Понедельник, 20:01 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
20.03.2017, 09:52

ИПШМАН ЕЛЕНА ВАЛЕРИЕВНА

учитель начальных классов

МОУ – «Средняя общеобразовательная школа №14» г.Вологды

* * *

ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«Моделирование урока по формированию УУД

в начальной школе»

 

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения

в готовом виде, можно и притупить его природные

творческие способности – разучить думать самостоятельно.

А. Дистерверг

Задачи:

  1. Изучить сущность универсальных учебных действий.
  1. Проанализировать УМК «Перспективная начальная школа» с целью выявления его возможности в создании условий для формирования УУД .
  2. Разработать модель урока по формированию УУД.
  3. Создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока.

Предполагаемые результаты:

Сформированность у школьников универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), позволяющих учащимся самостоятельно организовать собственную деятельность по решению задач и проблем, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию.

Повышение уровня профессионализма учителя.

  • качества преподавания.

Направления работы:

Профессиональное

  1. Изучение новых образовательных стандартов новых программ и учебников, выявление их особенностей, особое внимание уделить программе формирования УУД.
  2. Совершенствование своих знаний в области педагогики и методики.
  3. Повышение квалификации на семинарах и вебинарах.

Методическое

  1. Применение на уроках новых педагогических технологий, форм, методов и приёмов, способствующих формированию УУД.
  2. Отслеживание состояния и динамики уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников.
  3. Оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, привлечение их к участию в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
  4. Изучение опыта работы учителей, участие в обмене опытом.
  5. Проведение самоанализа профессиональной деятельности.

Этапы работы:

I этап – 2013-2014 год – изучение литературы по теме.

II этап –2014-2015 год - активное внедрение в практику новых технологий, форм, методов и приёмов, способствующих формированию УУД, отслеживание результатов.

III этап – 2015-2016 год (январь-май) – систематизация материалов и подведение итогов работы.

План

1. Современный урок в начальной школе в аспекте требований ФГОС.

2.Модель урока по формированию УУД.

3.Действия учителя на уроке.

4.Возможности учебников УМК «Перспективная начальная школа»

 

 

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

В широком смысле УУД– это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком смысле УУД - это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Какую функцию выполняют УУД?
1.Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебную цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
2. Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
3. Обеспечение успешного усвоения знаний.
4. Формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Все УУД делятся на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Личностные УУД (самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание). Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция).Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

УУД положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.

Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.

  • урока по формированию УУД подчинена задаче обеспечения разнообразия действий учащихся: предметных и универсальных. Ученик становится субъектом учебной деятельности, он не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а является активным участником по приобретению и освоению инфор­мации. Содержание педагогического взаимодействия в этом случае составляет учебное сотрудничество различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).

Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе урока можно выделить те универсальные учебные действия, которые формируются при правильной организации деятельности учащихся, а также те методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, которые способствуют формированию УУД.

 

 

 

Структура урока

 

Этапы урока

Деятельность на уроке

Формируемые универсальные

учебные действия

Сообщение темы урока

Учащиеся должны сами сформулировать тему, учитель направляет учащихся к этому

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Постановка целей и задач урока

Учащиеся определяют границы знания и незнания, учитель помогает сформулировать цели и задачи, исходя из темы урока

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

С помощью учителя учащиеся сами планируют, как достичь поставленных целей и задач урока

Регулятивные коммуникативные планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся выполняют задания учителя, работают по учебнику, работают в парах и группах и др.

Познавательные,

регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Формы самоконтроля, взаимоконтроля. Учитель осуществляет контроль за деятельностью учащихся

 

Самоконтроль, коммуникативные

 

Осуществление коррекции

Учащиеся самостоятельно формулируют затруднения, учитель даёт задания для осуществления коррекции

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Подведение итогов урока

Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели и задачи, рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учитель предлагает на выбор задания разного уровня сложности, домашнее задание выполняется по выбору

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действия учителя по формированию универсальных учебных действий

 

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Учитель находит способ увлечь детей знаниями;

Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом;

Учитель включает детей в открытие новых знаний;

Учитель помогает ребенку найти самого себя;

Учитель показывает то, что ошибка - это нормально – главное уметь учиться на ошибках;

Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить из на собственном примере;

Учитель ненавязчиво транслирует смысл учения детям;

Учитель создает проблемную ситуацию и мотивирует детей на открытие нового знания

 

Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем;

В конце выполнения задания, конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему научились, что получилось, а что нет;

Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку;

Учитель формирует у детей содержательную оценку и самооценку

Учитель побуждает детей к формулированию учебной проблемы и поиску решения этой проблемы

Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией;

Учитель включает детей в открытие новых знаний;

Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности;

Учитель на уроке использует специализированные развивающие задания;

Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ;

Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

 

Учитель включает детей в конструктивную деят-ть, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей;

Учитель обучает детей приемам работы в группах;

Учитель показывает, как можно прийти к единому решению в работе в группах;

Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других;

Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками;

Учитель и ученики вместе решают возникаемые учебные проблемы;

Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций;

Учитель организует конструктивную совместную деятельность;

Учитель при организации групповой работы учитывает степень сформированности коммуникативных навыков

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний.

Содержание учебников УМК «Перспективная начальная школа» нацелено на формирование УУД.
Одним из приёмов, который активно используют авторы учебников по всем предметным линиям УМК «Перспективная начальная школа», является постановка перед детьми вопроса, который предоставляет возможность высказывать противоположные точки зрения. Поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного сквозными героями диалога. (Герои : Маша и Миша, Костя Погодин, Таня Перова, Евдокия Васильевна и др.)
Задания всех учебников, начиная с первого класса, предлагают учащимся мини- исследования: провести наблюдения, высказать свои предположения, провести их проверку, обсудить результаты и сделать вывод.
В учебниках УМК «Перспективная начальная школа» по всем предметам предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это имеет большое значение для формирования коммуникативных (умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого), а также для регулятивных универсальных учебных действий (распределить, скоординировать действия по выполнению задания и др.).

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки. Реализацию этой технологии обеспечивают система вопросов и заданий учебников, специальные рабочие тетради, контрольные работы и тесты, возможность выбора разноуровневых заданий для проверки своих знаний.

Результат формирования УУД на уроке:

- для педагога:

  • обеспечит инновационное планирование образовательного процесса, дополнив традиционное содержание учебно-воспитательных программ,
  • конкретизирует требования к результатам начального общего образования,
  • обеспечит необходимый оптимальный уровень преемственности начального и среднего общего образования.

- для обучающихся – результаты развития УУД:

  • адекватная школьная мотивация;
  • мотивация достижения;
  • развитие основ гражданской идентичности;
  • формирование рефлексивной адекватной самооценки;
  • функционально-структурная сформированность учебной деятельности;
  • развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения;
  • формирование внутреннего плана действия;
  • развитие рефлексии — осознания учащимся содержания, последовательности и основания действий.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать УУД позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

Результаты работы над данной темой:
1. Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока.
2. Обучающиеся самостоятельно определяют цели и задачи урока, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия.
3.Развивается умение работать в парах и группах:
- учащиеся учатся учитывать позицию собеседника;
- стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы.
4. Дети умеют использовать знаково-символические средства.

5. Большинство учащихся умеет выражать свою внутреннюю позицию, отношение к поступкам и действиям.

6. Для формирования УУД на уроках максимально используются возможности УМК «Перспективная начальная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распространение опыта:

  • Разработаны программы учебных предметов с УУД
  • Рабочие программы опубликованы на сайте школы
  • Разработаны методические материалы (памятки-буклеты) по формированию УУД в начальной школе
  • Проведены открытые уроки для учителей школы и области
  • Опыт обобщен на всероссийском уровне.

 

Перспектива:

Дальнейшая работа над формированием УУД с использованием современных технологий.

 

Литература:

 

  1. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г
  2. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010
  3. Программы по учебным предметам 1-4 класс. Сост. Р.Г. Чуракова М.: Академкнига / Учебник, 2012.
  4. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000
  5. Рыбьякова О. В. Информационные технологии на уроках в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 373 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА