Среда, 10:06 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Переплетение судеб (литературно-музыкальная композиция)
17.11.2017, 12:02

Переплетение судеб (литературно-музыкальная композиция)
1) 26 декабря 1826 года поэтесса Зинаида Волконская устроила вечер в честь своей родственницы Марии Волконской, которая уезжала в сибирскую ссылку вслед за своим мужем – декабристом Сергеем Григорьевичем Волконским. На этот вечер был приглашен и Александр Сергеевич Пушкин. Когда вслед за Волконской уезжала жена декабриста Никиты Муравьева, Пушкин отдал ей послание друзьям-декабристам: « Во глубине сибирских руд…»
Ответил Пушкину Александр Иванович Одоевский – замечательный поэт, принявший деятельное участие в событиях 14 декабря 1825 года и осужденный вместе с другими заговорщиками на ссылку и поселение в Сибири: « Струн вещих пламенные звуки…»
Прошло десять лет, и в виде особой милости Николай I заменил Одоевскому сибирскую ссылку правом служить солдатом на Кавказе.
Это был 1837 год – год, когда погиб Пушкин. На его смерть замечательное стихотворение, за которое был сослан на Кавказ в Нижегородский драгунский полк, написал Михаил Юрьевич Лермонтов.
В этом полку и встретились два русских поэта – солдат Александр Одоевский и опальный офицер Михаил Лермонтов. Встретились и подружились.
Встреча была недолгой. Лермонтова вскоре перевели в другой полк, а через два года он узнал о смерти Одоевского. И тогда Лермонтов посвятил ему одно из лучших своих стихотворений: «Я знал его: мы странствовали с ним…»
Так переплетались судьбы гениальных поэтов, оставляя на память нам великолепные стихотворения. Эстафета эта великая не прекращалась и в XX веке.
2) «Я пришла к поэту в гости…» Это одно из немногих стихотворений Анны Ахматовой, написанных в 1914 году, посвященное Александру Блоку.
В рабочих тетрадях А. А. Ахматовой сохранилось большое число отрывков мемуарного характера, относящихся к Блоку. Все они, как и печатные «Воспоминания», по ее шутливому определению, написаны на тему: «О том, как у меня не было романа с Блоком».
Они не так часто встречались в жизни, этих встреч было около 10, еще меньше было написано стихов о Блоке. Но для Ахматовой Блок всегда был учителем и вдохновителем. («И в памяти черной пошарив…» «Он прав…»)
3) Стихи Блоку («Имя твое…», «Ты проходишь на запад…», «У тебя в Москве…»)
Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по «старинному ремеслу», а как божество от поэзии и которому, как божеству, поклонялась. Творчество Блока воспринимала как высоту столь поднебесную, что ни о какой сопричастности помыслить не смела.
Цветаева не была знакома с Блоком. Она видела его дважды во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 года. Своё преклонение перед поэтом, которого она называла «сплошной совестью», воплощённым «духом» и считала явлением, вышедшим за пределы литературы, Цветаева пронесла через всю жизнь. («Как слабый луч…»)
Блок умер 7 августа 1921 года, на что Цветаева откликнулась стихами. («Не проломанное ребро…).
4) Семнадцатилетняя одиссея Марины Цветаевой за рубежом стала величайшим испытанием для нее. Практически как поэт она довольно скоро потеряла возможность издавать книги, печататься. Вместе с разочарованием в эмиграции приходило понимание простой истины, что ее читатель там, на родине. И не случайно она обращает восхищенный взгляд на первого поэта революции – Владимира Маяковского.
В Маяковском страдающая без своего читателя Цветаева увидела «первого в мире поэта масс», назвала его даже «гением массы», добавив, что «своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то за каким-то поворотом долго еще нас будет ждать». Это было сказано в 1932 году. А еще раньше, в 1928 году, в воспоминаниях о Маяковском она пишет:
«28 апреля 1922 г., накануне моего отъезда из России, рано утром на совершенно пустом Кузнецком я встретила Маяковского.
– Ну-с, Маяковский, что же передать от вас Европе?
– Что правда – здесь.
7 ноября 1928г. Поздним вечером, выйдя из Café Voltaire, я на вопрос:
– Что же скажете о России после чтения Маяковского?
Не задумываясь ответила:
– Что сила – там». («Маяковскому»)
5) Марина Цветаева и Борис Пастернак были москвичами, ровесниками, из профессорских семей. Их отцы приехали в Москву из провинции и собственными силами добились успеха, известности и общественного положения. Матери обоих были одаренными пианистками из плеяды учеников Антона Рубинштейна.
Они встречались изредка и были мало знакомы. По словам Цветаевой: "Три-четыре беглых встречи – и почти безмолвных, ибо никогда, ничего нового не хочу. – Слышала его раз с другими поэтами в Политехническом Музее. Говорил он глухо и почти все стихи забывал. Отчужденностью на эстраде явно напоминал Блока. Было впечатление мучительной сосредоточенности, хотелось – как вагон, который не идёт – подтолкнуть "Да ну же..." и так как ни одного слова так и не дошло (какая-то бормота, точно медведь просыпается) нетерпеливая мысль: "Господи, зачем так мучить себя и других!"
Пастернак, со своей стороны, также вспоминает случайность их первых встреч: "На одном сборном вечере в начале революции я присутствовал на её чтении в числе других выступавших... Я заходил к ней с каким-то поручением, говорил незначительность, выслушивал пустяки в ответ. Цветаева не доходила до меня".
Вскоре Пастернак прочёл изданные в 1921 году "Вёрсты" и написал Цветаевой письмо.
Спустя тридцать пять лет Пастернак рассказывал об этом в своей автобиографии: "В неё надо было вчитаться. Когда я это сделал, я ахнул от открывшейся мне бездны чистоты и силы. Ничего подобного нигде кругом не существовало. Я написал Цветаевой в Прагу письмо, полное восторгов и удивления по поводу того, что я так долго прозёвывал её и так поздно узнал. Она ответила мне. Между нами завязалась переписка, особенно участившаяся в середине двадцатых годов».
«Вы первый поэт, которого я – за жизнь – вижу. (Кроме Блока, но уже не был в живых! А Белый – другое что-то.) Вы первый поэт, в чей завтрашний день я верю, как в свой… Вы единственный, современником которого я могу себя назвать – и радостно! – во всеуслышание! – называю». «Ни о ком не могу сказать сейчас: я его современник, если скажу – польщу, пощажу, солгу. И вот, Пастернак, я счастлива быть вашим современником». («В мире, где всяк»)
Эпистолярный роман Бориса Леонидовича Пастернака и Марины Ивановны Цветаевой давно канул в прошлое, но остались произведения, рожденные этими мгновениями. («Письмо»)
"...Я буду терпелива, – пишет Марина, – и свидания буду ждать как смерти. Отсюда моё:
Терпеливо, как щебень бьют…» («Дней сползающие слизни», «Б.Пастернаку», «Русской ржи от меня поклон…»)
БОРИС ПАСТЕРНАК:
"... В течение нескольких лет меня держало в постоянной счастливой приподнятости всё, что писала тогда твоя мама, звонкий, восхищающий резонанс её рвущегося вперёд, безоглядочного одухотворения. Я для вас писал "Девятьсот пятый год" и для мамы – "Лейтенанта Шмидта" Больше в жизни это уже никогда не повторялось...". (Из письма Б.Пастернака Ариадне Эфрон; октябрь, 1951 год) («Два письма», «Марине Цветаевой», «Не волнуйся, не плачь, не труди»)
«…Вчера вечером Федин сказал мне, будто с собой покончила Марина. Я не хочу верить этому. Она где-нибудь поблизости от нас, в Чистополе или Елабуге. Узнай, пожалуйста, и напиши мне, телеграммы идут дольше писем. Если это правда, то какой же это ужас! … это никогда не простится мне. Последний год я перестал интересоваться ею. Она была на очень высоком кругу в интеллигентном обществе и среди понимающих, входила в моду… Так как стало очень лестно числиться ее лучшим другом, и по многим причинам я отошел от нее и не навязывался ей, а в последний год как бы и совсем забыл». («Памяти Марины Цветаевой», «Мне так же трудно до сих пор», «Любимая - молвы слащавой»)
6) Личное знакомство Пастернака с Ахматовой состоялось в январе 1922 года в Петербурге. Через три месяца встретившись с Мариной Цветаевой, он назвал "основной земной приметой" Анны Ахматовой "чистоту внимания". "Она напоминает мне сестру", - добавил он.
Петербург стал главным героем поэзии Ахматовой, и на фоне города - портрет героини - "известный силуэт с гордо занесенной головой". В своем стихотворном послании "Анне Ахматовой" 1929 года Пастернак постарался передать эту композицию, как основу созданного ею мира. («Анне Ахматовой»)
С нежным вниманием друга Пастернак хотел своими стихами к Ахматовой развеять душевный мрак, в котором она тогда находилась, укрепить в ней уверенность в себе, вселить веру в будущее.
Отношение Пастернака к Анне Ахматовой согревалось растущим с годами чувством нежной дружбы. Его неизменное участие сочеталось с заботой о ее душевном состоянии, здоровье и подчас нищенском в материальном плане существовании. Он старался оберечь ее от обид, наносимых критикой. При этом он не ограничивался словами участия и душевной поддержки. Натолкнувшись на гордую щепетильность Ахматовой в денежных вопросах, он через друзей устраивал ей публикации, литературные вечера, а позже и переводную работу.
В октябре 1935 года он принял деятельное участие в хлопотах по случаю ареста мужа и сына Ахматовой. Вместе с ее письмом на имя Сталина он отнес в Кремль и свое, и уже на следующий день ему сообщили телефонным звонком, что просьба удовлетворена. В стихотворении Ахматовой "Борис Пастернак", написанном 19 января 1936 года, вылилось ее чувство глубокой признательности.
Послевоенные годы - время большой духовной близости Пастернака и Ахматовой. В начале апреля 1946 года в Колонном зале, в Доме литераторов и Университете состоялись их совместные вечера, прошедшие с большим успехом. Зал вставал при их выходе на сцену и встречал несмолкаемой овацией.
Проводя помногу месяцев в Москве, Ахматова слушала новые стихи Пастернака. 1947-м годом датировано стихотворение Ахматовой, посвященное Пастернаку: "И снова осень валит Тамерланом". В нем отразились совместные прогулки по темным переулкам Замоскворечья, когда, изголодавшиеся по общению, оторванные от читателей, они так радовались взаимопониманию.
Анна Андреевна была встревожена тяжелой сердечной болезнью Пастернака, что отразилось в ее письме к нему от 29 ноября 1952 года: "Мне показалось, что закрылся самый озаренный придел моего московского существования. Кроме того, все: улицы, встречи, люди стали менее интересны и подернулись туманом". Она посетила его в больнице. В своем стихотворении, написанном на смерть Пастернака в 1960 году, она вспоминала об их разговоре на лестнице у окна, где когда-то Он поведал мне, что перед ним Вьется путь золотой и крылатый. Гдe он вышнею волей храним.
В своих тетрадях Анна Андреевна оставила также короткую запись о своем последнем грустном приезде в Переделкино в мае 1960 года за две недели до его конца. («Умолк вчера неповторимый голос…»)
7) Конечно же они обе слышали друг о друге и читали стихи друг друга, их сравнивали коллеги-поэты. Но Ахматову в силу ее характера не так интересовала Цветаева, как самой Марине Ивановне была интересна Ахматова. В 1921 году Цветаева пишет Анне Андреевне: «Вы мой самый любимый поэт…» («Вас передашь одной…»)
Первый раз Цветаева узнала Ахматову через книгу «Вечер», в 1912 году: «О маленькой книжке Ахматовой можно написать десять томов - и ничего не прибавишь... Какой трудный соблазнительный подарок поэтам – Анна Ахматова». Восторженность Цветаевой сопутствовала восприятию Ахматовой всю жизнь. Летом 1916 г. Цветаева пишет цикл «Стихи к Ахматовой » – одиннадцать стихотворений к «царскосельской музе».
У них была единственная встреча, в июне 1941 года. До этой встречи Ахматова пишет стихотворение «Поздний ответ» (на давнее посвящение), но Цветаевой оно неизвестно. В нем Анна Андреевна называет ее своей неизменной спутницей. Если стихами Цветаевой к Ахматовой была отмечена первая половина творческого пути Марины Ивановны, то Ахматова обращается в своей поэзии к Цветаевой в позднем творчестве. («Мы сегодня с тобой, Марина…»)
«Юность всегда отдает предпочтение Цветаевой, но с годами, со зрелостью, взоры (и души и сердца) все чаще и увереннее обращаются к Ахматовой. Наше счастье состоит в том, что у нас есть и та и другая», – писал поэт В. А. Солоухин.

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: allanovikova62
Просмотров: 23 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА