Суббота, 09:41 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Проектирование индивидуальной коррекционной работы для дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием
20.08.2017, 08:58

 

Проектирование индивидуальной коррекционной работы для дошкольников

с фонетико-фонематическим недоразвитием

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ__________________________________________ 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ___________________________________6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_______________________________15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

         Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является фонетико-фонематическое недоразвитие, которое имеет тенденцию к значительному росту.

  • недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем, при сохранности лексико-грамматической стороны речи.

Определяющим признаком фонетико-фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

- недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее лёгкая степень фонетико-фонематического недоразвития;

- недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;

- при глубоком фонематическом недоразвитии ребёнок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Нарушение звукопроизношения у детей, носит как мономорфный, так и полиморфный характер. Патология охватывает от 1 звука до 4 – 6 групп звуков: шипящие, свистящие, сонорные, аффрикаты, звонкие, глухие. Многие дети не дифференцируют акустически или артикуляторно сходные звуки. Это говорит о несформированности фонематического восприятия, неподготовленности артикуляционного аппарата к произнесению звуков речи. Искажается звуковая и слоговая структура слова.

Дети данной категории, вследствие недостаточной сформированности фонетико-фонематических процессов, испытывают стойкие трудности при усвоении дошкольной общеобразовательной программы. Это, в свою очередь, препятствует полноценному формированию предпосылок учебной деятельности.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

Правильная речь один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Цель: формирование звукопроизношения и фонематического слуха у детей дошкольного возраста, подготовка к школьному образованию.

Задачи:

1) Коррекция недостатков звукопроизношения.

2) Развитие фонематического восприятия.

3) Развитие фонематического анализа и синтеза.

4) Формирование фонематического представления.

5) Формирование предпосылок учебной деятельности и профилактика нарушений письма и чтения при обучении в школе.

6)    Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму.

7) Распространение логопедических знаний среди педагогических работников ДОУ и родителей.

Адресат – воспитанники 5 – 7 лет с нормальным слухом и интеллектом, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие.

Гипотеза – преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Участники коррекционной работы: Учитель-логопед – воспитатели  – музыкальный руководитель – инструктор по физической культуре – родители.

Срок реализации – 1 год

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.

        Коррекционно-развивающая работа строится с опорой на игру - как ведущий вид деятельности дошкольников, обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

К занятиям должны предъявляться следующие требования:

1. Занятие должно быть динамичным.

2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.

3. Должна быть частая смена различных видов деятельности.

4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленность, обучать общению с педагогом и друг с другом.

5. Необходимо на занятиях приучать детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.

6. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.

7. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить.

Ликвидация имеющихся у детей пробелов в речевом развитии проводится преимущественно учителем-логопедом при активном участии педагогов ДОУ.

Учитель-логопед проводит экспресс-диагностику для первичного комплектования логопункта. Осуществляет стартовое комплексное логопедическое обследование детей, зачисленных на логопедический пункт, выполняет коррекционно-развивающую работу по коррекции фонетико-фонематического недоразвития.

Воспитатели групп контролируют речь детей во время своих занятий и режимных моментов, способствуют автоматизации исправленных учителем-логопедом звуков, развивают артикуляционную и мелкую моторику, фонематическое восприятие, формируют первоначальные навыки звукового анализа и синтеза. Расширяют словарный запас, совершенствуют грамматический строй и связную речь. Выполняя эти должностные обязанности в процессе реализации общеобразовательной программы, они ориентируются на рекомендации учителя-логопеда. Воспитатели обязаны знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения. Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель должен осуществлять также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности.

Музыкальный руководитель развивает чувство ритма и темпа, акустические и тембральные свойства голоса, речевое дыхание, слуховое внимание, способствует автоматизации звуков при разучивании и исполнении песен.

Инструктор по физической культуре развивает общую моторику и координации движений, умения по мышечной релаксации, диафрагмально-реберному и речевому дыханию.

Родители выполняют рекомендации всех специалистов, закрепляют навыки и расширяют знания детей.

 

Далее смотреть архив материала

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 90 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА