Среда, 10:20 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2018-2019 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Правовое воспитание подростков в условиях специальной школы
01.06.2019, 19:48

Правовое воспитание подростков в условиях специальной школы

 

Методическая разработка

 

 

 

                                                         Исполнитель:

Артамонова Людмила Григорьевна,

Игнатенко Елена Михайловна

воспитатели  ГСУВОУ КСОШ им. Э.Г. Фельде

г. Кемерово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение ………………………………………………………………….- 3

1. Описание программы «Я и закон» в рамках правового воспитания..-6

2. Конспект занятия по правовому воспитанию  …………….……….- 10

Заключение ……………………………………………………………..- 16

Литература……………………………………………………………….-17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.

В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних все более приобретает организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и необучающимися подростками.

Государственное специальное учебно – воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением  «ГСУВОУ  КСОШ им Э.Г. Фельде» – это учреждение закрытого типа. Основная часть контингента воспитанников из асоциальной среды, социально и педагогически запущенные, имеющие серьёзные нарушения здоровья. Подростки воспитывались в неблагополучных семьях. Вспыльчивость, неуверенность в себе, неадекватная потребность во внимании, отсутствие жизненной перспективы, искажённые нормы и правила жизни, поведения, гигиены – характерные черты наших воспитанников.

Они не приобрели адекватного социального опыта, у них снижена социальная компетентность, испытывают трудности в установлении межличностных отношений, отсутствуют представления о способах разрешения конфликтов.

 Виды преступлений, совершённые воспитанниками – это в основном кражи, разбой, грабеж, вымогательство. За последние 5 лет изменился характер правонарушений – они стали более жестокими. Наряду с кражами, бродяжничеством ребята поступают в спецшколу за сексуальные насилия, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, убийства, вандализм.

Спецшкола призвана обеспечить социально – педагогическую, медико-психологическую помощь воспитанникам с учетом их индивидуальных особенностей, снизить внешние проявления девиантного поведения, создать оптимальные условия для адаптации в новой воспитательно-образовательной среде, восстановить утерянный интерес к учению, к труду, а также защиту прав и законных интересов воспитанников. Основными целями спецшколы являются формирование общей культуры воспитанников на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Одно из важных направлений воспитательной работы школы -профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде, а также раннего семейного неблагополучия.

Перед коллективом школы стоит сложная задача - попытаться изменить сознание и поведение учащихся через целенаправленное педагогическое воздействие, при котором происходит усиление положительных тенденций нравственного развития личности, то есть обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку педагогическую поддержку.

Воспитателями ведется большая работа в группах по основным направлениям воспитательной работы школы. Большое внимание уделяется созданию благоприятного микроклимата в группе, сплочению детского коллектива. Работая, как индивидуально с каждым ребенком, так и с группой в целом, воспитатели стараются  предоставить каждому воспитаннику самореализоваться в каком – либо виде деятельности.

Основным направлением воспитательной системы в школе является, прежде всего, правовое воспитание.

Учитывая вышесказанное можно сделать вывод о необходимости организации в школе систематической работы по формированию правовой культуры воспитанников, расширяя круг знаний о правовых нормах и ответственности за их несоблюдение, развития гражданской и социальной ответственности.

В этой связи особую актуальность приобретает разработка программы по правовому воспитанию «Я и закон». Программа рассчитана на 2 года обучения, из расчета одно занятие в месяц.

В соответствии с этим, целью программы является: формирование правового сознания, правой культуры воспитанников школы, активной гражданской позиции подростков.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

1. Создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;

2. Сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;

3. Способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Описание программы «Я и закон» в рамках правового воспитания.

 

Программа «Я и закон» предназначена для воспитанников разновозрастной группы  общеобразовательной школы. Данная программа является частью комплексной системы работы школы по формированию у учащихся правовых знаний.

Тематика занятий составлена с учетом возрастных, индивидуальных и психологических особенностей подростков с девиантным поведением.         Занятия в данном направлении способствуют ознакомлению учащихся с правовыми актами государства; воспитанию уважительного отношения к законам страны и убеждению в необходимости их выполнения; привитию навыков законопослушного поведения, учат защищать свои права и свободы в установленном порядке; усвоению основных норм, касающихся прав ребенка, формированию умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.

Начиная работу по формированию правовой культуры, учитываем следующие аспекты:

  • воспитанников необходимо, прежде всего, учить основам демократии, так как они не знакомы не только со своими обязанностями, но и правами; не знают, что такое свобода, личность, правовое государство;
  • правовые нормы неотрывны от представлений о добре и зле, о красивом и безобразном, о созидательном и разрушительном. И, следовательно, должна прослеживаться тесная связь правового воспитания с нравственным воспитанием и эстетическим;
  • о законе нужно говорить увлекательно. Сухая информация не доходит ни до ума, ни до сердца людей.

Учитывая возрастные особенности подростков, педагоги школы используют различные творческие формы для их правового просвещения.

Работа по данной теме имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а так же воспитания в нем устойчивых качеств гражданина и патриота.

В нашей школе работа по правовому воспитанию строится на основе «от простого к более сложному», с многократным повторением. Учащиеся к концу 9 класса должны усвоить правовые знания, понимать правила поведения человека в обществе, уметь применять правовые знания непосредственно в жизненных ситуациях. Ведущей задачей указанной работы является вооружение учащихся правовыми знаниями и навыками, необходимыми для последующей трудовой деятельности.

Правовое воспитание детей не должно ограничиваться беседами,  лекциями, необходимо организовать их деятельность, в которой бы тренировались правовые навыки и привычки.

Поэтому вся воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование их социально-нормативного поведения, выстраивается в целостную систему.

Так, в одну группу можно объединить методы, основное назначение которых заключается в формировании у воспитанников нравственных и правовых знаний, оценок и убеждений. Это рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, работа с текстовыми источниками информации, анализ ситуаций, ролевые игры, моделирующие правильное поведение в различных ситуациях.

В другую группу можно объединить методы, направленные на формирование опыта общественных отношений, умений и привычек социально - нормативного поведения. Это практическая организация различных видов деятельности и межличностного общения в разнообразных ситуациях, упражнение, приучение.

Наконец, в относительно самостоятельную группу методов входят те средства воздействия на личность, которые дополнительно стимулируют, подкрепляют социально-нормативное поведение личности и коллектива или же тормозят проявление социальных отклонений. Это – поощрение, соревнование, обсуждение, наказание.

В формировании правильного поведения учащихся специальной школы важную роль играют те условия, в которых протекает их жизнь и деятельность – режим, личный пример педагогов и других лиц. Эти условия так же, как и методы, можно отнести к средствам воспитания детей с проблемами в поведении.

Важнейшим требованием при подготовке материала и проведения мероприятия являются:

  • доступность содержания предлагаемого материала. Это обеспечивается конкретностью материала, его связью с жизненным опытом детей, использованием примеров, наглядных средств;
  • увлекательность, эмоциональность содержания и формы работы, использование элементов игры, соревновательности;
  • обеспечение интеллектуальной активности учащихся.

Педагогами школы проводится большая просветительская работа по вопросам защиты прав детей. Не случайно, в школе уже стали традиционными праздники, посвященные Дню защиты детей, Дню прав человека.

В рамках программы запланированы мероприятия по таким темам, как «Я – гражданин России», «12 – День Конституции», «Символика России», «Права и обязанности», «Ответственность», «Проступок. Правонарушение. Преступление» и другие.

В реализации программы используются такие формы работы как:

- изучение нормативно правовых актов, кодексов, федеральных законов Российской Федерации (об административных правонарушениях, уголовный, трудовой, семейный);

-использование в работе ролевых игр, проведение лекций, дискуссии, «мозговой штурм» и др.

игровые формы (сюжетно-ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, просмотр и обсуждение правовых фильмов)

творческие формы работы (представление проектов, проведение правовых конкурсов, конкурсы рисунков и плакатов)

дискуссионные формы (дискуссия, конференция, круглый стол, вечер вопросов и ответов)

 

 

1 год обучения

октябрь

«Я – гражданин России»

ноябрь

«Наше государство Российская Федерация»

декабрь

«12 – День Конституции»

январь

«Символика России»

февраль

«Паспорт гражданина РФ»

март

«Права и обязанности»

апрель

«Я отвечаю за свои поступки» (ответственность)

май

Итоговая правовая игра

 

2 год обучения

октябрь

«Проступок. Правонарушение. Преступление»

ноябрь

«Семья – ячейка общества»

декабрь

«Служба в армии»

январь

«Защита природы»

февраль

«Подростку о трудовом праве»

март

«Административная ответственность несовершеннолетних»

апрель

«Уголовная ответственность несовершеннолетних»

май

Итоговое занятие. Контрольные вопросы по курсу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Конспект занятия по правовому воспитанию.

Игра «Правовой турнир»

Цель:Закрепление и углубление знаний воспитанников в области права

  • формировать правовую культуру подрастающего поколения;
  • воспитывать правовую грамотность школьников;
  • развивать память, внимание, создавать ситуацию успеха.

 

Далее смотреть архив материала

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 33 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Ek@terina   (03.06.2019 15:07)
Знание прав и обязанностей - это то, чего не хватает современным школьникам. Очень актуальная тема проекта.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА