Воскресенье, 17:18 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
20.01.2016, 13:00

Гарманова Лариса Витальевна

МБДОУ «Ласточка»

Г. Ноябрьск, ЯНАО

 

Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

 

"От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш".

/В.А.Сухомлинский/

 

Федеральный закон "Об утверждении федеральной программы развития образования" обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на  задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг.   Закон РФ "Об образовании" обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад -  место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса? 

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ я рекомендую вести  по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка   начать работу желательно   с анкетирования "Сотрудничество детского сада и семьи". Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет вам  лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Предлагаю  разработать для себя критерий, который назвать "включенностью" родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий будет отражать количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение "Дня открытых дверей"; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее можно выделить для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволит выделить три группы родителей.

Родители - лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
   Родители - исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители - критические наблюдатели.

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса приведет к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу "меня воспитывали так же". 

   Познавательное направление - это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог - психолог, воспитатель изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Вы можете сформулировать для себя  задачи по работе с родителями:

1.                  Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

2.                  Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

3.                  Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

4.                  Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

5.                  Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

   С этой целью можно  использовать  активные формы и методы работы с родителями:
- посещение семей воспитанников на дому;

общие и групповые родительские собрания; 

- консультации; 

- занятия с участием родителей;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- совместные экскурсии;

- Дни общения; 

- Дни добрых дел;

- Дни открытых дверей;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- оформление фотомонтажей;

- совместное создание предметно - развивающей среды; 

- утренние приветствия; 

- работа с родительским комитетом группы; 

- беседы с детьми и родителями;

- тренинги; 

- семинар - практикум;

- мастер-класс;

- родительские гостиные; 

- телефон Доверия; 

- почта Доверия; 

- семейный вернисаж.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание "Будем знакомы"  можно провести в нетрадиционной форме.  

Подобрать музыку, готовить пригласительные билеты, постараться создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начать собрание можно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра "Давайте познакомимся и, будем дружить", объединит взрослых (все встанут в круг и расскажут немного о себе).   Минутка знакомства поможет снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно будет обсудить ситуацию или вопрос вместе.
Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования будут способствовать созданию доверительной атмосферы, помогут родителям откровенно говорить о проблемах.

С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.  К собраниям можно подготовить выставку детских работ или фотостенд, где использовать фотографии из семейных  альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражать благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Будет очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручат грамоты или благодарности, в стихотворной форме собственного сочинения: 

"Родители у нас - народ прекрасный, 

Смысл воспитания для них, предельно ясен.

Ведь только творчество и труд, 

Нам личность в будущем дадут".

"Спасибо вам за труд большой, 

За все, что сделано с душой!

"В группе папа есть у нас, 

Он помощник просто класс.

Пилит, чинит и строгает, 

Во всем нам очень помогает".

"Папы, мамы - молодцы! 

Во всем нам помогают.

Белят, красят и поют, 

И в игры играют".

Родители станут активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научатся взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Наглядно - информационное направление включает в себя: 
- родительские уголки,
- папки  - передвижки  "Здоровейка", "По Совету всему свету",
- семейный и групповые альбомы "Наша дружная семейка", "Наша жизнь день за днем",
"Воспитание со всех сторон"  
- библиотека - передвижка, 
- фотомонтажы "Из жизни группы", "Мы - друзья природы", "В кругу семьи",
- фотовыставки "Моя бабушка  - лучше всех", "Мама и я, счастливые   мгновения"

- "Папа, мама, я - дружная семья",
- семейный вернисаж "Лучшая  семья моя",  "Учись быть папой",                     
- эмоциональный уголок "Я сегодня вот такой", "Здравствуйте, я пришел",
- копилка Добрых дел.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, вам активизировать родителей   используйте, рубрики: "Чем и как занять ребенка дома", "Спрашивали - отвечаем", "Говорят дети", "Носики - курносики", "Вырастай-ка", ""Благодарим", "Это интересно", "Поиграем", "От всей души", "Обратите внимание", в которых помещайте практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе с родителями, на мой взгляд самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группе можно провести:
- праздники "День Матери", "А ну-ка бабушки", "День рождения", "Лучшая семья моя", 
- развлечения "Семейные посиделки", "День смеха"   
- "Все профессии нужны, все профессии важны" (встреча с интересным человеком), 
- спортивные досуги "Семья - здоровый образ жизни", "День Взросления"  - вернисаж "В мире чувств и эмоций", "Наши дочки и сыночки",
- совместные проекты "Моя родословная", "Моя семья",   
- выпуск семейных газет "Я с бабушкой своею", "Отдыхаем всей семьей", "Чудо - чадо", 
- празднование дней рождения (ежемесячно),
- выставки семейных коллекций, реликвий "Из бабушкиного сундучка", " Вот так наряд ", 
- спектакли "Теремок", "Волк и семеро козлят",
- совместные походы "В мир прекрасного", 
- экскурсии "Мы - друзья природы", "Защитим свою природу" .

Сценарии праздников и развлечений нужно разработать совместно с родителями.
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей,   я предлагаю   определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам: 
- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов; 
- консультации для родителей; 
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей; 
- распределение ролей взрослых; 
- изготовление пригласительных билетов; 
- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- составление памятки - помощницы для родителей и для детей; 
- индивидуальные встречи и консультации; 
- изготовление атрибутов, пособий.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей  в вопросах детско-родительских отношений. 
             

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: garm-lora
Просмотров: 277 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
4 mssinoshina   (28.08.2016 13:04)
Тема, затронутая в данной методической разработке, очень актуальна на данный момент. Действительно, многие родители не могут, а иногда и не хотят, вникать в жизнь детского сада. Автор разработки предлагает очень интересные и доступные формы работы с семьей. Я считаю, что создание таких совместных проектов, как "Моя семья" и "Моя родословная", вряд ли кого-то оставят безучастными. А занятия и развлечения, проводимые совместно с родителями, помогут им глубже вникнуть в педагогический процесс и жизнь детского сада. Также понравилась такая форма, как Дни добрых дел и Дни общения. И конечно, необходима почта Доверия.

3 deryagina-lyuda   (11.02.2016 09:26)
Данная статья актуальна, так как задача детского сада по ФГОС «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Направления, которые описывает автор помогают родителям  из «зрителей» и «наблюдателей»  становятся  активными  участн иками  образовательного и воспитательного процесса их детей, позволяют повысить компетентность родителей в воспитании и обучении дошкольников. Данная работа заслуживает высокой оценки, нацеливает на положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по развитию и воспитанию детей; учет индивидуальности каждого ребенка; самостоятельный выбор родителями направления в развитии и воспитании ребенка; укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения, нахождение общих интересов и занятий;возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье.

2 yaulejka81   (31.01.2016 11:30)
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. В данной статье раскрыто взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, направлено на повышение педагогической культуры родителей. Автор раскрывает информационно -аналитическое. познавательное, наглядно -информационное направление. Содержание данного материала повысит педагогическую компетентность в вопросах психолого-педагогического просвещения родителей в ДОУ.

1 evterentyeva   (23.01.2016 15:45)
В представленной методической разработке "Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения" раскрывается необходимость развития разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников, так как Закон РФ "Об образовании" обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса. Автор задается очень важным вопросом: как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Предлагает вовлекать родителей в совместную деятельность ДОУ по четырем направлениям: информационно-аналитическое (изучение семьи, выяснение образовательных потребностей родителей, установление контакта с её членами); познавательное направление (обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста); наглядно - информационное направление и досуговое направление. Проводимая работа, по мнению автора, позволит повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. Материал очень интересен, актуален и заслуживает высокой оценки.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА