Понедельник, 20:53 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

КОРРЕКЦИЯ КОНФЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, В ДИАДЕ «МАТЬ – ДИТЯ»
06.12.2016, 18:13

ПРАКТИЧЕСКАЯ   РАБОТА  ПО  ПСИХОЛОГИИ

 

Выполнила  Васильченко Лидия  Викторовна,

психолог ОГАУЗ «САНАТОРИЙ «КРАСИВО»

 

 

 

КОРРЕКЦИЯ   КОНФЛИКТНЫХ  ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ,   

 В   ДИАДЕ «МАТЬ – ДИТЯ» ( НА ПРИМЕРЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ)

 

 

Актуальность темы данного исследования заключается в том, что существующие межличностные конфликты родителей с подростками, имеющими психосоматические заболевания, пагубно влияют на состояние здоровья таких детей. В последние десятилетия многие традиционные взрослые соматические заболевания все чаще диагностируются в подростковом возрасте, большую роль в этом играют эмоциональные факторы.

Психологический фактор изменяет всю социальную ситуацию развития подростка. Ситуация болезни изменяет образ жизни и самосознание человека, что может приводить к формированию аномальных и эгоцентрических установок, защитных и компенсаторных личностных образований, которые усугубляют течение заболевания и препятствуют эффективному лечению.

Научная новизна данного исследования определяется тем, что в подростковом возрасте закладываются основы психической регуляции телесности человека, происходит становление психосоматических отношений как взаимных влияний физиологических и психических  (эмоциональных) процессов.

Характер детско-родительских отношений (особенно с матерью) во многом определяет будущие способности ребенка регулировать свое поведение, свои телесные функции и проявления. Особенности взаимодействия между матерью и ребенком в подростковом возрасте (хроническая недостаточность привязанности, сильная симбиотическая связь, гиперопека или недостаток внимания) могут стать источником возникновения психологически обусловленных соматических симптомов у детей.

Изучение диады «мать – больной подросток» позволяет наиболее ярко увидеть процесс взаимодействия матери и подростка, роль матери в ходе социализации подростка в особых условиях развития – при соматической патологии. Проблеме межличностного конфликта родителей и подростков посвятили свои исследования К.А. Абульханова-Славская, В.М. Афонькова, В.В. Бойко, Н.В. Гришина, В.Б. Тарабаева. Проблему внутриличностного конфликта рассматривали Н.С. Данакин, Л.Я. Дятченко, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, Н.Д. Левитов, К. Левин, В.И. Сперанский.

В последнее время многие исследователи признают, что большинство соматических симптомов подростка вызваны аффективными или личностными нарушениями, во многом обусловленными их отношениями с родителями. Поэтому в психологической помощи и коррекции нуждается не только больной подросток, но и вся семья в целом.

Между тем коррекционно-развивающие формы работы все еще недостаточно распространены на практике. Анализ по данной проблеме показывает, что психокоррекционный аспект деятельности психолога и медицинских работников  продолжает оставаться наименее разработанным.

Степень научной разработанности темы. В последние годы появилось достаточно много работ, направленных на изучение психологических факторов, лежащих в основе или влияющих на течение тех или иных соматических заболеваний. Однако, межличностные конфликты родителей и подростков, имеющих психосоматические заболевания, в частности – бронхиальную астму  еще недостаточно изучены.

Значительный вклад в изучение этой проблемы, а также вопросов, связанных с ее практической реализацией, внесли Г.А. Арина, В.В. Николаева, П.Д. Тищенко, А.Ш. Тхостов и др.

Таким образом, научная проблема, которой посвящено данное исследование, заключается в попытке разрешить противоречие между существующим уровнем разработанности вопросов психологической коррекции межличностных отношений родителей с подростками, страдающими психосоматическими заболеваниями, с одной стороны, и таким его уровнем, который необходим для обеспечения помощи подросткам и родителям,  с другой стороны. С этим противоречием связана и основная практическая проблема, а именно, проблема создания эффективного механизма коррекционной работы, ориентированной на разрешение конфликтов родителей и подростков и восстановление психического благополучия подростков с бронхиальной астмой.

С учетом актуальности темы исследования, степени ее разработанности и сформулированной проблемы, определяются объект и предмет исследования, его цель и задачи.

Объект исследования: отношения родителей и подростков, страдающих психосоматическими заболеваниями.

Предмет: психологические причины конфликтов родителей с подростками, имеющими психосоматическое заболевание, в частности – бронхиальную астму.

Целью исследования является  изучение межличностных конфликтов родителей и подростков с психосоматическими заболеваниями и разработка механизма коррекционной работы, ориентированной на помощь подросткам в их выздоровлении.

В соответствии с поставленной целью решаются следующая задача:

-    Исследовать причины межличностных конфликтов родителей и подростков, страдающих бронхиальной астмой.

-        Разработать формы и методы коррекционной работы в условиях санатория.

Гипотеза данного исследования заключается в том, что стиль детско-родительских отношений влияет на психологические особенности личности подростка, страдающего психосоматическим заболеванием; в семьях подростков, страдающих бронхиальной астмой, преобладают такие типы родительско - детских отношений, как симбиотический и авторитарный.

Теоретико-методологической базой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных психологов, педагогов по проблемам разрешения межличностных конфликтов родителей и подростков, имеющих психосоматические расстройства. В ходе исследования использовались методы системного, структурно-функционального и сравнительного анализа: метод наблюдения, опрос (анкетирование), тест - опросник родительского отношения (А.В. Варга, В.В. Столин), беседа с подростком, «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана, тест незаконченных предложений (разработан Г.А. Ариной и М.В. Колосковой).

Эмпирическая база исследования. В качестве первичной информации использованы:

- научный материал по вопросам разработки технологий психологической коррекции;

- результаты исследования, проведенного среди подростков болеющих бронхиальной астмой и их родителей, проходивших лечение в санатории «Красиво» Белгородской области.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что обоснованы принципы анализа межличностных конфликтов родителей и подростков и  разработаны меры по их разрешению.  Теоретические положения и выводы исследования могут быть использованы при подготовке и реализации как общих, так и специальных программ по коррекционно-развивающей работе с детьми, болеющими бронхиальной  астмой.

Результаты анализа психокоррекционной работы с родителями и подростками, имеющими психосоматические заболевания, в условиях санатория могут быть использованы при лечении этих детей.

 

Межличностные конфликты подростков, имеющих психосоматические заболевания с родителями

 

Для изучения межличностных конфликтов родителей с подростками, имеющими психосоматические заболевания, рассмотрим отношения матери и подростка, страдающего бронхиальной астмой.  Нормальное психическое и физическое развитие подростка зависит от  складывающихся взаимоотношений с матерью. При нарушении или неадекватно складывающихся отношениях между матерью и подростком возможны различные отклонения в развитии подростка, формирование невротических или психосоматических симптомов (в том числе, и связанных с бронхолегочной патологией).

Многие авторы, стоящие на психоаналитических позициях, указывают на важную роль матери в формировании психосоматической патологии. Так, данные, приведенные Коваленко Н.А., свидетельствуют о том, что большое значение в развитии бронхиальной астмы принадлежит нарушенным взаимоотношениям подростка с матерью[10].

Захаров А.И. отмечает, что при бронхиальной астме своеобразным «аллергеном» является тревожная коммуникация между матерью и больным подростком. Обычно речь идет о невротической зависимости подростка от матери. Матери обладают авторитарными и тревожными чертами характера, чрезмерно опекают и ограничивают подростков, обязывают выполнять бесчисленные правила и условности, при этом подавляя их активность, культивируя зависимость и, основанное на чувстве вины, послушание. Поэтому, подростки испытывают безотчетное чувство беспокойства при каждом, кажущемся или реальном, нарушении предписанного матерью поведения и страх потерять ее расположение. Это внутреннее напряжение приводит к расстройству высших нейрорегуляторных функций. Астма – болезнь эмоционального роста, при которой увековечиваются архаические механизмы привязанности[8].

Тарабаева В.Б., указывает на материнскую гиперопеку, встречающуюся в семьях с подростком-астматиком. Некоторые исследователи указывают, что матери астматиков проявляют дефицит материнской любви, для них характерно отвергающее отношение к своему ребенку. Личностные особенности матери также могут влиять на развитие астмы у подростка. Матери в силу своей личности (для них характерна внутренняя конфликтность, невротичность, высокий уровень тревожности и некоторая инфантильность) могут влиять на развитие тяжелой астмы у подростка [13].

Э.Г.Эйдемиллер и В.В. Юстицкий считают, что «трудные условия (например, болезнь ребенка) не просто выступают как фактор, нарушающий те или иные стороны жизнедеятельности семьи. Они, прежде всего, выявляют латентные нарушения жизнедеятельности, «обнаруживают» ее «слабые места», а эти нарушения, в свою очередь, определяют реакцию на трудности. При попадании семьи в трудные условия (болезнь ребенка) именно оно играет значительную роль, определяя неспособность семьи противостоять трудным условиям»  [16].

Подводя итог роли матери в формировании психосоматической патологии, можно сказать, что мать может стать источником эмоционального стресса, вызывающего заболевание подростка по многим причинам. Чаще всего в качестве психогенных факторов рассматриваются: нарушенные отношения привязанности между матерью и подростком; материнское отношение к подростку (отвержение или гиперопека); а также собственные личностные особенности матери.

Далее смотреть архив материала

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 164 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА