Понедельник, 03:40 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Песочная терапия как одна из инновационных здоровьесберегающих  технологий в работе с дошкольниками
25.07.2017, 15:32

Песочная терапия как одна из инновационных здоровьесберегающих  технологий

в работе с дошкольниками

 

Мясникова Нина Александровна,старший воспитатель высшей категории

Чуракова Татьяна Валентиновна, педагог-психолог высшей категории

(пос. Сургут, ГБОУ СОШ  СП д/с «Петушок»)

 

Человеческое дитя – здоровое…развитое…

Это не только идеал и абстрактная ценность,

но и практически достигаемая норма жизни.

                                                    Дети должны жить в мире красоты, игры,

                                         сказки, музыки, рисунка, фантазии,

творчества.

В.А. Сухомлинский

 

 

В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием всегда остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяет как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Реализация здоровьесберегающих технологий – это такая организация образовательного процесса, при которой происходит качественное развитие без нанесений ущерба здоровью ребенка. Одной из инновационных форм здоровьесберегающих технологий является работа с кинетическим песком.

 

    Кинетический песок не зря называют «живым» и уникальным, он обладает отличными свойствами, успешно используется для развития и терапии.  Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Принцип «Терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.

  Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Цель работы:  помочь ребенку начать осознавать себя и свое место в окружающем мире, научить выражать свои чувства на песке, преодолевать робость, страх перед тем, что не получается.

Задачи:

  1. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  2. Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.
  3. Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.
  4. Воспитание межличностного доверия и группового сотрудничества.
  5. Развитие познавательных процессов.
  6. Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.
  7. Расширение эмоционального опыта.
  8. Обучение новым приемам работы с песком и развитие умения экспериментировать.

 

Программа работы по песочной терапии  имеет следующую структуру: курс состоит из 10 коррекционно-развивающих занятий, продолжительность каждого20 минут, частота встреч 1 раз в неделю. Численность детей, посещающих занятий, составляет 5-6 человек. Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей 5-6 лет и индивидуальных особенностей детей.  

Каждое занятие состоит из нескольких частей:

Часть 1. Вводная.

Основная цель - настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональный настрой в группе.

Часть 2. Основная или рабочая.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.

Часть 3. Завершающая.

Основная цель – создание у каждого ребёнка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы.

В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Поскольку дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по многу раз, занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Приветствие и прощание обычно проводятся по одному и тому же сценарию.

На каждом занятии проводится пальчиковая гимнастика, которая полезна не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

Все упражнения разделены на три группы и используются в процессе каждого занятия из трех или из двух групп одновременно.

I группа. Упражнения для кистей рук: развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений; учат напрягать и расслаблять мышцы; развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические: совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические: развивают точную координацию движений; учат сгибать и разгибать пальцы рук; учат противопоставлять большой палец остальным.

        В какое время использовать кинетический песок?

 В утренние часы, как в непосредственно  образовательной деятельности, так и между непосредственно образовательной деятельностью для снятия психологической нагрузки, перед сном, в вечернее время.

Кинетический песок эффективен при работе с агрессивными детьми, гиперактивными детьми, застенчивыми и «зажатыми» детьми, с детьми, которым требуется развитие усидчивости, концентрации внимания, памяти, развитие речи и коммуникативных навыков, умения связывать собственную деятельность с ее результатом. 

В результате работы с кинетическим песком  были получены                            следующие результаты:

  • Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук;
  • В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную

текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность как основа развития «ручного интеллекта»;

  • Игра с песком способствуют развитию творческого воображения;
  • В играх с кинетическим песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь.
  • В игре с песком совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка;
  • Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания, песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми (гиперактивными).
  • Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения.

 

Таким образом, песочная терапия имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияет на становление всех сторон личности ребенка, формирует гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому, а в целом помогает достичь ребенку целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.

 

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 102 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 nastiajanik   (14.09.2017 10:11)
Очень актуальная тема для нашего времени, подробно описаны приемы работы с кинетическим песком. Единственный минус касается эстетического оформления работы.

2 Lot   (21.08.2017 20:07)
Полезный и интересный материал ,новинка в дошкольном образовании,нетрадиционная методика для работы с детьми,методика релаксация для работы ,необычность и новизна материала.очень интересная и полезная статья!

1 zabava1111   (31.07.2017 14:56)
Интересный опыт, пожелания только технического характера - устранить разность и цвет шрифтов.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА