Среда, 14:28 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Проблемы обучения разговорной речи детей с ОВЗ
11.01.2020, 19:24

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 27» г. Пятигорска

 

Проблемы обучения разговорной речи детей с ОВЗ.

 

 

 

Работу выполнила Мухина Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы обучения разговорной речи детей с ОВЗ.

Наша современная  система обучения восприятию и воспроизведению устной речи глухих и слабослышащих учащихся  предполагает поэтапное формирование навыков активного пользования устной речью (способности воспринимать ее и говорить внятно для окружающих).

  Основоположником этой системы был профессор С.А. Зыков, именно онпочти четверть века разрабатывал различные аспекты одной из самых сложных проблем дефектологии — проблемы обучения глухих и слабослышащих детей языку.

  На сегодняшний день сложилась  целостная, научно обоснованная система обучения языку, которая не является догматическим сводом методических правил, она отличается гибкостью, подвижностью, открытостью для новых поисков и результатов.

Изучение опыта работы специальных школ и исследования (С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичева, Е.Н. Марциновская, Т.В. Нестерович, И.В. Колтуненко, Л.П. Носкова, Л.М. Быкова, Е.Е. Вишневская и др.) показывают, что в условиях полной реализации коммуникативной системы обучения языку, системы работы по развитию остаточного слуха значительно вырос уровень развития разговорной речи неслышащих детей. Вместе с тем следует отметить своеобразие разговорной речи школьников с нарушением слуха. Оно проявляется в следующем:

1. склонность к вопросно-ответному диалогу;

2. недостаточное  умение развивать предложенную тему в диалоге и беседе;

3. неумение варьировать высказывание с точки зрения объема синтаксической конструкции, лексической наполняемости, неполный учет информированности собеседника;

4. многократные повторы, возвращения  к ранее сказанному.

Рассмотрим некоторые аспекты развития разговорной речи неслышащих школьников на занятиях по РСВ и ФП.

В современных условиях для использования и развития слухового восприятия, важную роль играет речевая догадка. Сфера общения детей расширяется, возрастает потребность в языке как в средстве общения, поэтому важнейшей задачей обучения является дальнейшее развитие и совершенствование разговорной речи.

Практический метод обучения разговорной речи — это прежде всего сама организация словесного общения детей на всех этапах учебного дня, создание условий для активизации речи, ознакомление с речевыми образцами (записанными на доске, плакатах, таблицах, карточках и т.д.) и способами их применения в процессе общения. В данном методе обучения особое место занимают тренировочные речевые упражнения, направленные на овладение различными видами высказываний.

 

Наиболее естественным для речевого общения является устный диалог. Именно в диалогической речи коммуникативная функция языка находит наибольшее проявление. Однако, по мнению ряда ученых, таких как Т.Г. Винокур, О.А. Лаптева, Л.В. Щерба и др. наряду с диалогом в разговорной речи используются высказывания монологического характера, так называемый «монолог в диалоге». Значит, разговорная речь должна развиваться как в диалогической, так и в монологической формах.

 

Проводя тренировочные упражнения на материале отдельных высказываний разговорного типа, надо соблюдать определенные требования, обусловленные особенностями самого речевого материала и спецификой развития речи детей. Одновременно следует иметь в виду и общие дидактические положения (последовательность, систематичность, повторяемость материала и др.).

Основными из этих требований являются следующие:

а) материал упражнений должен быть практически актуальным для детей, связанным с их жизненными потребностями и опытом, отвечающим образовательно-воспитательным задачам специальной школы. Поскольку от класса к классу жизненный и речевой опыт детей расширяется, предлагаемый им в упражнениях материал должен постепенно усложняться. Конкретное
выражение это требование находит в отборе словаря для высказываний, а также тем для бесед;

б) при выборе приемов работы над отдельными высказываниями разговорного типа нужно ориентироваться на уровень речевого развития детей и этап работы над данным материалом (вводится ли он впервые, закрепляется или повторяется). Начинают с использования наглядных и наглядно-действенных ситуаций (когда обучающиеся не только воспринимают на уроке предметы, признаки, действия, но и сами включаются в практическую деятельность). Затем переходят к ситуациям более условным (упражнения с использованием картин или с опорой на опыт, приобретенный в предшествующих занятиях, наблюдениях, экскурсиях) и, наконец, к ситуациям еще более отвлеченным (упражнения, проводимые на словесной основе — беседа, чтение и анализ текста);

в) учитывая, что речевые навыки имеют сложную структуру, требование последовательности в работе над отдельными высказываниями должно соблюдаться в двух направлениях.

 Во-первых, надо начинать с тех упражнений, которые предполагают лишь воспроизведение образца, затем вводить упражнения посложнее, такие как построение фразы по аналогии и лишь потом предлагать совершенно самостоятельно употреблять тот или иной вид высказывания.

Во-вторых, учителю следует научить детей понимать высказывание, а затем работать над введением его в активную речь. Так, развитие понимания у детей поручения, выраженного определенной грамматической конструкцией, предшествует его активному использованию, работа над пониманием вопроса и построением ответа на него должна опережать упражнения в самостоятельном построении этого вопроса;

г) в занятиях по усвоению отдельных высказываний следует использовать различные виды упражнений. Их разнообразие помогает поддерживать внимание и интерес обучающихся к занятиям и тем самым добиваться более высоких результатов. Нельзя допускать такой ситуации, когда на уроке используется лишь один или два вида упражнений. Необходимо учитывать  то, что любой речевой навык не может быть сформирован каким-то одним универсальным приемом работы;

д) упражнения необходимо строить таким образом, чтобы обучающиеся находились в общении не только с педагогами своей группы, но как можно больше общались друг с другом. Надо использовать все возможности для расширения круга лиц, с которыми общались бы дети, как в стенах школы, так и за ее пределами. Более широкая сфера применения приобретаемых навыков в использовании отдельных высказываний будет способствовать не только их закреплению, но и окажет значительное воспитательное воздействие на детей, укрепит их в сознании практической целесообразности усилий, затрачиваемых на учебные упражнения в разговорной речи; (то есть соблюдение речевого режима, чтобы у ребенка была потребность в общении)

е) по мере совершенствования речи детей их надо учить строить фразу в разных вариантах. Это создает более широкие возможности для общения. Например, наряду с обучением построению полных вопросов и ответов надо практиковать использование их в краткой форме; закрепив речевой оборот в одной форме, обращать внимание детей на возможность параллельного использования другого, синонимического по значению (ходил в гостиибыл в гостях, ходил на прогулкуигулял).

Таким образом, чтобы научить неслышащих учащихся речи, надо использовать различные подходы и методы, чередовать их, выбирать  наиболее продуктивные, не зацикливаться на каких – то определенных формах работы, а  стараться разнообразить по мере возможности и способностей учащихся, не забывая использоватьнакопленный словарный запас ииндивидуальный подход к выбору заданий каждому ученику.

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 16 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА