Вторник, 05:00 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Проект «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста в группе «Колокольчик»
25.03.2017, 15:04

Проект

«Опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста в группе «Колокольчик»»

 

 

Пояснительная записка
В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)

 

Актуальность разрабатываемого проекта:

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

 

Актуальность заявленной проблемы:

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

 

Цель проекта: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Задачи экспериментальной деятельности:

1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;

- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;

- развитие элементарных математических представлений;

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развитие у детей умственных способностей:

- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

 

Сроки проекта:

Проект рассчитан на 3 месяца.

Форма работы:

1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

2.Фронтальная работа.

3.Индивидуальная работа.

Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:

1.Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

2.Создание единого инновационного пространства.

3.Повышение уровня мотивации к занятиям.

.

Предполагаемые результаты:

В свободной атмосфере работы дети развивают свои умения:

  1. Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею;
  2. Манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и технологиями;
  3. Социальные: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.

 

На первом этапе для выявления общих сведений было использовано наблюдение. Наблюдение, как метод сбора научной информации хорош в этом случае тем, что здесь можно систематически, направленно и непосредственно прослеживать важные моменты в данном исследовании. При минимальном внешнем вмешательстве полученные данные более точно будут отражены при выявлении результатов. Именно методом наблюдения можно получить наиболее полную и целостную картину происходящего, чтобы сопоставить положительные и отрицательные моменты при проведении исследования.

 

На втором этапе был разработан календарно-тематический план работы с детьми

 

На третьем этапе для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется «Уголок экспериментирования». В уголке экспериментирования имеются: различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты(мука, соль, сахар, масло растительное), различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов. Главное, что они должны быть безопасными для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.

На четвёртом этапе проводится повторное наблюдение для оценки результатов проведённой работы.

 

Работа с родителями:

Содержание деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:

-анкетирование родителей,

-ознакомление родителей с результатами мониторинга в рамках опытно-экспериментального проекта

-комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта.

-Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,

-Подгрупповые тематические консультации:

«Значение экспериментальной деятельности для детей»,

«Организация домашней лаборатории»,

«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,

«Режим питания нарушать нельзя!»,

-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ

-Наглядная информация

-Обмен опытом


Приборы и оборудование для мини-лаборатории.
1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.


Материалы для организации экспериментирования

1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.


Содержание исследовательской деятельности детей :

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:


1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).


Перспективное планирование опытов и экспериментов

Март
1. «Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

2. «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.

3. «Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. «Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

5. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

6. «Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

7. «Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

8. «Волшебные дощечки»
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

9 . «Легкий - тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

10. «Найди по звуку»
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.



 

 

Апрель


  1. «Горячо-холодно»
    Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

    2. «Окрашивание воды»
    Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

    3. « Игры с соломинкой»
    Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

    4. «Ветер по морю гуляет»
    Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

    5. «Плавает-тонет»
    Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

    6. «Бумага, ее качества и свойства»
    Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

    7. «Посадка лука»
    Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

    8. «Здравствуй, солнечный зайчик»
    Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

    9. «Веточка березы»
    Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

    10. «Древесина, ее качества и свойства»
    Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).


     

Май
1. «Пирожки для Мишки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

2. «Сравнение песка, почвы и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

3. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).


Список использованной литературы
1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе»

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 241 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 1
1 oduvanchik250486   (09.09.2017 00:05)
Тема проекта достаточно актуальна, но на мой взгляд недостаточно конкретной информации по проведенным мероприятиям. Не отражены результаты проделанной работы.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА