Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" |
06.11.2015, 15:16 | |
Методическая разработка открытого урока по дисциплине Истории на тему «Вождь мирового пролетариата» (утверждение диктаторской власти Сталина и репрессии на фоне социально-экономического развития СССР во второй половине 20-х - 30-е годы ХХ века)
Разработала: преподаватель истории и обществознания Олейник В.А.
2015
Введение. Методическая разработка урока «Вождь мирового пролетариата» предназначена для проведения урока по дисциплине ОДБ. 04 История по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) по разделу 11. Мир между двумя войнами, Теме 11.4. «Вождь мирового пролетариата». Тема разработки очень актуальна, так как проблема, заявленная на уроке такова: «Какая власть нужна сегодняшней России?» Выводы, к которым приходит студент, изучая вопрос о формировании тоталитарного режима в нашей стране, должны натолкнуть его на размышления об историческом пути и историческом опыте нашей страны. О том какую дорогу должна она выбрать, двигаясь в направлении прогресса всего человечества. Данный урок является одним из звеньев исторического образования и воспитания молодежи и вносит свою лепту в достижении следующих результатов обучения.
Структура методической разработки. Методическая разработка состоит из титульного листа, введения, аналитической части, практической части, заключения и списка литературы. Методической целью разработки является совершенствование владения технологией проблемного обучения в русле компетентностно-ориентированного подхода в современной педагогике. Предполагаемые результаты включают в себя выработку умения постановки учебной проблемы и нахождение путей ее решения. А также, совершенствование умения формулировать исторические уроки по принципу: «Кто хочет увидеть будущее, тот должен смотреть в прошлое».
Вопросы, поднимаемые на уроке, очень активно обсуждались в нашем обществе на протяжении последних 25 лет. А именно: взаимоотношения человека и государства, степень подчиненности человека государственным интересам, степень свободы человека, степень ответственности государства за благополучие общества. Первая «перестроечная» литература стала настоящим «открытием» для миллионов советских людей. Все без исключения газеты и журналы изобиловали статьями о годах сталинских репрессий, о людях известных и рядовых, кто пострадал в эти годы, о внутренней трансформации человека, безвинно попавшего за решетку или находившегося в ситуации ожидания смертного приговора. Взгляд на эти события был в основном изобличающим. Вслед за этим появились художественные произведения таких авторов как Александр Солженицын, Варлам Шаламов и других. Такую литературу принято называть «лагерной». К концу 90-х появилась серьезная исследовательская литература по этой тематике. А также книги таких историков-беллетристов как Александр Бушков, Виктор Суворов, Эдвард Радзинский. Их заслуга состоит в том, что они неоднозначно оценивают события, происходящие в СССР в 20-х - 30-х годов. В виде антиутопии описывают тоталитарное общество такие писатели как Джордж Оруэл, Владимир Сорокин, братья Вайнеры. Сложным взаимоотношениям государства и человека посвящено немало фильмов, таких как «1984», «Эквилибриум», «Трудно быть богом». В настоящее время эта тема подзабыта, хотя современная политическая и международная ситуация ставит перед Россией проблему выбора ее дальнейшего пути развития, а также ее места в общей цивилизованной семье народов. Данная методическая разработка призвана продемонстрировать работу педагога по освоению педагогической технологии проблемного обучения, а также, компетентностно-ориентированного подхода педагогической деятельности. Компетентностно-ориентированный подход базируется на понятии компетенции как одном из основных показателей реализации ФГОС. Компетентностно-ориентированный и модульно-компетентностный подходы являются фундаментом формирования компетенции как способности человека выполнять определенную группу действий в сфере определенного рода деятельности в реальных условиях. Компетентностно-ориентированный подход направлен на развитие способностей человека реализовывать определенные компетенции, научить его эффективно действовать в условиях реальной обстановки. Основной принцип компетентностно-ориентированного и модульно-компетентностного подходов – ориентация на значимые общие и профессиональные компетенции в пределах модуля/дисциплины, обеспечивающие качественный результат ее освоения. Одна из педагогических технологий, лежащая в основе компетентностно-ориентированного подхода – это проблемное обучение или технология проблемного обучения. Какое обучение является проблемным? Развивающее обучение, при котором педагог, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения основ наук. Сейчас очень популярна идея активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Активизация – это эффективное использование тех приемов и методов обучения, которые известны из традиционной дидактики. Проблемное обучение через создаваемые проблемные ситуации и постановку познавательных задач активизирует процессы обучения. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, систематизируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получал из него новую информацию. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, она ищется и находится учеником, который поставлен в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод обучения. Подлинная активизация обучающихся характеризуется самим поиском не вообще, а поиском путей решения проблемы. Если поиск имеет целью решение теоретической, технической, практической учебной проблемы или форм и методов художественного отображения, он превращается в проблемное обучение. Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирование познавательной самодеятельности ученика и развитие его творческих способностей. Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс – он не может достичь цели известным ему способом и это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности. Далее смотреть архив материала | |
Просмотров: 382 | Загрузок: 2 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |