Вторник, 03:20 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Общаемся, играя
12.09.2017, 16:01

«Общаемся, играя»

 

Сухорукова Наталья Алексеевна воспитатель

 

Г. Архангельск

 

МБДОУ Детский сад №123

 

Пояснительная записка

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывал Л.С.Выготский и А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по – иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.

Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.  А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому важна работа, направленная не только на развитие познавательных способностей ребенка, но и эмоциональной сферы.

Для решения задач интеллектуального и эмоционального развития разработана программа  кружковой работы для детей старшего возраста «Общаемся, играя».

 

Актуальность:  

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - дружеское и конфликтное, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношения дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным, это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углубление в понимании нравственных качеств.

  Каждый ребёнок – это индивидуальность со своими чувствами, переживаниями. Восприятие ребёнком окружающего мира, его активность и устремления зависят от его желаний, интересов, потребностей. Настроения. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место – это является причиной конфликтов, частых ссор между детьми, негативной оценки поведения детей со стороны взрослых. Ребёнку сложно откликнуться на переживание другого человека. Постепенно, на основе общения, у детей развивается социальная восприимчивость, а ведь только в этом случае между людьми могут устанавливаться особые отношения, выражающиеся во взаимной симпатии, дружбе, любви.

Если развитию эмоциональной среды уделяется недостаточно внимания, то проявляется выраженная напряжённость и тревожность, во взаимоотношении со сверстниками доминируют аффективные проявления. Если подобная ситуация не преодолевается вовремя, у ребёнка складывается устойчивое состояние эмоционального неблагополучия, отражающееся в его самосознании.

Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, весьма актуальна, и коррекцию недостатков эмоциональной среды необходимо рассматривать в качестве одной из приоритетных задач воспитания.

Цель: повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений  и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

 

Задачи:

  1. Создание условий для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
  2. Формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).
  3. Введение ребенка в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
  4. Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения.
  5. Учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи.
  6. Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
  7. Развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление.
  8. Развивать коммуникативные умения в процессе общения.
  9.  Формировать способности у дошкольников к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
  10.  Развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям.

 

 

Кружковая деятельность состоит из различных видов деятельности:

  • Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
  • Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально - личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций);
  • Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
  • Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
  • Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т.д.)

 

 

Планируемые результаты:

  • понимание дошкольниками ценностей человеческой жизни;
  • проявление коммуникативной активности;
  • соблюдение норм поведения и общения;
  • способность объективно оценивать поведение других детей и собственное;
  • приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
  • повышение уровня самосознания, самодисциплины.

 

Итак, целью работы является то, что дети должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим детям и взрослым.

Это поможет быть им понятными, принятыми и признанными, а значит, и успешными в обществе людей.

 

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Программа предполагает проведение занятий один раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность – 25 минут.

 

Развитие личности происходит по двум направлениям: социализации (присвоение общественного опыта) и индивидуализации (развитие самостоятельности в принятии решений и в организации своей деятельности).

Именно на гармонизацию этих двух линий развития ребенка и направлена наша работа, которая реализует личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей, что ведет за собой сохранение и развитие индивидуальности, сущность которой проявляется, прежде всего, в творчестве и стремлении к совершенству.

 

 

Тематический план работы кружка

 

Сентябрь:

1 неделя: Тема: «Наша группа».

Цель: Постепенное введение групповых ритуалов, правил общения. Побуждение в детях эмоциональной активности и открытости, доверия к педагогу и сверстникам.

 

2 неделя: Тема: «Учимся жить вместе».

Цель: Расширить содержание понятий «Я» и «Мы», показать их взаимосвязь; развивать у детей потребность придерживаться нравственных принципов в поведении; продолжить формировать сплоченный коллектив.

 

3 неделя: Тема: «Расскажи о себе».

Цель: Развивать у ребенка уверенность в себе, внимание к самому себе, учить детей рассказывать о себе и своих увлечениях.

 

4 неделя: Тема «Чтение книг о дружбе».

  • А. Барто «Я с ней дружу», «Подружки»;
  • А. Кузнецов. «Поссорились»;
  • С. Михалков. «Мы с приятелем...», «Песенка друзей»;
  • Г. Остер. «Как хорошо дарить подарки» и другие.

Цель: Расширять знания детей о дружбе,  формировать нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

 

Октябрь:

1 неделя: Тема: «Моё поведение».

Цель:  Продолжать формировать представления о хороших и плохих поступках, умение слышать и слушать друг друга, отстаивать свою позицию; договариваться, приходить к согласию.

 

2 неделя: Тема «Мои чувства»

Цель: Знакомить с различными чувствами человека, органами его чувств. Гармонизировать личность ребенка, формировать позитивное отношение к своему «я», развивать эмпатию.

 

3 неделя: Тема «Моё настроение»

Цель: Развивать умение ребенка выражать свое настроение и чувствовать состояние другого; учить выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния.

 

4 неделя: Тема: «Чем богат человек».

Цель: Помочь детям осознать, что истинные богатства человеческого сердца заключаются в способности проявлять высокие и сильные чувства. Сравнить значение ценностей материальных и духовных.

 

Ноябрь:

 

1 неделя: Тема: «Ты и твоё здоровье».

Цель: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Побуждать детей к формированию полезных привычек.

 

2 неделя: Тема: «Чистота - залог здоровья»

Цель: Прививать детям санитарные гигиенические навыки, потребность быть здоровыми, закаленными.

 

3 неделя: Тема: «Все мы разные».

Цель: Разъяснить понятие «толерантность». Воспитывать самоуважение и уважение по отношению к другим детям и взрослым.

4 неделя: Тема: «Добрым жить на белом свете радостно».

Цель: Формировать у дошкольников ценностную ориентацию, развивать умения отличать «плохое» от «хорошего»; способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей дошкольников; содействовать формированию дружного коллектива.

 

Декабрь:

1 неделя: Тема: «Я среди других людей».

Цель: Формировать знания о  правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в детском саду, развивать коммуникабельность. Строить мост взаимопонимания в отношениях между всеми детьми.

2 неделя:   Тема «От чего зависит настроение».

Цель: Развитие эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека; овладение детьми моральными нормами поведения.

3 неделя: Тема «В  труде человек хорошеет».

Цель: Формировать положительное отношение к труду; развивать умение работать в группах; расширять знания о труде.           

4 неделя: Тема: «Советуем друг другу».

Цель: Создание общей положительной атмосферы, сплочение коллектива. Помочь узнать что-то новое друг о друге, подчеркнуть уникальность каждого ребенка.

 

Январь:

 

3 неделя: Тема: «Я – личность».

Цель: Развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства, желания следовать социально-одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремления к новым достижениям.

 

4 неделя: «Кто я и как выгляжу».

Цель: Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Значение для человека внешнего вида.  Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддержать порядок на своём рабочем месте в школе и дома.

 

Февраль:

1 неделя: Тема «Жить – с книгою дружить».

Цель: Дать понятие о том, что начитанность – это составляющая культуры человека;  формировать систему нравственных ценностей дошкольников; Воспитывать любовь и бережное отношение детей к книге.

2 неделя: Тема «Добро  и зло в сказках».

Цель: Объяснить понятия «добро - хорошо», «зло - плохо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому что этой победе помогает природа, звери, люди.

3 неделя: Тема: «Делу – время, потехе – час».

Цель: Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа одного является частью общего дела коллектива, формировать положительное отношение к труду и его результатам.

4 неделя: Тема «Отношение к старшим».

Цель: Дать понятие, кто такие люди старшего поколения и почему мы должны их уважать; разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения к старшим; показать, что в общении со старшими дети должны быть вежливыми, добрыми и уважительными.

 

Март:

 

1 неделя: Выполнение творческой коллективной «Поздравим наших мамочек».

Цель: Организация взаимодействия в группе, направленного на решение спланированных задач и выполнение совместных творческих заданий. Формирование положительных чувств и эмоций.

 

2 неделя: Тема: «Моя мама – самая лучшая».

Цель: Дать понятия «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы.

 

3 неделя: Тема:  «Русский обычай – гостеприимство».

Цель: Приобщение детей к русскому обычаю – гостеприимству. Воспитание у детей дружеских чувств и эмоционально положительного отношения к доброжелательным гостям.

 

4 неделя: Экскурсия: "В русскую избу"

Цель: Познакомить детей с народными обычаями предков, их бытом, устоями, семейными традициями. Поиграть в народные игры: "Ручеек", "Бояре", "Плетень".

Апрель:

1 неделя: Тема: «Отзывчивость и доброта».

Цель: Формировать представление о доброте, радости, огорчении и дружеских взаимоотношениях.

Воспитывать коммуникативные навыки, желание проявлять доброту, заботу и внимание друг к другу; развивать чувство симпатии к другим людям.

 

2 неделя: Тема: «Если песни петь, с ними веселей».

Цель: Формировать у детей эстетический вкус через музыкальную культуру, способствовать развитию эмоциональной отзывчивости от исполнения песни, воспитывать доброжелательность и  умение заниматься сообща.

3 неделя: Тема: «Зачем быть вежливым».

Цель: Дать понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение» «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок». Подвести к пониманию, что вежливость – одна из самых нужных и необходимых привычек человека.

  

4 неделя: Тема «Поведение в общественных местах».

Цель: Развивать этические нормы поведения в обществе; воспитывать культуру речи; уважение к личности.

 

 

Май:

 

1 неделя: Тема: «Я отвечаю за свои поступки».

Цель: Способствовать развитию у дошкольников чувства ответственности. Содействовать формированию у детей умения анализировать свои поступки. Воспитывать навыки самосознания и самовоспитания. Убедить в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.

2 неделя: Тема: «Животные - наши помощники».

Цель: прививать любовь к домашним животным; познакомить детей с различными породами собак, с историей приручения собаки человеком; дать представление о том, как собаки помогают человеку в жизни.

 

3 неделя: Тема «Будь природе другом».

Цель: Повысить ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью. Сформировать интерес к объектам и явлениям природы. Учить гуманно обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности на природе по отношению к себе.

 

4 неделя: Тема «Прощание со старшей группой»

 Цель: Учить преодолевать застенчивость, обретать уверенность в себе, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи. Развивать умение строить позитивные отношения в обществе; воспитывать ценностное отношение к себе и другим.

 

 

Так же на протяжении учебного года организуются:

    1. Персональные творческие выставки детей для повышения социального статуса детей в группе.
    2. Празднование Дня именинника (с обязательным исполнением “Каравая” и добрыми пожеланиями и детскими).
    3. В родительских уголках регулярно появляется информация о личных достижениях детей, участии в городских мероприятиях, конкурсах выставках. Это позволяет лучше узнать внутренний мир своего ребенка, интересы и увлечения его друзей, помогает устанавливать дружеские взаимоотношения с окружающими, повышает самооценку.
    4. Используются игры: «Пиктограммы»,  «Узнай настроение», «Кубик эмоций», «Страшилка Бо-Бо», «Цветик – семицветик»,  «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Учимся общаться». «Расскажи свой страх», «Встреча эмоций», «Зеркало», «У страха глаза велики»  и т.п. Цель: коррекция недостатков эмоциональной сферы ребёнка, формированию нравственных эталонов.

 

Список используемой литературы:

 

  1. Авдеева Н.Н. Безопасность. Учебно - методическое пособие по ОБЖ детей старшего дошкольного возраста. // Детство - Пресс, 2004.
  2. Аграшенков А.В. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты.- М.: Вече-АСТ, 1997.
  3. Битянова М.Я. Я говорю, ты говоришь, мы говорим. Особенности человеческой коммуникации./ Школьный психолог  №30, 1999.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1991.
  5. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Под. ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Меж. пед. Академия, 1995. - 212 с.
  6. Волошина М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений // Начальная школа. - 2000. - № 1.
  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под. ред.Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
  8. Губанова Н.Ф.Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  9. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.  Учим детей общению. - М.,1997.
  10.  Князькова О.Л. Я-ты- мы. Программа социально- эмоционального развития// М. Мозаика –Синтез 2005
  11.  Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников. - Москва, 2003.
  12.  Платонов К.К. Занимательная психология.- Спб: Питер Пресс, 1997.
  13.  Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. - М.,1990.
  14.  Иванова Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие// М. Творческий центр, 2008
  15. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2001. - 471 с.
  16.  Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. - М.: Издательство "ГНОМ и Д", 2002. - 240 с.

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 21 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА