Суббота, 09:41 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе
23.04.2017, 17:30

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

Аннотация.  В данной работе раскрываются приёмы и упражнения  по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.

Ключевые слова: коммуникативные УУД; коммуникация как взаимодействие; коммуникация как кооперация; коммуникация как условие интериоризации.

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. Среди многообразных педагогических моделей в настоящее время получила распространение личностно-ориентированная модель образования в начальной школе. В основу данной модели входит формирование у учащихся системы универсальных учебных действий (УУД).

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования прописано, что «на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

А умение сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками и взрослыми это и есть коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников.

Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он уже, в той или иной степени, обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, но как показывает практика, не всегда младший школьник уверенно владеет этими компетенциями. Особую значимость в образовательном процессе имеет овладение учащимися коммуникативными УУД.

Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на успешность учащихся в учебе.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе.

Поэтому учителю с первых дней поступления ребенка в школу необходимо развивать у него коммуникативные универсальные учебные действия.

С точки зрения А. Г. Асмолова, данные учебные действия «обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми».

В настоящее время в условиях современного общества  становится актуальной проблема  формирования коммуникативной культуры учащихся, раскрытие которой позволит повысить результативность обучения детей, повлиять на процесс их социализации и развития личности в целом, а также приведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Проблема формирования коммуникативной культуры учащихся – одна из ключевых проблем для современной школы. Начинать воспитывать и развивать детей в этом плане нужно уже с начальной ступени образования, побуждая учащихся к целенаправленному общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества обучения.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

— определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов

— инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов

– выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера

— контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные действия можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности.

Коммуникация как взаимодействие — коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности.

Коммуникация как кооперация - коммуникативные действия, направленные на кооперацию, сотрудничество.

Коммуникация как условие интериоризации - коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Система упражнений и приемов, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики:

  1. Упражнения, направленные на формирование коммуникации как взаимодействия.
  • «Объясни как…»

Ученики в парах разбирают задание и затем объясняют друг другу, как его выполнить, затем приходят к единому мнению и записывают решение.

Например:

А) Объясни, как сравнить следующие числа и запиши неравенства.

45…47                345…435

97…79                876…867

Б) Сравни числа: 23…32, 45…54, 46…40.

Объясни своему партнёру, как ты выполнял задание.

А теперь сравни следующие числа: 829…827, 247..257. Попробуй догадаться и объяснить своему партнёру, как это сделать.

В) Найди правило и объясни, как записан ряд чисел. Запиши в каждом ряду еще 4 числа.

122, 124, 126, 128, 130,….

416, 426, 436, 446,…..

813, 817, 815, 819, 817,….

ü  «Задай вопрос» или «Ответь на вопрос»

Ученики учатся задавать вопросы по изучаемому материалу и отвечать на них.

Например:

А) посмотри внимательно на выражения и  составь задание в виде вопроса.

125+125+125                        789+789+789+789+789

546+546+546                        712+712+712+712+712

Б) Прочитай условие задачи и придумай к нему вопрос так, чтобы решение было записано в виде одного из  следующих выражений: 9+6; 15+9

В одном пучке 9 редисок, а в другом  на 6 больше.

В) Рассмотри внимательно выражения и ответь на вопросы устно.

8•3=24               

8•4=                   

8•5= 

8•6=          

Чему равен  первый множитель?

Чему равен второй множитель?

Как вычислить значение остальных выражений, зная значение выражения первого?

  1. Упражнения, направленные на формирование коммуникации как кооперации.

ü Работа в парах

Например:

А) По какому признаку можно разбить числа 7, 38, 50, 6, 4, 78, 87, 92, 3, 0 на две группы? Поясните свой ответ?

Б) Какое число «лишнее»? Обсудите ответ и докажите.

83,54, 49, 100, 32, 94.

ü Работа в группах

А) Каждому ученику даются пары выражений (для каждого ученика пары разные).

Например:

3×4             2×6

4×3             6×2

После того как ученики найдут результаты, заменяя произведение суммой одинаковых слагаемых, они начинают работать в группах. Ставится задача – сравнить пары выражений. Чем они похожи? Чем отличаются? Какой вывод можно сделать? Ученики каждой группы обсуждают поставленную задачу и решают, кто из них ответит на поставленный вопрос.

Далее коллективно делается вывод: от перестановки множителей значение произведения не изменяется.

3) Упражнения, направленные на формирование коммуникации как условия интериоризации.

  • «Придумай задание для другой группы»

Учащиеся одной группы совместно придумывают и составляют задания для другой группы.

  • «Взаимная проверка»

Ученики обмениваются работами и проверяют друг друга, затем обсуждают всем классом, какие были допущены ошибки и  в чём их причины.

ü Рефлексия

А) Прием «Благодарю…»: В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. При этом ученик себя из числа выбираемых людей для благодарности исключает. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех ребят, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Б) Прием «Телеграмма»: После завершения занятия каждому ученику учитель предлагает  заполнить бланк телеграммы, придерживаясь определенной инструкции: «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе». На следующем занятии учитель рассказывает о том, как будет строиться дальнейшая совместная работа на уроке.

В)  Прием «Портфель»: Данный прием используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела или большой темы. Суть данного приема - зафиксировать продвижения в учебе конкретной группы детей. Портфель перемещается от одной группы учащихся к другой. Каждая группа  не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример:

• мы научились составлять план (алгоритм);

• у нас получилось вывести правило;

• вместе мы разобрались в такой-то теме;

• наша группа дружно работала и получила  хорошие результаты.

Таким образом, одним из возможных способов формирования коммуникативных универсальных действий у младших школьников является такая организация работы учителя, в которой создаются благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу. Также формирование коммуникативных универсальных учебных действий  у младших школьников наиболее эффективно осуществляется при целенаправленном использовании на уроках комплекса специальных упражнений.

 

Литература

1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. — М.: Просвещение, 2011.

2. Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1985. - 64с.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя. / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152.

4. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, М.: «Просвещение», 2012.

 

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 122 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 10.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА