для дошкольников.
  2. Научить проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.
  3. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, растворимость и т.д.); с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); развитие представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света)
  4. Развивать умение делать выводы, умозаключения
  5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
  6. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природу, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

 

Содержание программы кружка

 

Весь курс программы кружка ориентирован на получение детьми дополнительных знаний и приобретение определенных умений и навыков при проведении опытов и экспериментов.

В условиях детского сада проводятся только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

в - третьих, они  безопасны;

в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Содержание программы строится по трём разделам:

- живая природа;

- неживая природа;

- человек

по следующим темам:

«В гостях у  капельки» - изучение свойств и состояний воды, опыты на исследование плавучести, растворимости и нерастворимости различных веществ.

«Огород на окошке» - формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, умение наблюдать за их ростом.

«Солнечный зайчик» - знакомство со световым лучом, его движением и явлениями, влияющими на изменение направления и цвета светового луча.

«Воздух – невидимка» включает в себя занятия на обобщение и закрепление знаний детей о свойствах и качествах воздуха.

«Увидеть невидимое» - выявление на первый взгляд невидимых свойств веществ.

«Чудо магнит» - расширить знания детей о магните, его свойствах и способностях, формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами магнитов.

«Чудеса руками человека» показывает детям, что человек, имея определенные знания, может изобретать интересные конструкции.

«Живое - неживое» - выделение признаков неживой природы.

«Необычное в обычном» подводит детей к пониманию того, что из совершенно обычных и привычных нам вещей можно сделать что-то интересное.

Далее смотреть архив материала

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 44 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА