Воскресенье, 14:26 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

ПРОЕКТ Повышение эффективности логопедической коррекции речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи путём проектной деятельности
05.09.2018, 15:32

Муниципальное образование город Ноябрьск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Аленький цветочек»

муниципального образования город Ноябрьск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

Повышение эффективности логопедической коррекции речевого развития

детей с тяжёлыми нарушениями речи

путём проектной деятельности

«Мой город»

 

Сроки реализации проекта: 14.04.2015 – 30.04.2015

 

 

 

 

Ф.И.О. автора:

Лякишева Вероника Владимировна

Учитель – логопед

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Введение  

стр. 2

1.1 Обоснование актуальности

стр. 2

1.2 Основные цели и задачи проекта

стр. 2

2.

Реферативная часть

стр. 3

2.1 Теоретическое обоснование проекта                                                            

стр. 3

2.2 Описание системы фактов и условий, влияющих на достижение цели.

стр. 4

2.3 Степень новизны: новые факты, совершенствование имеющихся технологий и методов.

стр. 5

3.

Проектная часть.                                                                                                               

стр. 5

3.1 Построение конкретной модели (проекта) педагогического объекта на основе деятельностного подхода к обучению.

стр. 5

3.2 Разработка критериев и качественных характеристик оценки эффективности системы взаимодействия.          

стр. 6

4.

Заключение

стр. 6

4.1 Этапы реализация проекта.

стр. 6

4.2 Условия реализации проекта.

стр. 7

4.3 Календарный план по реализации проекта.

стр. 7

4.4 Предполагаемые результаты реализации проекта и их распространение.

стр. 9

5.

Список литературы

стр. 9

 

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

1.1. Обоснование актуальности.

Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности. Вместе с тем различные речевые расстройства имеют значительное распространение во всем мире. Наблюдающийся в настоящее время в России демографический кризис выражается не столько в сокращении рождаемости, сколько в снижении индекса здоровья новорожденных, что в свою очередь приводит к повышению заболеваемости, в том числе и к расстройствам речи. Указанные факторы делают проблему совершенствования логопедической помощи социально значимой и актуальной.

Для оптимизации логопедической помощи детям с тяжёлыми нарушениями речи, обусловленными алалией и сложными формами дизартрии необходимо опираться на ведущий вид детской деятельности – игру. В игровой форме значительно легче происходит активизация речевой деятельности детей, легче преодолеваются свойственная детям с ТНР замкнутость, неуверенность в правильности своих высказываний, речевой негативизм.

Из вышеизложенного сформировалась Идея проекта: Обогащение, активизация лексико-грамматических компонентов речи детей дошкольного возраста 4 – 5 лет с тяжёлыми нарушениями речи путём внедрения в коррекционную работу проектной деятельности при ознакомлении с лексической темой «Мой город».

1.2. Основные цели и задачи проекта.

Цель проекта – Совершенствование системы помощи детям дошкольного возраста, имеющим тяжёлые нарушения речи путём организации и проведения проектной деятельности.

Задачи проекта:

  1. Формирование у дошкольников позитивного отношения к коррекционной работе, осознания необходимости исправления речевых недостатков.
  2. Стимулирование речевой активности дошкольников в ходе реализации проекта.
  3. Обогащение и активизация словарного запаса, формирование грамматического строя и монологической формы речи.
  4. Определение путей оптимизации взаимодействия с родителями детей с ТНР.
  5. Повышение заинтересованности дошкольников историей и достопримечательностями нашего города путём использование различных форм работы.
  6. Развитие мелкой моторики, конструктивных навыков, зрительно-пространственной ориентировки детей дошкольного возраста с ТНР.
  7.  Формирование навыков совместной работы, доброжелательного отношения детей друг к другу.

2. Реферативная часть.

2.1. Теоретическое обоснование проекта

Дошкольный возраст – сравнительно короткий, но очень важный период жизни, в котором происходит формирования многих установок сопровождающих человека всю жизнь. В дошкольном возрасте закладываются психологические основы успешного обучения – любознательность, уверенность в себе, позитивная самооценка и положительное отношение к учебной деятельности. Поэтому, роль логопеда, да и любого другого педагога в детском саду простирается далеко за пределы исправления речи, равно как и другой коррекционной или образовательной задачи.

У многих детей 4 – 5 лет, поступивших в среднюю группу компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями МБДОУ «Аленький цветочек», отмечаются нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы: эмоционально-волевая незрелость, низкий уровень развития произвольной деятельности, поведенческие расстройства.

Большая часть детей демонстрировала речевой негативизм. Речевой негативизм – это полный или частичный отказ ребенка от речи, что останавливает или замедляет процесс коррекционной работы и развитие ребенка с алалией и сложной формой дизартрии.

Существует 2 типа речевого негативизма – активный и пассивный.

Как выглядит активный речевой негативизм? Истерики на занятиях с логопедом, в детском саду и дома при попытках заниматься с родителями, дерется с детьми, бьет, кусает логопеда, маму, бывает, сознательно говорит гадости и т.д.

Пассивный речевой негативизм выглядит так: при отказе от речи – молчит, мычит, начинает пользоваться жестами, проявляется «самостоятельность» (вместо того, чтобы попросить что-либо – подвигает стул, залезает и сам берет), в детском саду сидит в углу, ни с кем не играет, ни к кому не подходит, общается только со взрослыми.

Следует отличать речевой негативизм от обычных детских капризов. Определить – негативизм это или просто капризы – достаточно просто: в случае капризов ребенок готов позаниматься за награду (конфета, мороженое, поход к любимой бабушке, мультики и т.д.). В случае негативизма ребенок готов отказаться от всех радостей и принять любое наказание вместо того, чтобы говорить.

В норме речь ребёнка проходит несколько этапов развития. Первый – мотивация к речи; Второй – обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи; Третий – развитие монологической и диалогической речи.

Любую коррекционную работу в группе для детей с ТНР начинаем с первого этапа, то есть вызываем желание заговорить. В средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР 1, 2 уровня) с этой целью разрабатывался проект «Мой город». В ходе реализации проекта предполагается пройти все три этапа речевого развития ребёнка.

2.2. Описание системы педагогических фактов и условий, влияющих на достижение цели, выделение специфики предмета проектирования.

Формы организации совместной деятельности педагогов, детей средней группы и их родителей:

  •  вводная беседа;
  • мастер класс для родителей по составлению презентации со своим ребёнком;
  • виртуальная экскурсия с детьми по нашему городу;
  • совместные экскурсии по городу;
  • интерактивная игра «Экскурсоводы»;
  • изготовление макетов достопримечательностей нашего города из различных материалов: конструктор «Лего», картон, бумага и т.д.

Вводная беседа осуществляется учителем – логопедом и воспитателями на общем родительском собрании. В ходе беседы родителям излагается цель и идея запланированного проекта, сообщается о неоценимой важности совместного времяпрепровождения с собственным ребёнком и необходимости проведения с детьми экскурсий по родному городу. На собрании формируется инициативная группа родителей, способных организовать транспорт и сопровождать детей и педагогов группы во время экскурсии. Родителям предлагается совершить собственную экскурсию со своим ребёнком, сфотографироваться на фоне значимого места нашего города, составить небольшой рассказ об этой достопримечательности, подготовить презентацию.

Мастер класс для родителей по составлению презентации со своим ребёнком проводится также в рамках данного родительского собрания.

Виртуальная экскурсия с детьми по нашему городу проходит в форме представления фотографий, фильмов о нашем городе в ходе непрерывной образовательной деятельности учителя – логопеда в соответствии с учебным планом.

Совместные экскурсии по городу организуются со всей группой детей и инициативной группой родителей учителем – логопедом и воспитателями. В ходе совместных экскурсий посещаются места, способные заинтересовать дошкольников 4 – 5 лет, такие как Детская библиотека, Музей ремёсел (Экспозиция «Любимые сказки»), Вечный огонь, Пожарная часть, Детский парк.

Интерактивная игра «Экскурсоводы» проводится в рамках непрерывной образовательной деятельности учителя – логопеда. Используя сенсорный стол, каждый ребёнок группы может почувствовать себя в роли экскурсовода, представив товарищам составленную с родителями презентацию заинтересовавшей его достопримечательности, или в роли архитектора, расставляя представленные в игровой программе жилищные и социально-культурные объекты нашего города на отведённые для них места.

Изготовление макетов достопримечательностей нашего города, наблюдаемых детьми в ходе экскурсий, из различных материалов (конструктор «Лего», картон, бумага и т.д.) проводится воспитателем во второй половине дня индивидуально с каждым ребёнком или с небольшими группами детей (2 – 3 человека). Заинтересованные родители проводят подобную работу со своими детьми дома, по желанию приносят поделки в детский сад.

2.3. Степень новизны: новые факты, совершенствование имеющихся технологий и методов.        

Новизна проекта:

  1. Родители из пассивных наблюдателей становятся активными участниками коррекционно-образовательного процесса.
  2. Использование в коррекционной работе нового оборудования (сенсорный стол) позволяет значительно повысить заинтересованность детей в образовательном процессе.

 

3. Проектная часть

    1.   Построение конкретной модели (проекта) педагогического объекта на основе деятельностного подхода к обучению.

Теоретическая значимость данного проекта:

  • Демонстрация родителям форм и методов работы, активизирующих речевую деятельность детей в непосредственном общении.
  • Создание условий, в которых родители сами заинтересуются историей, социально- и культурно-значимыми объектами нашего города и захотят приобщить к этим знаниям своих детей.
  • Позиционировать в родительской среде знание того, что детский сад является для молодых родителей открытым родительским университетом в области семейного общения.

Практическая значимость:

  • оптимизация процесса приобщения детей дошкольного возраста и их родителей к регулярному осознанному взаимодействию внутри семьи и с детским садом;
  • передача родителям представлений о ценности знаний истории и культуры родного города;
  • представление практического опыта организации семейных экскурсий;
  • преодоление речевого негативизма дошкольников, стеснения при публичных высказываниях;
  • формирование лексико-грамматических категорий речи, развитие монологической речи, мелкой моторики, речеслухового внимания детей дошкольного возраста с ТНР.

 

         3.2 Оценка эффективности проведённой работы.

Важнейшими критериями в оценке эффективности реализации данного проекта являются:

  • соответствие подобранных форм и методов работы целям и задачам проекта;
  • повышение заинтересованности, активности родителей в ходе коррекционно-развивающего обучения;
  • повышение собственной речевой активности детей, расширение словарного запаса, освоение форм монологического высказывания;
  • преодоление речевого негативизма детей, воспитание умения слушать товарищей, формирование навыка публичных выступлений;
  • расширение, уточнение, конкретизация знаний детей об истории, культуре, архитектуре родного города.

4. Заключение

    1. Этапы реализация проекта.

1 этап. Подготовительный.

Направления:

1. Проведение родительского собрания.

2. Определение даты и условий совместной экскурсии.

2 этап. Реализация.

Направления:

1. Проведение непрерывной образовательной деятельности, в ходе которой учитель – логопед рассказывает детям об истории и значимых социально-культурных объектов родного города.

2. Проведение совместной экскурсии со всей группой детей, воспитателями, инициативной группой родителей в места, способные заинтересовать дошкольников 4 – 5 лет, такие как Детская библиотека, Музей ремёсел (Экспозиция «Любимые сказки»), Вечный огонь, Детский парк.

3. Проведение индивидуальных экскурсий родителями со своими детьми, составление рассказов, презентаций о ходе экскурсии.

4. Представление детьми презентаций индивидуальных экскурсий проводятся в течение 2 – 3 дней, чтобы дать возможность высказаться каждому ребёнку группы. Интерактивная игра «Экскурсоводы».

5. Изготовление макетов достопримечательностей нашего города из различных материалов.

6. Выставка детских работ «Мой любимый город».

3 этап. Контрольно-диагностический.

Направления:

  1. Анализ эффективности проведённой работы.
  2. Обследование речевого развития детей по Речевой карте, сравнение результатов с аналогичным обследованием на начало года.
  3. Оформление отчёта, презентации проекта.

 

    1. Условия реализации проекта

Реализация данного проекта предполагает наличие следующих условий:

  • обоюдная заинтересованность в реализации проекта педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников;
  • погодные условия, подходящие для проведения экскурсии.
    1. Календарный план по реализации проекта

Этап

Мероприятия

Сроки

Результат

Ответственный

Подготовительный.

Проведение родительского собрания.

 14 апреля 2015 года

Формирование инициативной группы родителей, способных организовать транспорт и сопровождать детей и педагогов группы во время экскурсии. Протокол собрания.

Учитель – логопед, воспитатели группы

Реализация  

Проведение непрерывной образовательной деятельности с детьми по теме «Мой город»: беседа, презентация, демонстрация фильма о нашем городе.

15 – 17 апреля 2015 года

Конспект, презентация

Учитель – логопед

Проведение совместной экскурсии по городу со всей группой детей.

15 апреля 2015 года

План экскурсии, фотографии

Учитель – логопед, воспитатели, родители воспитанников

Проведение индивидуальных экскурсий по городу родителями со своими детьми, составление рассказов, презентаций.

16 – 17 апреля 2015 года

Презентации

Родители воспитанников

Проведение непрерывной образовательной деятельности с детьми по теме «Мой город»: индивидуальные презентации и рассказы детей, интерактивная игра «Экскурсоводы».

20 – 21 апреля 2015 года

Презентации, рассказы детей

Учитель – логопед

Изготовление макетов достопримечательностей нашего города из различных материалов.

22 – 23 апреля 2015 года

Выставка детских работ

Воспитатели группы

Контрольно-диагностический

 

Анализ эффективности проведённой работы.

24 апреля 2015 года

Аналитическая справка

Учитель – логопед

Обследование речевого развития детей по Речевой карте, сравнение результатов с аналогичным обследованием на начало года.

27 – 29 апреля 2015 года

Речевые карты

Учитель – логопед

Оформление отчёта, презентации проекта.

 

30 апреля 2015 года

Отчёт, презентация

Учитель – логопед

    1. Предполагаемые результаты реализации проекта

Ожидаемыми результатами реализации проекта можно считать:

Сформированное позитивное отношение к коррекционной работе у воспитанников группы.

Повысившаяся речевая активность детей.

Значительное увеличение объёма словарного запаса, сформированные навыки монологической формы речи, отсутствие страха публичных выступлений.

Эффективное взаимодействие с родителями детей с ТНР.

Заинтересованность дошкольников историей и достопримечательностями нашего города.

Развитие мелкой моторики, конструктивных навыков, зрительно-пространственной ориентировки детей дошкольного возраста с ТНР.

 

 

 

Список литературы

  1. З. Е. Агранович. В помощь логопедам и родителям Сборник домашних заданий для преодоления общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб. 2007
  2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда.2-е изд., перераб.М.: Просвещение, 1985
  3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.СПб.: ДETCВО ПРЕСС, 2004

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 60 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 4623164   (17.09.2018 20:11)
Проектирование сегодня занимает особое место в дошкольном образовании. Это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА