Среда, 15:52 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Использование системы жестов как средства альтернативной (дополнительной) коммуникации в работе учителя-логопеда
10.01.2018, 16:56

Использование системы жестов как средства альтернативной (дополнительной) коммуникации в работе учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями

 

При подборе средств дополнительной коммуникации необходимо учитывать сильные стороны ребёнка с особыми образовательными потребностями и особенности его развития. Например ребенку с синдромом Дауна нужно гораздо больше времени, чтобы отозваться на предложенное
общение, но при этом у детей с синдромом Дауна хорошо воспринимают зрительную информацию и имитируют действия. Поэтому оптимальной системой дополнительной коммуникации для данной категории детей может стать жестовая система.

В большинстве стран существуют два типа мануальных знаков (жестов).

Первый тип - жестовые языки глухих людей, онине зависят
от устного языка.Другой тип мануальных знаков – жестовые системы, которые
построены на основе вербальной речи и при работе с альтернативной коммуникацией жесты и речь используют одновременно. Жестовые системы используются не только для глухих, но и для других «неговорящих» или «плохоговорящих» людей.

Одной из таких систем является Макатон. Макатон был разработан в Великобритании в 70-х годах ХХ в. логопедом и дефектологом Маргарет Уокер. Сейчас программа широко используется в более чем 40 странах мира.

Это система с использованием символов, устной речи иупрощённых жестов, которые легко показать и, что самое главное, легко понять. Из языка глухонемых в упрощенном варианте заимствуются только некоторые, часто абстрактные понятия.

Программа предназначена для взрослых и детей с нарушениями в развитии, у которых отмечаются трудности в коммуникации. Для использования данной системы в своей работе специалистам необходимо пройти специальное обучение.

Лица с нарушением интеллекта понимают жесты быстрее и легче, чем слова, сопутствующие им. Необходимо использовать эту особенность восприятия, чтобы помочь этим детям в развитии речи.

Есть несколько причин использовать жесты при нарушениях коммуникации у детей с нарушениями в развитии:

• они делают слово «видимым»;

•  они помогают создать «мостик» к устной речи;

•  они помогают ребёнку лучше запоминать и усваивать новые слова;

•  они помогают донести до собеседника послание, когда речь ещё не

сформирована, либо неразборчива.

В своей работе использую группы жестов:

  1. Символические социальные жесты и движения;
  2. Жесты-имитация простых предметных действий;
  3. Жесты описательного характера;

Обучение жестам начинают с игр на развитие мелкой моторики. Используем пальчиковые игры, игры на хватание и игры с прищепками. Лучше всего ребенок учится жестам путем подражания.

При формировании умения использовать жесты учитываются следующие правила:

•        жест всегда должен синхронно подкрепляться словом;

•        когда выполняется жест и произносится слово, ребенок должен смотреть на педагога или того человека, который с ним общается;

•        при обучении ребенка жесту ему необходимо оказывать помощь, следует помогать ему в выполнении движения своими руками;

•        жесты, которым обучен ребенок, должны отрабатываться в повседневной жизни;

•        при общении жестами ребенка следует побуждать к произнесению звуков, слов.

Игровые упражнения по обучению жестам

Работая с ребенком над формированием умения использовать жесты применяю разнообразные игровые приемы.

Для изучения и запоминания жестов можно использовать альбом с крупными картинками, а также карточки-помощники,на которых изображены предметы или действия. Демонстрация сопровождается соответствующими жестами.  Чтобы вызвать и поддержать интерес у ребенка, используются различные виды игр.

В начале обучения языку жестов понадобятся только жесты, обозначающие понятия, важные для ребёнка.Позже при помощи жестов он сможет строить небольшие предложения. 

Также для запоминания жестов используются разнообразные жестовые игры со стихами, элементы логоритмики.

Выполнение и восприятие жестов задействует различные анализаторные системы, что улучшает понимание сообщения.

В качестве еще одного игрового приема используетсяманипулирование игрушками с жестовым сопровождением.

Данный игровой прием можно использовать в игре-театрализации. Например, «Теремок».

При появлении сказочных героев ребёнку необходимо показать жест, которым они обозначаются, а также повторить за героями различные действия.

Работа по формированию умения использовать жесты так же проводится с использованием информационно-коммуникативных технологий. Можно использовать развивающие мультфильмы и презентации по формированию жестов.

Когда у детей сформированы навыки по использованию жестов, можно предложить игру «Угадай, что я показал».

Целью данной игры является обучение детей общаться с помощью жестов, мимики.

Ход: один ребенок показывает жест, например, мне холодно, я хочу пить, а другой отгадывает.

Если жест отгадывает неговорящий ребенок, то вместо словесного ответа, он может указать га нужную карточку-помощник.

Детям с интеллектуальной недостаточностью легче, когда многие жесты содержат отчетливые признаки обозначаемого объекта, например, напоминают форму, действие или характерное качество.

В использовании системы жестов есть преимущества и недостатки.

Преимущества:
• Для  того, чтобы общаться с помощью жестов не нужны никакие дополнительные приспособления.
• Ребенку легче понять жесты, чем слова,потому что они наглядны.
• Ребёнку можно помочь своими руками.
• При общении с помощью жестов имеет место
зрительный контакт.

Недостатки:
• Некоторые жесты понятны только «посвящённым».
• Такое общение ограничено для детей с нарушениями двигательных
функций.

Взаимосвязь специалистов

Обучение неговорящего ребенка использованию альтернативных средств коммуникации является сложным процессом, который должен охватывать специалистов из разных областей (логопеды, дефектологи, воспитатели, психологи, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель и др.). Всех тех, кто работает с конкретным ребенком.

Работа с родителями

Основным звеном в работе по формированию у ребенка умения общаться с помощью средств альтернативной коммуникации является постоянное взаимодействие с родителями, т. к. именно с ними ребенок проводит большую часть времени. Для того, чтобы родители получили знания о ток, как можно общаться с ребенком с помощью средств альтернативной коммуникации используются такие виды работы, как консультации, мастер-классы, а также составление тетради по формированию альтернативной коммуникации, лепбуков, составление родителями альбомов достижений ребенка.

Вывод

Существует большое количество средств альтернативного общения, которые могут быть необходимы постоянно, применяться как временная помощь.

К выбору системы альтернативной коммуникации для каждого отдельного ребенка надо подходить с учетом многих аспектов.

Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогаетеё развитию.Положительная динамика в развитии речи неговорящих детей зависит от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Положительный результат может возникнуть через несколько месяцев, а может только через несколько лет.

 

Литература

  1. Алексеева Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №3.
  2. Макатон. Основной словарь. Символы // Под ред. Т.А. Бондарь. – М.: РБОО «Центр лечебной педагогики», 2014.
  3. Течнер С., Мартинсен Х. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. – М.: Теревинф, 2014.
  4. Штягинова Е.А. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. – Новосибирск: Городская общественная организация инвалидов. «Общество ДАУН СИНДРОМ», 2012.


 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 23 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА