Среда, 03:25 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей по «Бумагопластике»
24.03.2017, 13:51

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» п.Кысыл-Сыр муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия)

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО ДДТ

_______________ А. Н. Прокопьева

Приказ № ____ от «____» _________ 2015г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модифицированная

образовательная программа дополнительного образования детей

 

по «Бумагопластике»

 

 

 

 

 

возраст обучающихся -6-18 лет

срок реализации прграммы-3 года

количество детей в группе-10-12 чел

.

 

 

Руководитель кружка:

педагог дополнительного образования

1 квалификационной категории

Стебко Людмила Федоровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п.Кысыл-Сыр

2015г

СОДЕРЖАНИЕ:

Целевой раздел

  1. Паспорт программы………………………………………………………………...4 стр.
  2. Пояснительная записка…………………………………………………………......6 стр.
    1. Актуальность……………………………………….…………………….….7 стр.
    2. Ведущая идея …………………………………………………………….....8 стр.
    3. Цель программы ……………………………………………………………8 стр.
    4. Задачи программы …………………………………………………….……8 стр.
      1. Обучающие……………………………………………………………….8 стр.
      2. Личностные УУД………………………………………………...………8 стр.
      3. Регулятивные УУД……………………………………………...……….8 стр.
      4. Познавательные УУД……………………………………………………9 стр.
      5. Коммуникативные УУД…………………………………………………9 стр.
    5. Инновация программы …………………………………........................…..9 стр.
    6. Принципы программы ………………………………………………….….9 стр.
    7. Формы и методы занятий ………………………………………………..…9 стр.
      1. Формы занятий………………………………………………………..….9 стр.
      2. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия……...9 стр.
      3. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей……... 9 стр.
      4. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях……………………………………………..……10 стр.
    8. Возраст обучающихся …………………………………………………….10 стр.
    9. Организация образовательного процесса …………………………….…10 стр.
    10. Ожидаемые результаты ………………………………………………...…10 стр.
      1. Обучающие…………………………………………………………..….10 стр.
      2. Личностные……………………………………………………………..11 стр.
      3. Регулятивные…………………………………………………………...11 стр.
      4. Познавательные………………………………………………….……..11 стр.
      5. Коммуникативные………………………………………...……………11 стр.
    11. Оценка освоения программы ……………………………………….…….11 стр.

Содержательный раздел

  1. Учебно тематический план на 1 -й год обучения …………………………….....12 стр.
    1. Содержание программы на первый год обучения……………………….14 стр.
      1. Вводное………………………………………………………..……….14 стр.
      2. Работа с природным материалом………………………….…………14 стр.
      3. Оригами………………………………………………………………..14 стр.
      4. Международный язык оригами………………………………………14 стр.
      5. Знакомство с мастерами из России и Японии…………………...….14 стр.
      6. Базовые формы…………………………………………….………….14 стр.
      7. Оригами и аппликация……………………………………….………15 стр.
      8. Материал – бумага…………………………………………………….15 стр.
      9. Конструирование………………………………………...……………15 стр.
      10. Цветы в технике квиллинг……………………………………………16 стр.
      11. Творческие работы……………………………………..……………..16 стр.
      12. Праздники и подготовка к ним…………………………..………….16 стр.
      13. Итоговые занятия……………………………………………………..16 стр.

Учебно тематический план на 2 -й год обучения ………………………………16 стр.

    1. Содержание программы на второй год обучения……………………….19 стр.
  1. Вводное……………………………………………………..………19 стр.
  2. Работа с природным материалом…………………………………19 стр.
  3. Оригами…………………………………………………………….19 стр.
  4. Международный язык оригами………………...…………………19 стр.
  5. Базовые формы…………………………………..………………….19 стр.
  6. Оригами и аппликация………………………..…………………..20 стр.
  7. Материал – бумага…………………………………………………20 стр.
  8. Конструирование……………………………………………….…20 стр.
  9. Цветы в технике квиллинг……………………………..………...21 стр.
  10. Творческие работы…………………………………………………21 стр.
  11. Праздники и подготовка к ним……………………..………….....21 стр.
  12. Итоговые занятия………………………………………………….21 стр.

Учебно тематический план на 3 -й год обучения…………………………..…..21 стр.

  1. Содержание программы на третий год обучения………………………23 стр.
  2. Вводное………………………………………………………...…..23 стр.

3.3.2. Работа с природным материалом………………………………...23 стр.

3.3.3. Оригами…………………………………………………………….24 стр.

3.3.4. Модульное оригами…………………………….……………………..24 стр.

3.3.5. Квиллинг……………………………………………………………….24 стр.

3.3.6. Лепестковые цветы………………...………………………………….24 стр.

3.3.7. Композиции из цветов……………….………………………………..24 стр.

3.3.8. Изготовление открыток………………………….……………………24 стр.

3.3.9. Изделия из гофрированного картона………………….……………..24 стр.

3.3.10. Итоговые занятия……………………………..……………………….24 стр.

Организационный раздел

  1. Методическое обеспечение…………………………………………………...…..25 стр.
    1. Художественно-эстетическое развитие ребёнка……………………..….25 стр.
    2. Приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям……………...….25 стр.
    3. Знакомство с замечательным миром бумагопластики, как частью мира творчества…………………….……………………………………………25 стр.
    4. Приобщение ребёнка к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми…………………….……………………………………………26 стр.
    5. Знакомство с основными геометрическими понятиями………………..26 стр.
    6. Развитие способности решать поставленную задачу, завершать начатое дело, выполнять его аккуратно и точно………………………………….26 стр.
    7. Повышение навыков мелких и точных движений обеих рук……….…26 стр.
    8. Развитие пространственного воображения, глазомера, внимания,

памяти……………………………………………………………………...26 стр.

    1. Стимулирование самообразования…………………………………….…27 стр.
    2. Важными особенностями оригами, бумагопластики, квилингу…….….27 стр.
  1. Формы и методы работы……………………………………………………..……28 стр.
  2. Работа с родителями……………………………………………………………….28 стр.
  3. Условия реализации программы…………………….……………………………29стр.
  4. Модель выпускника……………………………………………………………….30 стр.
  5. Список литературы…………………………………………………………...……31 стр.
  6. Приложения………………………………………………………………..………32 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт программы

Полное наименование программы

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования «Бумагопластика»

 

Основания для разработки программы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
  2. Приказ Минобрнауки России «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ» от 29.08.2013г. №1008
  3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 4.07.2014г. №41
  4. Письмо Минобрнауки России «Примерные требования к образовательным программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006г. №06-1844ФГОС

Направленность программы

Художественно-эстетическое

Тип образовательной программы

Модифицированная

Срок реализации

3 года

Возраст обучающихся

6-18лет

Цель программы

Развитие личностных качеств обучающегося, развитие способности продуцировать идеи, находить оригинальный результат через освоение навыков техники оригами и других техник по бумагопластике, как вида прикладного искусства и сочетания элементов восточной культуры с родными традициями.

Задачи программы

Обучающие:

  • ознакомить обучающихся с основными свойствами бумаги;
  • обучить различным техникам работы с бумагой (складыванию, вырезанию, плетению, скручиванию);
  • обучить выполнять плоские и объемные модели различной сложности;
  • сформировать правильное представление о форме, объеме, пространственном соотношению предметов;
  • научить детей ориентироваться в задании и поэтапно планировать свою деятельность.

Личностные УУД:

  • Формировать нравственно-этических норм;
  • Формировать способность занимать определенную позицию в конфликтной ситуации;
  • Развивать толерантное отношение к окружающим;
  • Прививать аккуратность и ответственность в работе, контролируя себя;

Регулятивные УУД:

  • сформировать умения планировать, прогнозировать работу, эффективно распределяя используемое время;
  • Формировать умение определять цель занятия самостоятельно;
  • формировать умения самостоятельно осуществлять учебную деятельность, проявлять инициативу, привлекая других;
  • Формировать знания о профессионально-этических нормах;
  • Формировать способность переносить нагрузки в течении определенного времени;

Познавательные УУД:

  • Формировать самостоятельность в подборе и работе с литературой;
  • Формировать умения самостоятельно использовать ИКТ;
  • Формировать умения самостоятельно составлять и читать схемы, таблицы и т.д.;
  • Формировать гибкость мышления;

Коммуникативные УУД:

  • Формировать адекватность восприятия информации;
  • Формировать самостоятельность в дискуссии, логике, аргументируя свою точку зрения;
  • Формировать умения работать в групповых формах обучения;
  • Формировать умения воспринимать общие дела как свои собственные.

Структура программы и оглавление

  • Пояснительная записка
  • Учебнотематический план и содержание изучаемого курса
  • Первый год обучения
  • Второй год обучения
  • Третий год обучения
  • Методическое обеспечение
  • Работа с родителями
  • Модель выпускника
  • Список литературы
  • Приложения

Ожидаемые результаты

Обучающие:

- знание основных свойств бумаги;

- Знать и уметь применять на практике различные техники работы с бумагой (складыванию, вырезанию, плетению, скручиванию);

- Знать и уметь определять и классифицировать, составлять и вычислять модели различной сложности (плоские и объемные);

- Уметь определять, объяснять, характеризовать формы, объеме, в пространственном соотношению предметов;

- Уметь применять полученные знания на практике и поэтапно планировать свою деятельность.

Личностные:

  • Выраженная устойчивость к учебнопознавательной деятельности, мотивацией к обучению;
  • Готовность к самообразованию и самовоспитанию;
  • Адекватность и позитивность самооценки;
  • Готовность к реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.

 

Регулятивные:

  • умение организовать свою деятельность;
  • подготовить свое рабочее место;
  • рационально размещать инструменты и материалы;
  • прогнозирование;
  • планирование;
  • самоконтроль;
  • корректировка работ;
  • самооценка.

Познавательные:

  • умение учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • давать правильные определения понятиям;
  • устанавливать причиноследственные связи.

Коммуникативные:

  • сформированное собственное мнение и позиция, ;
  • умение аргументировать и координировать личное мнение с позицией партнёров в сотрудничестве;
  • умение принимать решение в совместной деятельности.

 

 

Пояснительная записка

 

Переход образовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) изменил цели в образовательных стандартах и требует новых методов организации дополнительного образования детей. Система дополнительного образования способна внести значительный вклад в развитие обучающихся на основе расширения их образовательного пространства, увеличения числа источников необходимой информации, предоставления возможности освоения межпредметных и предметных знаний и умений. Это становится реальным за счет консолидации усилий основного и дополнительного образования детей, направленных на создание единого образовательного пространства, в котором основное и дополнительное образование детей стали равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, создающими комплекс условий для полноценного личностного развития каждого ребенка.

Сегодня термин «дополнительное образование» известен и широко распространен, и является составной (вариативной) частью общего образования, сущностно мотивированным образованием, позволяющим обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределяться профессионально и личностно.

Данная модифицированная образовательная программа по дополнительному образованию детей разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ, приказа Минобрнауки России «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ» от 29.08.2013г. №1008, санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 4.07.2014г. №41, письма Минобрнауки России «Примерные требования к образовательным программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006г. №06-1844ФГОС.

Занятия «Бумагопластикой» превращают детей в маленьких волшебников, умеющих создавать чудесные изделия из простого листа бумаги.

Настоящая программа по одному из древнейших видов декоративно-прикладного творчества – бумагопластика, осуществляется на занятиях в студии с детьми различных возрастных групп от 6 до 18 лет и ставит своей основной целью кратчайший путь к развитию пространственного мышления, совершенствование мелкой моторики, развитию памяти, точности и аккуратности при выполнении коллективных и индивидуальных работ.

Бумагопластика – искусство складывания из бумаги – зародилось много веков назад в Японии почти одновременно с появлением самой технологии её изготовления.

Продвижению этого искусства в Европу способствовали идеи известного немецкого педагога и просветителя Фридриха Фребеля, рекомендовавшего заниматься с детьми раннего возраста складыванием из бумаги, позволяя развивать мелкую моторику пальцев и приобщаться к некоторым геометрическим понятиям.

Известно, что Л.Н, Толстой в Ясной Поляне занимался с детьми складыванием фигурок из бумаги. В наши дни это искусство стало поистине международным. Центры оригами открыты в 26 государствах планеты. В России интерес к этому виду искусства переживает необыкновенный подъём.

 

Актуальность программы

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа формирует у детей нравственное и бережное отношение к окружающему миру и людям, веру в общечеловеческие ценности путем развития художественных творческих способностей, а также эколого-эстетическое представление о природе и общечеловеческом, культурном наследии.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка

Бумага, как наиболее универсальный, доступный и безопасный материал, дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность и творческую фантазию. Работа с бумагой не только интересна и увлекательна, но и познавательна. Она расширяет знания об окружающем мире и разнообразии культур, а также благоприятно влияет на формирование личностных качеств.

Данная программа разработана с учетом индивидуальных и возрастных психофизических особенностей обучающихся и способствует активизации мелкой моторики, пространственного мышления и креативных способностей.

Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).

В образовательном процессе особое место занимают межпредметные связи. Они в

различных формах применяются на всех этапах освоения программы. И на каждом этапе остаются незаменимым сильнодействующим средством при обобщении и систематизации, а также при изучении нового материала. На разнообразных бумажных моделях ученики постигают фундаментальность математических законов, необходимость (но не абсолютизацию) измерений, красоту и применимость геометрических конструкций (подход при этом, конечно, используется наглядно-эмпирический, а не аксиоматический). Основная же задача педагога во всём этом процессе состоит в том, чтобы укрепить растущую в ребёнке уверенность, что логический и практический подход к окружающей реальности — две стороны одной медали!

Курс программы “Бумагопластика” предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

 

Ведущая идея: данной программысоздание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

 

Цель программы: Развитие личностных качеств обучающегося, развитие способности продуцировать идеи, находить оригинальный результат через освоение навыков техники оригами и других техник по бумагопластике, как вида прикладного искусства и сочетания элементов восточной культуры с родными традициями.

 

Задачи программы

 

Обучающие:

  • ознакомить обучающихся с основными свойствами бумаги;
  • обучить различным техникам работы с бумагой (складыванию, вырезанию, плетению, скручиванию);
  • обучить выполнять плоские и объемные модели различной сложности;
  • сформировать правильное представление о форме, объеме, пространственном соотношению предметов;
  • научить детей ориентироваться в задании и поэтапно планировать свою деятельность.

 

Личностные УУД:

  • Формировать нравственно-этических норм;
  • Формировать способность занимать определенную позицию в конфликтной ситуации;
  • Развивать толерантное отношение к окружающим;
  • Прививать аккуратность и ответственность в работе, контролируя себя;

 

Регулятивные УУД:

  • сформировать умения планировать, прогнозировать работу, эффективно распределяя используемое время;
  • Формировать умение определять цель занятия самостоятельно;
  • формировать умения самостоятельно осуществлять учебную деятельность, проявлять инициативу, привлекая других;
  • Формировать знания о профессионально-этических нормах;
  • Формировать способность переносить нагрузки в течении определенного времени;

 

Познавательные УУД:

  • Формировать самостоятельность в подборе и работе с литературой;
  • Формировать умения самостоятельно использовать ИКТ;
  • Формировать умения самостоятельно составлять и читать схемы, таблицы и т.д.;
  • Формировать гибкость мышления;

 

Коммуникативные УУД:

  • Формировать адекватность восприятия информации;
  • Формировать самостоятельность в дискуссии, логике, аргументируя свою точку зрения;
  • Формировать умения работать в групповых формах обучения;
  • Формировать умения воспринимать общие дела как свои собственные.

 

Инновацией программы: является совмещение творческого и художественно-эстетического воспитания обучающегося как взаимодополняющих и обогащающих друг друга направлений. Достижения ребенком такого уровня освоения программного материала, который позволит ему создать высокохудожественные произведения с собственным почерком и индивидуальным своеобразием.

 

Принципы: лежащие в основе программы:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

 

Формы и методы занятий:

Обучение учащихся проводится по утвержденному календарно – тематическому плану. (Приложение 1)

- В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

- межпредметные связи, синтез нескольких дисциплин (технология, математика, мировая художественная литература.

- Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

- Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

групповой – организация работы в группах.

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

и другие.

Продолжительность курса - 3 года. Оптимальное количество детей в группе первого года обучения – 10 человек, второго и третьего– 10 человек.

Количество занятий в неделю:

1-ый год обучения –2 часа, 2-ой и 3-ий год обучения – 3 часов в неделю.

 

Возраст обучающихся:

программа рассчитана на возраст детей с 6 до 18 лет и предусматривает занятия в группах разного возраста, т.к. курс основан не на глубоких теоретических знаниях, а на практических занятиях развития художественных способностей.

 

Организация образовательного процесса включает в себя:

  1. Теоретические занятия;
  2. Практические занятия;

 

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы бумагопластики;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике бумагопластики;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

 

 

Далее смотреть архив материала

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 125 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА