Воскресенье, 17:15 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Профилактика аддиктивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности
16.01.2016, 15:00

Валеева Альбина Маратовна
Научный руководитель –к.п.н., доцент кафедры ППиПМ, ЧГПУ,
г. Челябинск , Жукова М.В.

ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современный социум характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Начавшееся с середины 80-х годов реформирование политической социально-экономической жизни страны привело к обострению социальных проблем. За последние годы проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних приобрели новые качественные и количественные характеристики. Одним из наиболее частых проявлений девиантного поведения у детей и подростков в последние десятилетия является аддиктивное поведение, и, в частности, злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ).
Сегодня низкий уровень социальной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. При диагностировании личностных качеств младших школьников на высоком уровне проявляются такие качества, как: неуверенность в себе, нерешительность, боязнь активных действий, страх, защитная реакция от взрослых, вербальная и защитная агрессия, негативное отношение к собственному «Я» и т.д. Данные качества могут способствовать формированию аддиктивного поведения.
Таким образом, мы считаем, что актуальным становится профилактика аддиктивного поведения у младших школьников.
Аддикция (англ. addiction – зависимость, пагубная привычка), в широком смысле, – ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. В более узком смысле, это патологическое влечение к чему-либо, что увеличивает риск развития психических заболеваний или связано с персональными или социальными проблемами [2].
Именно в младшем школьном возрасте происходит формирование личности. Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями (особенно при химических зависимостях и азартных играх). Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными.
Гедонистическое желание испытать удовольствие, выраженное в яркости, свежести настроения, необычности иллюзорно-эйфорического состояния, свободе от тревог, страхов, внешних преград, обязанностей, является мотивационной основой зависимости.
Под аддиктивным поведением принято понимать особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния [4].
В целом, трактовка понятия «аддиктивность» рассматривается в двух контекстах: химическая зависимость и девиантное поведение. Аддиктивное поведение развивается как субъективная фиксация на том, что человек считает для себя безопасным и успокаивающим.
Условно формы аддиктивного поведения делятся на два вида: фармакологическая зависимость и аддикция, сформированная нефармакологическими способами.
Виды аддиктивного поведения имеют свои специфические черты и проявления. Таким образом, выделяют такие формы проявления аддикций: алкоголизм, наркомания, прием препаратов бытовой химии, сексуальное аддиктивное поведение, прием лекарственных средств в дозах, превышающих терапевтические, азартные игры, работогольные аддикции, аддикции к еде, клептомания, компьютерная зависимость, аддикции к риску и острым ощущениям, сектантство [5].
Мы считаем, аддиктивные стратегии поведения, как правило, вызваны трудностями адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложным социально-экономическим условиям, многочисленным разочарованиям, крушением идеалов, конфликтам в семье и на работе, утрате близких, резкой смене привычных стереотипов. Хроническая неудовлетворенность реальностью приводит к бегству от собственного здорового сознания с помощью алкоголя и наркотиков, или к бегству в мир фантазий, обретению пристанища в сектах, руководимых властными лидерами, или же в группировках, приверженных поклонению какому-либо кумиру: рок-группе, спортивной команде или другим «звездам», замене реальных жизненных ценностей и ориентиров искусственными, виртуальными.
Как известно, профилактика аддиктивного поведения – это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия [2].
Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте начинают формироваться важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикции. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Учащиеся начальной школы начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении.
На наш взгляд, работа по профилактике аддиктивного поведения наиболее продуктивна в рамках внеурочной деятельности. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, ор¬ганизация занятий по направлениям внеурочной деятельнос¬ти является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе [6].
Для ре¬ализации в начальных классах доступны следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое обще¬ние); художественное творчество и др.
Внеурочная деятельность может осуществляться в таких формах, как кружки, секции, слеты, игры, турниры, встречи, конференции, экскурсии, походы, субботники и т.д. [3].
В базисном учебном плане выделены основные направле-ния внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятель¬ность.
Наиболее эффективно процесс профилактики аддиктивного поведения может осуществляться в спортивно-оздоровительном, духовно- нравственном, социальном направлениях, в видах игровой, добровольческой и спортивно-оздоровительной деятельности, практически во всех формах внеурочной деятельности.
Нами было проведено исследование на базе МАОУ СОШ № 153 города Челябинска. Испытуемыми были выбраны учащиеся 2 класса, в количестве 29 человек.
Целью нашего исследования было выявление наличия личностных особенностей, которые могут способствовать формированию аддиктивных форм поведения. Нами были получены следующие результаты: 62% респондентов неуверенны в себе, т.е. таким детям сложно приступить к выполнению чего-то нового, необходимость принимать быстрые решения может стать причиной внезапной болезни, любые изменения в жизни у них вызывают тревожность, сформированную в данной испытуемой группе на 68%, что свидетельствует о замкнутости, малой общительности, или наоборот, назойливости. Дети с высоким уровнем тревожности, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительности, враждебности, формированию стремления к уединению и на основе этого привести к появлению аддиктивных форм поведения.
У 76% испытуемых в равной мере ярко выражены такие качества, как нерешительность и чувство страха, что свидетельствует о заниженной самооценке, т. е. такие дети входят в группу риска.
Негативное отношение к собственному «Я», защитная реакция по отношению к взрослым и проявление агрессии в данной группе находится в диапазоне 34 – 62%, т.е. уровень сформированности этих качеств – средний, что свидетельствует о возможности формирования аддикций.
На основании этого можно сделать вывод, что дети 2 класса имеют склонность к аддиктивным формам поведения. Таким образом, необходима специально организованная работа, направленная на профилактику аддиктивного поведения, которая, на наш взгляд, наиболее эффективно может осуществляться посредством внеурочной деятельности.
Дальнейшее направление исследования мы видим в разработке и проверке эффективности программы внеурочной деятельности, направленной на профилактику аддиктивного поведения у младших школьников.
Список литературы:
1. Вострокнутов, Н. В., Харитонова Н. К., Пережогин Л. О., Девятова О. Е. Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье [Электронный ресурс] / Н.В. Вострокнутов, Н.К. Харитонова, Л.О. Пережогин. – Режим доступа: http://www.otrok.ru/medbook/listpsy/socpart2005.htm
2. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст]: учеб.-метод. пособие / А.В. Гоголева. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж «МОДЭК», 2003. – 237.
3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] / А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 36 с.
4. Психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_psy/Addiktivnoe-Povedenie-110.html
5. Семке, В.Я. Наркология [Текст] / В.Я. Семке. – Томск: Академический Проект, 2003. – 48 с.
6. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования [Текст] // Вестник образования, 2004 – №8. – С. 14 – 16 .

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Belchara92 | Теги: аддиктивное поведение
Просмотров: 324 | Загрузок: 2 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 evterentyeva   (24.01.2016 12:33)
Представленная статья посвящена профилактике аддиктивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности. Автор справедливо отмечает, что профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте начинают формироваться важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикции. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку в последние годы проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних приобрели новые качественные и количественные характеристики. Одним из наиболее частых проявлений девиантного поведения у детей и подростков в последние десятилетия является аддиктивное поведение, и, в частности, злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ). На взгляд автора, работа по профилактике аддиктивного поведения наиболее продуктивна в рамках внеурочной деятельности. К положительным сторонам работы можно отнести то, что автор детально рассматривает, что такое аддиктивное поведение, его причины, в каких направлениях наиболее эффективно будет осуществляться его профилактика. Интересны представленные результаты исследования по выявлению наличия личностных особенностей, которые могут способствовать формированию аддиктивных форм поведения. Научная статья А. М. Валеевой «Профилактика аддиктивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода и достойна высокой оценки.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА