Золото не носи, шубу не надевай, на моря не ездий или образ идеального учителя 5000 рублей за классное руководство обойдутся учителям "дорого". Будет ли еще доплата за дополнительную нагрузку? Учителей ждут штрафы и много бесплатной работы Факторы, которые указывают на то, что осенью дети в школу не пойдут... Вакцина против COVID-19: из добровольной в обязательную. Возможен ли отказ? С 1 сентября педагогам вменят новые обязанности Как изготовить стенд для детского сада или школы своими руками Проект "Я писатель" дополнен новой рубрикой "Письма с войны" Викторина к Дню космонавтики "Поехали" Еще одна игра для развития скорочтения... Игры, которые позволяют развивать скорочтение Проект "Я писатель" с выдачей сертификата для всех желающих Как добиться осознанного понимания прочитанного? Что еще следует учитывать при организации занятий? Снижаем цены на макеты на время карантина! Измеряем технику чтения Программа упражнений по развитию быстрочтения Тибетская тренировка развития периферического зрения Упражнение 13 "Лабиринт" Упражнение по развитию скорочтения 11 "Алфавит"

К 75-летию Победы! Интерактивная карта сражений


Картинка к материалу: «»
16:39

Программа коррекционной работы,

направленной на развитие речевой, моторной сфер обучающихся с ТМНР и их социализацию

«В гостях у сказки»

Составитель:

 Базылева Светлана Васильевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3» города Смоленска

Введение

«Сказки могут помочь воспитать ум,
дать ключи для того, чтобы войти в действительность
новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир
и одарить его воображение». Д. Родари.

В поисках новых форм и методов работы всё большую значимость приобретает  интеграция в непосредственную образовательную деятельность знаний смежных дисциплин и инновационных технологий. Одной из таких технологи является использование « моторных сказок».

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность.

Дошкольников с недоразвитием связного высказывания (в т.ч.,  дети с речевым заключением ОНР, дизартрия, что характерно для воспитанников, имеющих множественные нарушения развития при ведущем нарушении двигательной сферы)  отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников с ТМНР — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. «Интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства — регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение», Жан Пиаже.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются педагогами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.Для коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими ТМНР,  включение элементов сказкотерапии кроме развития связной речи,  позволяет решать  разнообразные  задачи:

  • развивать познавательные способности детей, умения устанавливать простые  причинно-следственные связи, показывать и адекватно оценивать  модели поведения в различных жизненных ситуациях;
  • развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;
  • помогать  усваивать социальные нормы взаимоотношений в обществе;
  • помогать разрешать личностные проблемы ребёнка опосредованным путём, показывать успешные модели взаимодействия с окружающим миром.

Понятие же «моторные сказки»  включает в себя два ключевых аспекта:

использование литературной основы народных и авторских сказок

+

максимальное вовлечение в работу общей и мелкой моторики детей.

В исследованиях Т.В. Верясова  отмечается, что двигательную функцию можно условно разделить на две относительно самостоятельные функции, которые имеют свои особенности развития:

- крупная моторика, т.е. моторика туловища и конечностей, которая включает процессы вертикализации, равновесия, опоры и ходьбы;

- мелкая моторика кистей рук.

Многочисленные исследования учёных доказывают, что развитие двигательного анализатора оказывает благотворное влияние не только на весь организм, но и особенно велико это влияние на деятельность мозга. Влияние двигательного анализатора на функциональное состояние мозга выражается в двух формах: специфической и неспецифической. Первая выражается в прямом участии двигательного анализатора в условно-рефлекторной деятельности. Вторая неспецифическая форма влияния на мозг заключается в том, что благоприятные условия для выработки временных связей и функционирование уже имеющихся.

Известно так же, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (по мнению И.Канта:«Рука является вышедшим наружу головным мозгом»).

В.М. Бехтерев  писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. И. П. Павлов  высказывал предположение о том, что развитие функций обеих рук обеспечивает развитие "центров" речи в обоих полушариях, дает преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением.

 Исследования Хризман Т.П.  показали, что физиологическая роль  движений заключается в их не специфическом тонизирующем влиянии на функциональное состояние мозга и способствует стойкому повышению работоспособности коры головного мозга.

Таким образом, данные исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Поэтому кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную часть руки считать ещё одной речевой областью мозга.

Исходя из вышеизложенного, стимулирование и развитие мелкой и общей моторики на физиологическом уровне способствует улучшению всей системы речи, в том числе и связной  речи.

Проведя первичное диагностическое обследование совместно с другими педагогами нашего образовательного учреждения (психолог, инструктор по физической культуре и др.), мы отметили, что для детей с речевым недоразвитием характерны:

  • недоразвитие общей и мелкой моторики:
  • мелкая мускулатура пальцев не развита;
  • недостаточное развитие зрительно-моторной координации;
  • неправильный захват карандаша, кисти, ручки;
  • тактильные ощущения находятся на низком уровне;
  • не могут противопоставлять большому пальцу все остальные, соединять пальцы обеих рук и др.
  • недоразвитие связной речи:
  • речь детей бедна и стереотипна,  правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий;
  •  при пересказе дети с ТМНР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, "теряют" действующих лиц;
  • рассказ-описание малодоступен для них, обычно рассказ подменяется отдельным перечислением предметов и их частей, отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом;
  • творческое рассказывание детям  дается с большим трудом,  дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Часто  выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста;
  •  дети испытывают затруднения в составлении развернутого рассказа по картинке, серии сюжетных картинок, затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий. Рассказы составляют с акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц;
  • при пересказе короткого текста не всегда полностью понимают смысл прочитанного, опускают существенные, для изложения детали, нарушают последовательность, допускают повторы, добавляют лишние эпизоды или воспоминания из личного опыта, затрудняются в выборе необходимого слова;
  • описательный рассказ беден, страдает повторами; не используется предложенный план; описание сводится к простому перечислению отдельных признаков любимой игрушки или знакомого предмета;
  •  развернутые смысловые высказывания детей отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц;
  • отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов;

 

  • дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок;
  • при пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц, не всегда полностью понимают смысл прочитанного, допускают повторы, добавляют лишние эпизоды или воспоминания из личного опыта, затрудняется в выборе необходимого слова;
  • рассказ-описание мало доступен для них, обычно рассказ подменяется отдельным перечислением предметов и их частей. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану;
  • часть детей  способна лишь отвечать на вопросы.

Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место множественные нарушения развития.

Проблемой формирования связной речи у детей занимались К.Д.Ушинский, В.И.Тихеева,  Е.А.Флерина,  А.М.Бородич ,Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, В.П.Глухов, Т.А.Ткаченко  и др.

В работах исследователей подчеркивается, что в системе  коррекционной  работы с детьми с ТМНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.

Анализ литературы показывает, что данная проблема достаточно изучена, однако существует необходимость совершенствования традиционных  приемов,  методов  и  поиск более эффективных научно - обоснованных путей формирования связной  речи у детей  дошкольного  возраста с ТМНР.

Все изложенное определило актуальность применения технологии «моторных сказок», как одной из форм комплексной работы по развитию связной речи у дошкольников с ТМНР.

 

Описание системы работы

 

Адресат работы: дети 3 - 6 лет

Цель работы: развитие связной речи

Задачи:

  • Развитие экспрессивной речи:
  • Работа над звуками;
  • Фонетическая ритмика;
  • Формировать  грамматические категории на материале новых слов;
  • Формирование и совершенствование лексического состава языка;
  • Развитие речевого общения.
  • Развитие импрессивной  речи;
  • Развитие общей моторики;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Создание коммуникативной направленности речевых высказываний;
  • Развитие диалогической и монологической речи;
  • Приобщение детей к истокам народной и мировой культуры;
  • Развитие слухового восприятия:
  • Воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира;
  • Воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей;
  • Формирование фонематического восприятия.
  • Формирование навыков артикуляционной моторики;
  • Развитие зрительного восприятия;
  • Формирование элементарных графических навыков;
  • Формирование просодических компонентов речи;
  • Развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений;
  • Развитие высших психических функций и формирование психологической базы речи;
  • Повышение психологического комфорта детей группы, способствовать решению личностных проблем воспитанников.

Далее смотреть архив материала

Для скачивания необходимо зарегистрироваться!
Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Просмотров: 45 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА