Четверг, 05:10 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

План по самообразованию на 2015-2016 учебный год педагога-психолога отделения раннего и дошкольного детства «Шаг навстречу»
19.12.2015, 09:47

План по самообразованию

на 2015-2016 учебный год

педагога-психолога отделения раннего и дошкольного детства «Шаг навстречу»

ГОУ «Центр образования» для детей-инвалидов Забайкальского края

 

    Тема: «Эмоциональное и социально-личностное развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста, в условиях воспитания и обучения в отделении раннего и дошкольного детства»

    Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Рассмотреть вопросы развития эмоциональной и социально-личностной сферы дошкольников.

    Задачи:

- изучить теоретические основы эмоционального и социально-личностного развития личности дошкольника;

- рассмотреть способы развития эмоционального и социально-личностного нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ;

-изучить содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и её компонентов  для дошкольников согласно ФГОС ДО;

- выявить особенности эмоционального и социально-личностного развития у дошкольников группы кратковременного пребывания, включить работу в данном направлении в индивидуальные программы развития воспитанников;

    Задачи работы с воспитанниками:

- формировать у детей представление о себе, своем организме, личностных качествах, развивать чувство самоуважения, собственного достоинства;

- учить детей узнавать эмоции в мимике, жестах, интонации речи, адекватно реагировать, быть отзывчивыми, сопереживать и т. д;

- обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях;

- помогать в основании культуры общения с взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах;

- обогащать речь детей вежливыми речевыми оборотами;

- помогать в освоении разных форм приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой;

- развивать умение элементарного контроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими;

- учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряженность, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации).

Формы реализации данных задач:

- фронтальные, подгрупповые, индивидуальные  занятия;

- создание предметно-развивающей среды;

- взаимодействие с педагогами и родителями.

    Для реализации задач по теме  для детей дошкольного возраста с ОВЗ в Отделении раннего и дошкольного детства создано специальное игровое пространство (игровой кабинет № 13),  имеется  кабинет психолога,  (№ 16),  в которых дети могут  не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивают знания, нормы, правила общества, иными словами формируются как социально - компетентная личность. Для этого пространство данных кабинетов условно зонировано и разделено на игровые центры (см. паспорт кабинетов).

    Для эффективной работы по направлению эмоционального и социально-личностного развития детей с ОВЗ дошкольного возраста составлен план работы:

 

Содержание деятельности

 Формы представления результатов

 

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы

Сентябрь-ноябрь

    Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.

 

    «Азбука  общения: Развитие  личности  ребёнка,  навыков  общения  со  взрослыми  и  сверстниками» Москва .Детство – Пресс  2007. Шипицина Л.М.

 

     Д/в №10/2004  «Когда  мои  друзья  со  мной», «Коробка  со  страхами»

 

        Д/в №5/98 «Что  такое  эмоции» 

    «Детский  этикет» Корчинова О.В. Ростов - на – Дону  «Феникс» 2002

 

 

    Краснощёкова Н.В. « Диагностика  и  развитие  личностной  сферы   детей  старшего  дошкольного  возраста. Тесты.Игры.Упражнения. –Ростов  н/Д.: Феникс 2006

 

    Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова

«Азбука общения (основы коммуникации)»;

 

    Минаевава В.М. «Развитие  эмоций дошкольников . Занятия .Игры. –М: Владос  2001

 

    Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1998.

 

    Н. С. Ежкова. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие в 2 ч. – М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010- 49с. : ил. – (Пособие для педагогов дошкольных учреждений) .

   

    «Мой  мир» С.З. Козлова, Л.И.Катаева. Линка – пресс  Москва 2000.

 

    Ребёнок  в  детском  саду  №2/2003 « В царстве  вежливых  наук»

 

    Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ.

 

    Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова «Трудовое воспитание в

детском саду. Программа и методические рекомендации для

работы 2-7лет»

 

 

 

 

 

 

 

-«Школа для родителей», консультация «Эмоциональное и социально-личностное развитие детей-инвалидов и детей с ОВЗ дошкольного возраста, в условиях воспитания и обучения в отделении раннего и дошкольного детства»

-Создание электронной системной папки по данной теме

- Подготовка презентации для воспитателей и родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в ОРДД»

- Подготовка информационно-стендового материала для родителей (периодичный, сменный)

2 ЭТАП — Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса Декабрь-май

Интеграция видов деятельности (взаимодействие с воспитателями ГКП ОРДД)

 

1.Интегрированная коррекционно - развивающая деятельность (музыкально – ритмические движения и занятие с психологом) для детей 2-4 лет

2. Интегрированная коррекционно - развивающая деятельность (восприятие фольклора и занятие с психологом) для детей 2-4 лет

3. Интегрированная деятельность (приобщение к музыкальному искусству  игровой сеанс с психологом) для детей 5- 7 лет

4. Коррекционно - развивающая деятельность (развитие творческого воображения, мелкой моторики рук – рисование и игровой сеанс с психологом)

Взаимодействие специалистов по социально-коммуникативному развитию воспитанников с ОВЗ в условиях отделения (согласно задачам годового плана ОРДД).

Роль педагога-психолога:

Использование игр и упражнений на развитие активности, эмоциональной выразительности.

Игры на формирование адекватной самооценки, уважение к себе, чувство собственного достоинства,

способность проявлять доброту, отзывчивость, знакомство с эмоциональными переживаниями,

удивления, злости, радости.

Роль учителя-логопеда:

Обогащение и активизация словаря по теме, развитие лексико-грамматического строя и связной

речи, (дыхательная гимнастика, фонематическая зарядка). Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития у дошкольников.

Роль воспитателя по физической культуре:

Использование игр и упражнений на развитие быстроты, точности и ловкости движений, активности, умение ориентироваться в пространстве

Задачи:

- сообщение ребенку сведений о его индивидуальных личностных особенностях;

- оценка его деятельности и поведения;

- формирование ценностей, социальных нормативов, с помощью которых ребенок впоследствии будет

оценивать себя сам;

- формирование умения и побуждение ребенка к

анализу своих действий и поступков и сравнению их

с действиями и поступками других людей,

- повышение речевых умений и речевой активности детей в разных видах коммуникативного взаимодействия;

- создание благоприятного психологического климата

для развития у детей коммуникативных навыков

в различных ситуациях общения: со сверстниками,

педагогами, родителями и другими людьми в

условиях ОРДД;

-использование игр и упражнений на развитие активности, эмоциональной выразительности.

- игры на формирование адекватной самооценки, уважение к себе, чувство собственного достоинства,

способность проявлять доброту, отзывчивость, знакомство с эмоциональными переживаниями,

удивления, злости, радости.

-обогащение и активизация словаря по теме, развитие лексико- грамматического строя и связной речи;

-своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития у дошкольников.

- упражнения и игры, направленные на активизацию психических процессов, эмоционального и физического состояния детей.

Рефлексия в конце занятия и ритуал прощания.

Как постоянная и неизменная часть НОД, где дети анализируют своё настроение. Отслеживают ход непосредственно организованной учебной деятельности. Подводят итоги НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы.

Использование средств художественной литературы и изобразительного искусства

Включение текстов народных потешек, стихов проведение занятий по сказкам и литературным произведениям, рисование своих эмоций и настроения.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми.

Индивидуальные занятия с психологом.

С целью формирования дружеских взаимоотношений в кабинете психолога имеется действующее  пособие «Коврик-мирилка»

 

Коврик, с помощью которого дети учатся выходить из неприятных ситуаций, находят пути решения конфликта. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения.

 Д\и  «Цветик семицветик»

С помощью дидактической игры  «Цветик семицветик» происходит обсуждение различных жизненных ситуаций. Дети, выбирая лепесток, определяют эмоциональное состояние героев, рассказывают о своих эмоциональных переживаниях, как правило, с положительной направленностью. Обсуждение с ребятами историй помогает научиться прогнозировать последствия собственного поведения. Совершая действие, ребенок учится осознавать, какую эмоцию оно вызовет («А что будет потом? », делать нужные выводы).

Д/п «Моё настроение»

Дети с помощью пиктограмм – как часть  занятия или в конце в рефлексии - отмечают своё настроение, так же используется рисование пальчиком своего настроения, рисование карандашами и красками, выбор светлого или тёмного облачка, цветовые карточки.

Игры для проведения во время занятий с психологом:

-на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста;

-на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста;

-на преодоление негативных эмоций, гнева;

Картотеки

- на саморегуляцию

-психогимнастических упражнений, помогающих корректировать эмоциональное состояние и др.

Проведение экскурсий для воспитанников

С целью обогащения социального опыта детей, укрепления дружеских взаимоотношений и  развитие навыков в установлении контактов с сверстниками и взрослыми в непривычной обстановке (согласно плану работы), а так же усвоение норм социального поведения, обогащение знаний об окружающей действительности.

Подготовить консультативный материал  для воспитателей группы

-«Театрализованная деятельность как особая составляющая по развитию социально-личностных навыков дошкольника»

-«Роль восприятия прекрасного и чтения  художественной литературы в формировании социальных и эмоционально-личностных качеств дошкольника»

Подготовить рекомендации для воспитателей группы.

Рекомендации:

1. Изготовить коврик-мирилку.

2. Подготовить коробочку добрых дел: это накопление сердечек детьми (каждый ребёнок в свою ячейку, за добрые дела, сделанные ими в течение месяца - это может быть: помощь товарищу, воспитателю; выполнение правил поведения в течение дня без замечаний и напоминаний. Данный приём стимулирует детей к выполнению правил поведения. Быть вежливыми, трудолюбивыми, чутко относиться к другим людям.

3. Организовать уголок настроения (творческий подход педагогов)

Изготовление буклета по теме

С целью просвещения родителей воспитанников.

Проведение мероприятий с родителями

Нетрадиционные досуговые мероприятия (совместно с логопедом – «Рождественские посиделки») и традиционные (развлечения, утренники) с участием детей и родителей; служат развитию навыков в установлении контактов с взрослыми; среда социального развития ребенка обогащается новыми формами отношений с взрослыми. Дети приучаются с уважением относиться к родителям и другим взрослым людям.

Консультирование

Просвещение родителей с особенностями развития эмоциональной и социально-личностной линии развития каждого ребёнка (индивидуальные.)

3 этап. Заключительный. Обобщение опыта работы

май

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

Анализ и самоанализ проделанной работы.

2016-2017 гг. Сайт  ГОУ «Центр образования». Статья, участие интернет конкурсе, выступление на м/о педагогов специалистов ОРДД, буклет для родителей.

Обогащение предметно-развивающей среды кабинета психолога

Приобретение игр, пособий, аудио и DVD, CD дисков и др. оборудования для коррекционно-развивающей работы с воспитанниками.

 

   

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: msbagnyuk
Просмотров: 950 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 evterentyeva   (24.01.2016 10:09)
План по самообразованию на 2015-2016 учебный год педагога-психолога отделения раннего и дошкольного детства «Шаг навстречу» по теме «Эмоциональное и социально-личностное развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста, в условиях воспитания и обучения в отделении раннего и дошкольного детства» направлена на повышение педагогического уровня, профессиональной компетентности, на рассмотрение вопросов развития эмоциональной и социально-личностной сферы дошкольников. Определены задачи и этапы реализации представленного плана. Разработка грамотная, интересная, содержит описание взаимодействия и с другими специалистами ДОО, достойна высокой оценки.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА