Понедельник, 07:01 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Программа дополнительного образования по художественному творчеству
25.06.2018, 05:55

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №25 «Пчёлка»

 

 

 

Программа

дополнительного образования

по художественному творчеству

 

«Волшебная нить»

 

 

 

 

 

Воспитатели: Бойдакова Ирина Геннадьевна

Натапова Людмила Александровна

 

Смоленск - 2017 г.

 

Пояснительная записка.

 Одной из задач концепции педагогического образования является развитие духовного мира ребёнка, способность  его к творческому самовыражению. Наша задача – воспитать истинно культурного человека, обладающего высокими моральными, гражданскими качествами, творческой активностью. Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. А  движущей силой творчества являются чувства человека.  

Творческие способности детей мы, педагоги, стараемся развивать во всех видах деятельности ребёнка. Но особенно ярко это можно проявить в художественно-продуктивной деятельности детей. Ведь искусство в современном обществе – это средство, способное одухотворить труд людей, сформировать здоровые потребности, эстетический вкус.

Анализируя художественно- продуктивную детей, мы пришли к выводу, что работы детей однообразны, статичны, в них нет полёта фантазии. Дети дошкольного возраста очень эмоциональны, но мы не находили достаточного проявления эмоций в их художественно – продуктивной деятельности. Развивая индивидуальность каждого ребёнка, замечали отсутствие способности детей проявлять её (индивидуальность) в своих работах. Дошкольный возраст – достаточно благоприятный возрастной период для развития творческих способностей детей, но уровень их творчества оставлял желать лучшего. Да и недостаточное оснащение предметно – развивающей среды не давало детям возможность должным образом реализовывать их желание проявлять творчество. В связи с плохо развитой мелкой моторикой рук и низким сенсомоторным развитием детям сложно создать предмет или образ в художественно-продуктивной деятельности (слепить, нарисовать, сконструировать, а тем более связать спицами или крючком).

Таким образом, причины, побудившие нас к разработке программы дополнительного образования, вытекают из противоречий между:

а) благоприятным возрастным периодом для развития творческих способностей детей и низким уровнем их творчества;

б) эмоциональностью детей и отсутствием проявления эмоций в их художественно – продуктивной деятельности;

в) желанием детей проявлять творчество и недостаточным оснащением предметно – развивающей среды;

г) развитием индивидуальности каждого ребёнка и неспособностью детей проявлять её в своих работах.

Мы разработали программу дополнительного образования, рассчитанную на четыре года и направленную на развитие художественно-творческих способностей детей. В разработке принимали участие два воспитателя, работающих в группе. Мы поняли, что необходимо целенаправленно развивать творческие способности детей. Но вначале необходимо создать для этого условия.

Цель: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста эстетического отношения к окружающему миру и развития творческих способностей через продуктивную деятельность в процессе художественного творчества в кружковой работе.

Задачи.

1) Изучить проблему развития творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогической литературе.

2) Провести диагностику детей по уровню развития их творческого потенциала.

3) Разработать систему занятий и действий по развитию у детей творческих способностей, эстетического отношения к окружающему миру на основе эмоционально – образного восприятия.

4) Создать предметно – развивающую среду в группе, способствующую творческому развитию личности ребёнка.

Предполагаемые результаты:

а) Побуждение в детях любопытства и, как следствие этого, интереса к предмету. (Для этого немаловажную роль играет мотивация задания, сохранение игрового момента на протяжении всей работы, разнообразие материалов и техник, используемых на занятиях, эмоциональность воспитателя).

б) Развитие внимания, зрительной памяти, анализирующего мышления, умения сосредоточиться.

в) Развитие волевых качеств смелости и свободы в выражении творческих замыслов.

г) Создание на занятиях творческой атмосферы (чему немало способствует живой, увлекательный материал, предложенный воспитателем).

д) Расширение общего кругозора детей (посещение выставок, экскурсий, чтение книг, знакомство ребят с творчеством отдельных художников).

Мы хотим помочь детям дошкольного возраста проявить свою индивидуальность в художественно – творческой деятельности. Для этого мы использовали дополнительные занятия с детьми в виде кружковой работы. На базе группы мы открыли кружок «Волшебная нитьа», где ребята учатся работать с нитками, крючком, спицами.

Цель кружковой работы: Развивать творческие способности детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность в процессе художественно-эстетических воспитания   

Мы разработали систему действий, направленную на решение следующих задач:

1) Воспитание у детей эмоционального отношения к окружающему миру, умение слышать, видеть, сопереживать.

2) Формирование умения творчески выражать своё переживание и ощущение в образах с помощью ниток и продуктов вязания.

3) Развитие творческого потенциала детей, основанного на самовыражении ребёнка.

В  систему действий направленных на решение вышеперечисленных задач входит:

  1. Создание развивающей среды в группе для творческого развития личности ребёнка.
  2. Организация работы с родителями, музыкальным руководителем, старшим воспитателем сада для более эффективного решения выше поставленных задач.
  3. Разработка календарно-тематического плана занятий по каждой возрастной группе.

Поскольку, одним из условий для развития детского творчества является создание развивающей среды, мы начали свою работу с соответствующего изменения жизненного пространства в группе. В групповой комнате выделили место для занятия кружковой деятельностью. Оснастили его различными художественными материалами, которые периодически меняем. Основное место для хранения художественных средств, пришлось выделить в спальне. Получился мини – кабинет художественного творчества. Уголок творчества, доступный детям в любое время, мы создавали по принципам комфортности, стабильности и динамичности, комплексирования и гибкого зонирования. Дети в любой момент могут воспользоваться нужными художественными материалами, перенести их в групповую комнату или в другое место, а также могут по желанию уединиться в мини – кабинете для воплощения своих художественных замыслов. В раздевалке  оформили стену, где выставляем детские работы, выполненные на занятиях кружка. Итоговые выставки детских работ мы оформляем и проводим в групповой комнате.

Для более эффективного решения проблемы развития творческих способностей детей мы решили строить работу таким образом, чтобы каждое занятие кружка включало в себя музыкальный, литературный, зрительный ряды в последовательности и насыщенности, необходимой для решения задач данного занятия.

К оснащению материалом музыкального ряда мы привлекли  музыкального работника. Она помогла собрать фонотеку, где есть классические и современные записи. Эти фрагменты нужны на занятиях, либо для создания эмоционального настроения, характеризующего данный образ или явление, либо для поддержания его во время воплощения творческого замысла.

Материал для зрительного и литературного рядов мы подбирали сами, привлекая старшего воспитателя и родителей. Это репродукции и слайды произведений различных художников, открытки, вырезки из журналов, художественные работы воспитателя, отрывки из литературных произведений (поэтические или прозаические), образные рассказы, составленные нами для характеристики того или иного образа или явления.

Календарно - тематический план занятий кружка мы разработали по каждой возрастной группе. Система рассчитана на четыре года. Все занятия строятся на личностно – ориентированном подходе к каждому ребёнку, по принципам стадийности, многовариантности ответа, опоры на детский опыт.

Задачи для младшего и среднего дошкольного возраста:

  • Развивать творческую активность, воображение.
  • Способствовать развитию эмоционально-образного восприятия.
  • Формировать интерес к творческим занятиям в кружке.

Задачи для старшей группы:

  • Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства; поддерживать личностное творческое начало.
  • Совершенствовать изобразительные умения в работе с нитками (форма, признаки, пропорции, взаимное размещение частей изображаемых объектов).
  • Развивать эстетическое восприятие, эстетический вкус.

 

Задачи для подготовительной группы:

  • Продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру.
  • Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, материалов, инструментов, способов и приёмов реализации творческого замысла.
  • Продолжать учить детей доступными для их возраста средствами отражать своё видение окружающего мира.

Далее смотреть архив материала

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 44 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА