Воскресенье, 21:01 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Логопедический проект: «Такие сложные  слова»
15.11.2017, 15:52

Логопедический проект:

«Такие сложные  слова».

Актуальность:

В последние годы в силу ряда экологических, биологических, социально-психологических причин число детей с проблемами в развитии растёт повсеместно. Практическое исследование речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями  позволило выявить своеобразие в развитии лексической и морфологической подсистемы языка.

Наиболее ярко проявилась несформированность данных категорий в процессе овладения словообразовательными навыками. Особое значение периода активного овладения словообразовательными навыками для последующего речевого и интеллектуального развития заключается в том, что словообразование является особым видом речемыслительной деятельности и отражает объективный уровень когнитивного развития.

В связи с тем, что прилагательные в речи появляются позднее других частей речи, то можно предположить, что словообразование именно прилагательных является показателем сформированности определенного уровня языкового мышления. При овладении словообразовательными навыками дети с речевыми нарушениями  испытывают трудности, характерные как для дошкольников с нормальным речевым развитием, так и специфические, которые, возникают вследствие того, что связь между знаком и значением реализуется не в полном объеме, а с утрированием сигнального значения морфемы. Показательным является тот факт, что к моменту обучения в школе у детей с речевыми дефектами, как правило, оказываются недостаточно сформированы навыки словообразования прилагательных. Все выше изложенные факты затрудняют образовательный процесс и делают его мало эффективным, что свидетельствует о необходимости более тщательной разработки направлений коррекционно-логопедической работы по формированию данных навыков и на изыскание дополнительных средств  стимуляции словотворческой активности у детей старшего дошкольного возраста с недостатками в речи.

Цель: формирование у старших дошкольников представлений и навыков  образования сложных слов в речи.

Задачи:

1.Формирование  у старших дошкольников представлений об образовании сложных слов.

2.Упражнять в самостоятельном образовании сложных слов с помощью опорных слов.

 3. Овладение навыком образования  притяжательных прилагательных с суффиксами: - ин -, -ов-.

2. Овладение навыком образования притяжательных прилагательных с суффиксом  -и - без чередования (коровий, лисий).

3. Овладение навыком образования притяжательных прилагательных с суффиксом  –и- с чередованием  (волчий, собачий, медвежий).

4.Овладение навыком согласования  притяжательных прилагательных с существительными в роде и числе (папин портфель, мамины туфли, кошачьи лапы, беличий хвост).

5.Побуждать  детей к употреблению  данных словосочетаний в повседневной речи.

6.Развитие зрительного внимания, памяти.

7.Обогащать активный словарь старших дошкольников.

8.Привлечение родителей к активному участию в педагогическом процессе.

Участники проекта: учитель – логопед, воспитатели, дети старшей логопедической группы, родители.

Тип проекта: информационно – ориентировочный.

Срок реализации: краткосрочный (2месяца).

План реализации проекта.

Этапы

Содержание

Задачи

Сроки

Ответствен

ные

Подгото-

вительный

1. Изучение методической

литературы по теме.

 

2.Составление плана реализации проекта.

 

3.Подбор дидактических игр.

1. Подбор материала по теме.

2. Ознакомление администрации, педагогов, родителей с проектом и привлечение их к теме  проблеме.

3.Изготовление и подбор дидактических игр.

20 -24

октября

«Круглый стол»

 

Учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основной

1.Создание проблемной игровой ситуации для детей, обоснование необходимости изучения темы.

 

2.Дидактические игры.

 

3.Совместное изготовление с детьми и родителями книжки – малышки: «Трудные словечки».

1.Создание положительной мотивации  для предложенной игровой ситуации.

 

 

2.Практическое закрепление с детьми умения образовывать притяжательные прилагательные.

 

3.Привлечение родителей к созданию  книжки-малышки вместе с детьми «Трудные словечки».

 

23октября

 

 

 

 

 

 

26-27 октября

 

 

 

 

 

 

ноябрь

Учитель-логопед

 

 

 

 

 

Воспитатели,

учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед

Заключительный

 1.Мастер-класс  для родителей: «Формирование навыков словообразования притяжательных прилагательных у дошкольников с речевыми нарушениями».

 

 

 

2. «Круглый стол»

 

 

2.Обучение родителей практическим приёмам по образованию притяжательных прилагательных.

3.Демонстрация речевых навыков, приобретённых детьми в процессе реализации проекта.

Отчёт о реализации проекта (эффективность ожидаемых результатов для детей, включение родителей в коррекционно – развивающий процесс).

 

2ноября

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30ноября

«Круглый стол»

(аналитическая справка)

 

Учитель-логопед,

дети,

воспитатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед, воспитатели , старший воспитатель.

 

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

  1. Подготовительный этап

1.Консультация для воспитателей:

«Формирование навыков словообразования  притяжательных прилагательных у дошкольников с  речевыми  нарушениями».

В последние годы резко возросло число дошкольников с общим недоразвитием речи, характеризующимся отставанием от нормы компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР – обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования. Особые трудности возникли у детей в подборе родственных слов, поэтому назрела необходимость в новых формах и методах в этом направлении. Преодоление несформированных  навыков словообразования притяжательных прилагательных осуществляется при прохождении программы коррекции детей с нарушениями речи, в тесной взаимосвязи с развитием всех компонентов языковой системой, но особенно с обогащением словарного запаса и развитием грамматического строя.

 

Задачи коррекционно-логопедической работы:

 1. Учить детей понимать смыслоразличительную функцию словообразовательных морфем.

 2. Сформировать обобщенное представление о морфеме.

 3. Упражнять детей в умении соединять словообразовательные морфемы в рамках целого слова, в соответствии, как с семантическими, так и с фонетическими правилами.

 4. Закрепление полученных навыков словообразования притяжательных прилагательных в контекстной речи.

 

 В процессе формирования словообразования у дошкольников необходимо уделять внимание организации системы продуктивных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей, прежде всего, уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего и сходного значения слов с общей морфемой, выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения. Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений при прохождении лексических тем коррекционно-развивающей программы для дошкольников.

 

Можно выделить три этапа (по исследованиям Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой) логопедической работы по формированию словообразовательных навыков притяжательных прилагательных.

 

 I этап.

Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

 

 II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

 

III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

 

Содержание основных направлений :

 

Iэтап  логопедической работы.

 Словообразование с использованием продуктивных суффиксов –ИН-, -ОВ- .

 

Речевой материал: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин,  лосиный,  ежовый.

 

II этап  логопедической работы.

Словообразование с использование суффикса –й- без изменения звуковой структуры корня производного слова.

Речевой материал: лисий, рысий.

 

III этап логопедической работы. Словообразование с помощью суффикса –й- и с чередование в корне.

Речевой материал:  волчий, заячий,  беличий,  медвежий.

 

Работа над словообразовательными суффиксами осуществляется в следующей последовательности:

1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим суффиксом по значению. При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими суффиксами одного значения.

2. Выделение общего значения, вносимого суффиксом.

3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).

4. Закрепление связи значения и звучания суффикса.

5. Анализ звукового состава выделенной морфемы.

6. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы.

7. Самостоятельное образование слов с данным аффиксом.

 

При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в 2-х планах:

а) сравнение ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению;

б) сравнение родственных слов (мотивирующие и производные), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.

 

У детей старшего дошкольного возраста преобладающей является игровая мотивация. На основании этого факта предлагается преподносить речевой материал и закреплять полученные словообразовательные навыки в игровой форме, поэтому каждому образовательному периоду соответствует примерный перечень дидактических игр с использованием лексического материала.

  1. Основной этап

2. Применение дидактических игр в режимных моментах

Дидактическая игра «Чья? Чьи?»

 Перед детьми располагается сюжетная картина, на которой нарисованы члены семьи. Из «волшебной коробочки» логопед достает предметные картинки с изображением одежды, обуви, а дети определяют, чья она. Инструкция: Посмотри на одежду и ответь на вопрос: «Чья она?» Образец ответа: Чья кофта? – это мамина кофта; - это бабушкина кофта; - это дедушкина кофта. Чей свитер? – это свитер папин; - это свитер дядин. Чей ботинок? – это папин ботинок; - это дедушкин ботинок; - это дядин ботинок. Чей сапог? – это мамин сапог. Чья юбка? – это бабушкина юбка; - это тетина юбка.

Дидактическая игра «Шаловливый ветер»

 Детям предлагается сюжетная картина, на левой половине которой нарисована семья, а на правой – головные уборы членов семьи. Инструкция: Посмотри на головные уборы и определи, чьи они. Это папина шляпа. Это дедушкина фуражка. Это бабушкин платок. Это мамина шляпа.

Дидактическая игра «Чей клюв?»

 Детям предлагают предметные картинки с изображением перелетных птиц. Инструкция: Чей клюв у лебедя? У лебедя клюв – лебединый? У утки клюв – утиный? У гуся клюв – гусиный? У соловья клюв – соловьиный.

Дидактическая игра «Чья шерсть?»

 Инструкция: Это лошадь. Чья у лошади шерсть? У лошади шерсть лошадиная. У осла шерсть ослиная.

Дидактическая игра «Чей дом?»

 Предварительно детям читают сказку «Кошкин дом». Инструкция: Если дом построила кошка, то дом чей? Образец ответа: «Если дом построила кошка, то это кошкин дом».

Дидактическая игра «Ответь на вопрос»

 Инструкция: Послушай вопрос. Ответь на него. Если мышка пищит, то писк чей? Мышиный. Если ежик пищит, то писк чей? Ежовый. Если лось кричит, то крик чей? Лосиный.

 Дидактическая игра «Чье крыло?»

 Инструкция : У гуся крыло гусиное, Чье крыло у утки? У курицы? У индюка?

Дидактическая игра «Про что можно сказать …»

Ребенку предлагаются изображения различных частей тела (голова, ухо, нос, лапа) одного и того же животного, например медведя. Инструкция: «Про что можно сказать медвежья?» (медвежье, медвежий, медвежьи).

 Дидактическая игра «Чей корм?»

 Инструкция: Корова ест силос. Значит, силос -  это чей корм? Коровий. Баран ест сено. Значит,  сено -  это чей корм? Бараний. Коза ест  ветки. Значит,  ветки -  это чей корм? Козий.

Дидактическая игра «Чей след?»

 Инструкция: Если след оставила лиса, то след чей? Лисий. Если след оставил кабан, то след чей? Кабаний. Если след оставила рысь, то след чей? Рысий.

Дидактическая игра «Угадай, кто хозяин?»

 Инструкция: Ответь на вопрос: «Чей рог?» Рог лося (чей?) – лосиный, Рог коровы (чей?) – коровий, «Чье ухо? (уши), чьи?»Ухо медведя (чье?) – медвежье (медвежьи) Ухо зайца (чье?, чьи?) – заячий (заячьи)

Лото «Чей хвост, Чья голова?»

 Четверым детям раздаются предметные картинки: тигр, лев, верблюд. У логопеда картинки с изображением частей тела этих животных. Взрослый показывает картинку, а ребенок, соотнося ее с целым изображением, называет часть тела. Инструкция № 1: Чей это хвост? Это тигриный (львиный, верблюжий, обезьяний) хвост. Инструкция № 2: Чья это голова? Это тигриная (львиная, верблюжья, обезьянья) голова.

Игра  «Что забыл нарисовать художник?»

 Инструкция: Посмотри на картинку с изображением животных. Скажи, какую часть тела животного не дорисовал художник. Дорисуй, сопровождая речью. Я рисую собачью лапу (медвежий хвост, коровий рог, кошачьи уши и т.д.).

 

 

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 36 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА