Среда, 06:58 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Коррекционно - развивающая программа по развитию  познавательных процессов
06.07.2017, 10:50

Смекалова Лариса Леонидовна

педагог-психолог

МБДОУ «Золотой петушок

Коррекционно - развивающая программа по развитию  познавательных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка к программе коррекционно – развивающих занятий

« Развитие познавательных процессов».

 

 Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни.

Особенностью этого периода, отличающий его от последующих этапов развития ребенка, является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, закладывающих основы познавательной деятельности.

Практические задания позволяют ребенку применить полученные знания, действовать самостоятельно в выборе методов и приемов деятельности, добиваясь  конечного результата. Путем проб и ошибок ребенок самостоятельно делает выводы (таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний об окружающем мире, явления природы).

Программа представляет систему интеллектуально – развивающих занятий для детей дошкольников и рассчитана на детей 6- 7 лет, готовящихся стать первоклассниками, и представляет собой подготовительный этап к обучению. Курс «Развитие познавательных способностей» для дошкольников направлен на развитие у детей памяти, внимания, воображения, речи, коммуникативных способностей, а также различных сторон логического мышления.

Главное условие – не перегружать детей. Не забывать хвалить воспитанников за любые результаты и старания. У ребят присутствует неосознанное стремление к познанию чего – либо нового, необычного. Сделать актуальной сферу обучения детей – значит создать такие условия, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала станет постоянной, доминирующей. Именно этому способствуют занятия данного курса, которые представляют собой сочетание коррекционно – развивающих упражнений с разнообразным познавательным материалом и являются прекрасным подспорьем для увлекательной работы с будущими первоклассниками.                                                                                                                                                                                                              

На каждом занятии ребенок сталкивается с трудностями и необходимостью их преодоления. Характер трудностей таков, что он вызывает желание достичь цели: найти ошибки, допущенные художником, выложить изображение предмета, перерисовать предмет по клеточкам, сочинить небылицу и так далее.

 Благодаря игровой форме занятия способствуют непринужденной коррекции и развитию умственных качеств детей, формированию  общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей. Занятия построены на сочетании коррекционно – развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний. Игровая форма способствует непринужденной коррекции и развитию умственных качеств дошкольников, формированию интеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге формированию прочных знаний, умений и навыков, необходимых будущему первоклассников.

 

Методическое обеспечение:

 

Курс « Развитие познавательных процессов » рассчитан на  35 занятий.

1.Антонова А.В. Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи. М.: Генезис, 2012г.

2.Веракса А.Н. Индивидуальная  психологическая  диагностика  ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов. М.: Мозаика-синтез, 2014г.

3.Веракса А.Н, Гутурова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для педагогов и  психолог. 2-е издание, М.: Мозаика - синтез, 2014г.

4. Иванова Н.Н. Диагностика развития познавательной сферы, как основа построения индивидуализированных программ психолого- педагогического сопровождения дошкольника: Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: Генезис 2010г.

5.Куражева Н.Ю, Вараева Н.В, Тузаева А.С, Козлова И.А Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 6-7 лет. С-П.: издательство Речь 2014г.

6. Холодова О.А. За три месяца до школы. Развитие познавательных способностей. Рабочая тетрадь. РОСТ-книга, 2013г.

7. Чистякова М.И Психогимнастика. М.: Просвещение, 2000г.

8. ШарохинаВ.Л. Коррекционно- развивающие занятия в подготовительной группе. М.: Прометей; Книголюб 2014г.

 

Цель: развитие интеллектуальных способностей, формирование у дошкольников устойчивого интереса и положительной  мотивации к обучении.

Задачи:

Создание условий для развития когнитивных функций (школьно- значимых функций):

  • развитие видов и  свойств  внимания;
  • развитие зрительной, слухоречевой и двигательной памяти, увеличение объема;
  • развитие зрительного и слухового восприятия;
  • развитие наглядно - образного и элементов словесно – логического мышления, критичности мышления;
  • развитие мыслительных операций: классификация, обобщение, сортировки, сравнения, аналогии и т.д;
  • развитие связанной речи;
  • развитие продуктивного воображения;
  • развитие пространственных и пространственно- временных представлений.

Структура занятий.

 Все занятия  имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Каждое занятие определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению или закреплению пройденного, проверке усвоения заданий детьми.

Часть 1. Вводная.

Задача: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

Часть 2. Рабочая.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию эмоционально - волевой и познавательной сферы ребенка.

Основные процедуры:

  • игры  и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и речи;
  • игры и упражнения на развитие познавательной сферы;
  • упражнения на развитие мелкой моторики;
  • игры на формирование положительной мотивации к обучению.

Часть 3. Завершающая.      

Создание у каждого участника положительного настроя как результата работы на занятии, снятие мышечного напряжения.

 

Направления реализации рабочей программы.

Целенаправленная  работа  по развитию внимания, памяти, мышления положительно складывается на коррекции, что свидетельствует о необходимости проведения комплексных занятий направленных на развитие познавательных процессов. Для обеспечения комплексного подхода необходимо, чтобы на одном занятии решалось несколько задач.

 

Ожидаемые  результаты работы.

Дети должны знать:

  • находить и называть закономерности в расположении предметов;
  • достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность;
  • называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор;
  • находить принцип группировки предметов, давать обобщенное название данным предметам;
  • находить сходства и различия предметов (по цвету, форме, размеру, функциональному назначению;
  • уметь определять причинно – следственные связи, заведомо ложные фразы, функциональному назначению;
  • выделять существенные признаки предметов, объяснять свой выбор;
  • называть положительные  и отрицательные качества характера;
  • свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», « вниз наискосок справа налево» и т.д;
  • самостоятельно составлять рисунки с использованием данных  понятий на клетчатой бумаге
  •  
  •  
  • Далее смотреть архив материала
Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 57 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 zabava1111   (31.07.2017 14:59)
не хватает учебно-тематического планирования.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА