Воскресенье, 22:36 

Все заявки, поступившие в срок с 10.11 по 22.11 будут обработаны 23.11.2018

Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2018-2019 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Конспект урока математики в 6 классе на тему: «Римская нумерация»
13.12.2017, 17:16

ГКОУ «Вышневолоцкая школа-интернат №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока математики в 6 классе

на тему: «Римская нумерация»

 

Подготовила: учитель математики Ясопова Ю.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь, 2017 г.

 

Тип урока: комбинированный (сообщения новых знаний, повторения и закрепления знаний и умений).

Цель: формировать умение записывать числа римской нумерации от XIII до XX. Закрепить правила записи чисел римской нумерации от I до XII.

Задачи:

Образовательные: учить записывать числа римской нумерации от XIII до XX, учить соотносить соответствующие арабские и римские числа. Закрепить умение записывать числа римской нумерации от I до XII. Закрепить умение оперировать числами римской нумерации (решать простые примеры на сложение и вычитание, сравнивать числа, заменять названия и порядковый номер месяцев числами римской нумерации).

Коррекционно-развивающие: корригировать мышление посредством развития умения сравнивать (на примере римских чисел), рассуждать (на основе объяснения решения примеров). Тренировать память посредством запоминания порядка следования месяцев в году и их названий.

Воспитательные: развивать умения и навыки работать в коллективе и самостоятельно; воспитывать у учащихся стремление к знаниям, упорство в достижении цели, уважение к другим людям, к их мнению.

Оборудование: «Математика. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Перова М.Н., Капустина Г.М., числовой ряд римской нумерации: от I до X и от XI до XX, таблица основных цифр римской нумерации и соответствующих им арабских, названия месяцев и соответствующие им римские числа; карточки для индивидуальной работы, смайлы, клей, компьютер, проектор.

 

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка подготовленности к уроку. 

  1. Актуализация имеющихся знаний у учащихся.

Учитель: 1) Кто мне скажет, какое сегодня число? А теперь попробуйте рассказать, что мы знаем о числе 27 (натуральное, двузначное, нечетное, составное и состоит из 2 дес. 7 ед.)

- Кто мне скажет какое число было вчера, конечно, же  попросим рассказать об этом числе? 26

- А кто мне скажет, какое будет завтрашнее число? 29

2) А теперь нужно правильно прочитать данные числа на листочках. Один будет читать, остальные следим и, если неправильно – исправляем.

       247                     395                   620                  508

    1 247                 2 395                3 620               4 508

  21 247                22 395              23 620             24 508

321 247              222 395            323 620           424 508

С помощью чего записаны все эти числа? (ответы учащихся)

 

  1. Объяснение новой темы

Учитель: Откройте тетради и запишите число, классная работа.

- Посмотрите на доску.

На доске записаны цифры.  IV; 6, 9, VIII, ХII, 3, 7, V, II

Учитель: На какие группы их можно разделить?   (арабские и римские цифры) Учитель: Сколько всего цифр в арабской нумерации? Назовите их? (ответы учащихся). Мы с вами уже умеем записывать двузначные, трехзначные, четырехзначные, пятизначные числа.

Учитель: В 5 классе мы с вами уже знакомились с римскими цифрами. Давай вспомним их. У вас на партах лежат карточки с римскими цифрами. Я буду называть число, а вы будете поднимать карточки с соответствующими римскими значениями. (ответы учащихся)

- Теперь возьмите листочки с таблицей 1, которые лежат на ваших столах. Вам надо вписать в нее числа от 1 до 12 арабскими цифрами сверху, затем римскими цифрами снизу. (выполняют задание).

 

Учитель: Хорошо, все справились с заданием. А где можно встретить римскую нумерацию? (можно встретить на циферблате часов, при записи календарных дат и т.д.)      

Учитель: Римские числа часто используют для записи названий месяцев.  Сколько всего месяцев в году? (12). Назовите зимние, весенние, летние, осенние месяцы года, назовите их порядковые номера. (Январь – I, февраль – II, …)(Работа у доски)          

Учитель: Посмотрите на доску. На ней записаны числа от 10 до 20. А умеем ли мы записывать римскими цифрами данные числа? (ответы учащихся)

Учитель: Давайте попробуем определить тему нашего урока.  (римская нумерация- запись на доске)      

Учитель: Сегодня на уроке мы будем учиться записывать римскими цифрами числа от ХIII до ХХ. Но перед тем как мы приступим к изучению темы, давайте заполним таблички знаний, умений, навыков, которые лежат у вас на столах. К ним мы вернемся в конце нашего урока (поставить плюсы и минусы).   

Знаю некоторые римские цифры

 

Знаю все римские цифры

 

Умею читать римские числа

 

Умею записывать римские числа

 

Умею выполнять арифметические действия с римскими числами

 

      

Учитель: Вспомните, как образуются у нас римские числа? Посмотрите на таблицу, где записаны римские цифры от I до ХХ. Сравните запись чисел по столбцам.

   I   II     III    IV   V    VI    VII   VIII    IХ    Х

ХI ХII ХIII ХIV ХV ХVI ХVII ХVIII ХIХ ХХ

 - Какая цифра слева приписывается к числам нижнего ряда (Слева приписывается число X, так как 11=10+1; 12=10+2 и т.д). Показать на карточках новые значения.

- Запишите в таблицах числа с помощью римских цифр и вклейте ее в свою тетрадь.

Учитель: Выполним задание в учебнике  № 194 (1) вам надо написать соседей чисел: …Х…, …ХV…, …ХVIII…, …ХIХ…, …IХ…, …V…  . (проверка выполненного задания).

  1. Физкультминутка. Стоя у парт. (Видео-фрагмент)

 

  1. Закрепление изученного материала.

1.Работа в парах

Выбрать правильный ответ к заданию.

   Задание                                              Ответ

        17                                            IХ ХVII ХVIII

        6                                                 IV VI VII

       10                                                IХ Х ХХ

   Октябрь                                          IХ Х ХII

     Май                                               V VI VII

   Август                                             VI VII

2.Работа с карточками

Учитель: Нужно сравнить числа, поставить знак « ≤, ≥ ,=»

III * V ;    

IХ * VIII ;        

ХII * VII;   

ХI *  IV;

ХVI * ХIV;   

ХI *  IХ;           

ХХ * ХV;   

VI * ХV.

3.Работа с таблицей

Учитель:  Вспомним названия праздников. Вам нужно написать во второй столбик изменив названия месяцев римскими цифрами. Перечислите названия месяцев по порядку.

1 января

1/ I

Новый год

23 февраля

 

День Защитников Отечества

8 марта

 

Международный женский день

9 мая

 

День Победы

1 сентября

 

День знаний

5 октября

 

День учителя

3 декабря

 

Международный день инвалидов

            

Учитель: Посмотрите на запись на доске и у себя в карточках. Выполните сложение и вычитание чисел.

VI + XI =                 XX – IX =

III  + X =                 V + IX =

XVII – VIII =           XX –XII =

XI – VI =                 IV + XVI =

(самостоятельное выполнение задания, проверка задания)

4. Устный счет

Учитель: Найти сумму отдельно арабских цифр и римских цифр.  

      Х              2        

                II     10  

            3                III    

      4              IV 

       

 

 Проверка задания: учащиеся показывают с помощью карточек с цифрами свои ответы.

 Учитель: А теперь вам надо выполнить следующее задание.  

- Покажите с помощью карточек с римскими цифрами: -сколько тебе лет; -сколько тебе будет через 2 года; -сколько тебе было лет 2 года тому назад.

Учитель: Прочитайте записи на карточке:

 1. Саша читает ХVII главу книги.           

 2.  Мама взяла в библиотеке ХIII том сочинений Л.Н. Толстого.

  1. Домашнее задание (учитель поясняет выполнение задания)

Задания выполняются на индивидуальных карточках.

  1. Подведение итогов урока

(Рефлексия урока организуется посредством ответов на вопросы, используя таблички)

- Что нового узнали на уроке?                  

- Какое задание запомнилось больше?                  

- Какие задания вызвали затруднения? Почему?      

Учитель: А сейчас мы с вами вернемся к карточками, которые мы заполняли в самом начале нашего урока. Посмотрите, какие минусы превратятся в плюсы?

-Оцените свою работу на уроке. Покажите тот смайлик, который соответствует уровню вашей работы на уроке:

         

https://botan.cc/prepod/_bloks/pic/qt9c8tf-019.png

                 

 

 

Оценка работы учащихся, выставление отметок.

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 152 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 larnik55   (11.03.2018 19:43)
Хорошая разработка урока. Составлена по всем требованиям ФГОС, соблюдены все этапы урока. В конце урока проводится рефлексия. Предусмотрены различные формы работы : групповая и индивидуальная. Спасибо за разработку.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА