Воскресенье, 06:19 

Дипломы с моментальным получением здесь -->>

Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Контрольно- измерительные материалы по чтению для учащихся  с ОВЗ
10.02.2018, 17:21

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Школа №7 для обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья»

г. Березники,  Пермского края

 

 

 

 

Контрольно- измерительные

материалы по чтению

для учащихся  с ОВЗ (умственной отсталостью)
1- 4 класс

 

 

 

Автор составитель:

Колеганова О.В.

учитель – логопед

                                                   первой квалификационной категории

 

 

2017 г.

 

Аннотация

Контрольно-диагностический инструментарий по чтению составлен  для учащихся с ОВЗ (умственной отсталостью), 1- 4 класс.

Представленные в пособии материалы могут быть полезны учителям начальных классов, учителям-дефектологам, учителям - логопедам, работающим с детьми с нарушением интеллекта в коррекционных образовательных учреждениях, в классах специального (коррекционного) обучения (классы КРО) или в общеобразовательных учреждениях,  в условиях интеграции и  инклюзии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Пояснительная записка

РАЗДЕЛ I. Методические рекомендациипо организации проверки техники чтения.

РАЗДЕЛ II. Контрольно-измерительные материалы по чтению  для учащихся1–4 классов с нарушением интеллекта

Контрольные работы – 1класс…………..………………………………………

Контрольные работы – 2 класс…………………………………………………

Контрольные работы – 3 класс…………………………………………………

Контрольные работы – 4 класс…………………………………………………

РАЗДЕЛ III. Критерии  выставления отметок за технику чтения. Примерные схемы анализа техники чтения учащихся 1-4 классов

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Актуальность

Эффективность обучения  ребёнка школьным предметам  напрямую зависит от того,  как сформированы навыки чтения. Поэтому систематический учет знаний, умений и навыков по чтению является неотъемлемой составляющей обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями. Он  позволяет отслеживать успеваемость учащихся, своевременно обнаруживать и устранять пробелы в знаниях, предупреждать трудности.Итоговые проверки дают возможность установить, насколько прочно ученик овладел навыком чтения, обеспечивающего успешность дальнейшего обучения. Введение новых СФГОС  для учащихся  с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью),  привело к необходимости создания новых учебно-методических пособий,  в том числе и контрольно- измерительного инструментария  по чтению. Данный контрольно-диагностический инструментарий  предлагается  использовать для учета развития навыка чтения учащихся начальной школы с нарушением интеллекта.Представленные в пособии контрольно-диагностические материалы могут быть полезны учителям начальных классов, учителям-дефектологам, учителям – логопедам специальных коррекционных образовательных так и общеобразовательных учреждений.

Настоящее пособие составлено в соответствии со  следующими нормативными документами:

–  Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847);

– Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

–  Примерной адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью.

Цель: создание контрольно- диагностического инструментария  для организации систематического контроля знаний, умений и навыков по чтению, для обучающихся с умственной отсталостью (1 вариант).

Структура данного пособия включает в себя пояснительную записку, методические рекомендации по организации проверки техники чтения, контрольно – измерительный инструментарий по чтению, критерии выставления отметок и примерные схемы анализа, заключение, список литературы.Контрольно- измерительный инструментарий  содержит специально подобранные художественные  тексты. Тексты распределены по классам. 

Тематика текстов близка и понятна детям. В ней отражена учебная деятельность, игры детей, животный и растительный мир родного края и др. Содержание текстов имеет воспитательную направленность. Синтаксис текстов прост и доступен для младших школьников: предложения простые по структуре и различные по цели высказывания. В конце каждого текста даются вопросы для проверки понимания содержания прочитанного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ I. Методические рекомендации по организации проверки техники чтенияобучающихся с умственной отсталостью

При проверке сформированности техники чтения необходимо учитывать особенности овладения навыком чтения умственно отсталыми школьниками. Полноценный навык чтения характеризуется такими качествами как правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью. Процесс формирования этих качеств у умственно отсталых учащихся достаточно своеобразен. Своеобразие проявляется уже в период обучения грамоте.Дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы. Они  недостаточно быстро соотносят звук с буквой; длительное время не могут перейти с побуквенного чтения на слоговое; искажают звуковой состав слов; испытывают большие трудности в соотнесении прочитанного слова с предметом, действием, признаком предмета. Помимо этого, умственно отсталые учащиеся очень медленно накапливают слоговые образы. Это связано с тем, что дети не понимают обобщенного слогового образа и стараются механически заучивать каждый слог в отдельности.

       Развитие беглости чтения тормозится также тем, что поле зрения у умственно отсталых детей ограниченное. Они обычно видят только ту букву (тот слог), на которую в данный момент направлен их взгляд. Кроме того, такие дети длительное время не могут пользоваться смысловой догадкой, что связано с их основным дефектом – интеллектуальной недостаточностью.

          Читая текст, школьники с трудом устанавливают даже простейшие связи, поэтому основное содержание часто остается для них неясным. Наиболее доступными для учеников с интеллектуальными нарушениями на протяжении всех лет обучения оказываются небольшие тексты повествовательного характера, в которых сюжет раскрывается четко и последовательно, число действующих лиц невелико, а ситуация проста и близка их жизненному опыту. Наличие в текстах описания переживаний героев, служащих мотивами совершаемых ими поступков, перемежающихся событий, второго плана, авторских отступлений осложняет понимание рассказа.

       Учитывая особенности   развития процесса чтения умственно отсталых школьников,   при проверке  уровня сформированности техники чтения необходимо соблюдать представленные ниже методические рекомендации.

 

1. Проверка сформированности техники чтения учащихся начальной школы проходит 1 раз в четверть. Она может проводиться в течение нескольких дней.

2. Ученикам, участвующим в проверке, не разрешается заранее читать текст, по которому будет проведена проверка.

5.      Текст, предлагаемый для чтения, учащийся читает полностью (до конца текста). Учитель не останавливает чтение учащегося по истечении 1 минуты.

6.      Учитель перед чтением текста засекает время и дает учащемуся разрешение на чтение текста. Во время чтения учащегося он делает соответствующие пометки в соответствии с параметрами проверки. По истечении 1 минуты с начала чтения текста учитель-экзаменатор помечает в своём бланке последнее слово, на чтении которого истекло контрольное время (1 минута).

7.      После прочтения учащимся всего текста учитель  задаёт учащемуся вопросы по содержанию текста для проверки уровня осмысленности прочитанной информации.

8.      Вопросы по содержанию текста, задаваемые учителем содержатся в бланке с текстом, который предназначен для учителя.  Предлагается задавать не более 2 вопросов по содержанию текста.

9.      При проведении беседы по содержанию прочитанного текста учитель-экзаменатор может задавать наводящие вопросы или другие, сформулированные им вопросы, помогающие выяснить степень освоения прочитанной информации.

10. По окончании беседы по содержанию прочитанного  текста учитель производит подсчёт  количества слов, прочитанных данным учащимся за 1 минуту,  заполняет таблицу для фиксирования результатов проверки техники чтения.

11.  Процедура проверки техники чтения должна вестись в доброжелательной спокойной атмосфере.

12. Непозволительно делать замечания во время чтения текста учеником, останавливать читающего для подсчета количества прочитанных слов в 1 минуту, давать устную оценку уровня чтения в присутствии учащихся.

В ходе данного мониторинга техники чтения учащихся начальных классов ведутся замеры по нескольким параметрам, отражённым в таблице результатов проверки техники чтения, которая заполняется сразу после каждого учащегося, читавшего текст. Это:

  • способ чтения (определяется во время чтения).
  • темп чтения (определяется по истечении 1 минуты чтения текста).
  • правильность чтения (определяется во время чтения).
  • выразительность чтения (определяется во время чтения).
  • осмысленность чтения (определяется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста).

 

Темп чтения определяется количеством слов, прочитанных за  1 минуту.

В ниже приведены нормы чтения. При проведении мониторинга техники чтения необходимо определять результаты исходя из данных нормативов:

I класс – 10 слов;

II класс – 15-20 слов;

III класс– 25-30 слов;

 IV класс - 35-40 слов.

 

Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению:

      искажение звукобуквенного состава:

•        пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;

•        перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);

•        вставка произвольных элементов в единицы чтения;

•        замена одних единиц чтения другими;

      наличие повторов (слогов и слов);

      нарушение норм литературного произношения:

•        орфоэпические ошибки (неправильное ударение), которые связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;

•        ошибки, связанные с так называемым «орфографическим чтением», когда единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением, а также ошибки в произношении окончаний слов.

Оценка правильности чтения также отмечается в таблице для записи результатов: если у учащегося правильное чтение (без указанных в таблице ошибок), то пометка делается в соответствующей графе, если есть указанные в таблице ошибки, то в таблице их наличие отмечается каким-либо знаком.

 

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение текста. Именно такое чтение значительно содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса,  сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи – дикцией, дыханием, орфоэпическим правильным произношением. При оценке выразительности чтения обычно обращают внимание на интонацию произношения, логические  ударения и паузы.

 

Выделяются как недочеты и не берутся во внимание экзаменатором:

-        не более двух неправильных ударений; 

-        отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

-        осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

-        неточности при формулировке основной мысли произведения;

-        нецелесообразность использования средств выразительности, недоста-точная выразительность при передаче характера персонажа.

 

Понимание (осмысленность) чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:

1) применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения);

2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева).

В данном мониторинге берется во внимание первый уровень осознания прочитанной информации. Первый уровень предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста.

Для оценки понимания прочитанного в ходе проверки техники чтения экзаменатором используются ответы на вопросы к прочитанному тексту, которые должны показать понимание:

• значений большей части слов, употребленных в тексте в прямом смысле;

• основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному тексту.

Вывод экзаменатора о том, что для данного учащего характерно неосмысленное (механическое) чтение делается на основе анализа ответов учащихся, если обнаруживается:

-        непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

-        неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

-        нарушение при пересказе последовательности событий в тексте.

Контрольные работы по чтению представлены в двух вариантах. Первый вариант ориентирован на учеников, усваивающих в полном объёме образовательную программу; второй вариант контрольных заданий, составлен для учеников, испытывающих трудности при овладении процессом чтения.

 

 

Дале смотреть архив материала

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 123 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломы с моментальным получением здесь -->>

Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА