Понедельник, 14:53 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Дополнительная общеразвивающая программа «Технология традиционных ремёсел и оригинальное творчество»
06.03.2017, 07:43

Пояснительная записка

 

Образовательная программа «Технология традиционных ремёсел и оригинальное творчество» относится к художественной направленности (изучение и создание декоративно-прикладных предметов), а так же к краеведческой направленности (изучение исторических и этнографических корней творчества разных народов).

Делится программа на несколько уровней сложности (4 подпрограммы)

1 уровень – ознакомительный – программа «Школа мастерства» (от трёх месяцев до одного года обучения);

2 уровень – базовый – программа «Ступени творчества» (от одного года до трёх лет обучения);

3 уровень – углублённый – программа «Творческая мастерская» (три - четыре года обучения).

4-я программа – программа «Творческие каникулы» является ежегодным сезонным приложением на период каникулярного времени.

Программа создана в 2015г. на основе симбиоза авторских программ «Школа мастерства», «Флористическая плоскостная картина», «Народные ремёсла – традиции и современность» и приложений к ним «Творческая мастерская клуба «Потомки» и «Творческая мастерская студии «Фантазёры и природа» педагога дополнительного образования Марковой Е.А. и является их естественным продолжением. То есть, дети, проходящие в текущем году выше обозначенные программы, могут быть переведены на определённый уровень программы «Технология традиционных ремёсел и оригинальное творчество» на основе полученных результатов участия в конкурсах различного уровня.

Программа является комплексной и вариативной, так как в основе ее лежит обучение прикладному творчеству, практическим навыкам работы с различными инструментами, основам женских ремесел и работе с природными материалами. Как говорится: «от природного, до народного один шаг». Программа отрытого типа, с возможностью дополняться и расширяться, в зависимости от усложнения педагогических задач и пополнения информационной базы педагога.

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их созидателя.

Люди, у которых слабо развиты навыки созидательной деятельности, могут становиться потенциальными разрушителями культурных традиций общества, при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей учащихся происходит их угасание. Чтобы не пополнялась категория разрушителей, необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности. Всё это можно достичь во внеклассной работе, занимаясь в разных объединениях.

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.

Обучение ремеслу раньше проводилось по принципу – «Делай как я». Задача данной программы объяснить, почему это делалась, когда, для кого, в какой период жизни. Это связано с более глубоким проникновением в исторические корни того или иного рукоделия. В наше время остро стоит проблема сохранения народной культуры и исторической самобытности России. Так как национальные традиции и нравственные ценности народов всегда привлекали внимание мастеров, то декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности.

Актуальность комплексной вариативной программы «Технология традиционных ремёсел и оригинальное творчество» в том, что русское народное творчество сейчас, как никогда приковывает к себе внимание людей из разных стран. В процессе обучения народным ремёслам изучаются исторические корни, воспитывается патриотизм и гордость за свой народ. Старинное ремесло, впитавшее народную мудрость, народный вкус, народное понимание жизни оказалось необходимым современному человеку. Сегодня еще осталась возможность удержать связующие нити, которые дают нам право претендовать в качестве прямых наследников на труды и славу наших предков, на нашу историю. Эти связующие нити - последнее поколение наших дедов, матерей и отцов, их память, слово и дело, наше заинтересованное к этому наследию внимание.

Ещё один немаловажный актуальный аспект это здоровье сберегающий фактор данной программы заключающийся в сборе и заготовке природного материала. Если раньше детей было не загнать домой с улицы, то сейчас их сложно выгнать на улицу. Большинство детей, в век компьютеризации проводят неоправданно много времени за компьютерами и другими «гайджетами», мало гуляют, практически не бывают на природе, вследствие чего у них не только ослаблено здоровье, но и наблюдаются довольно разрозненные представления о растительном мире родного края. А сбор флористического материала заставляет человека выйти на природу (в лес, в парк), да просто погулять по своему микрорайону! В результате улучшается самочувствие, укрепляется здоровье детей. Дети начинают по очертаниям крон, форме листьев различать деревья, узнают названия трав и цветов, которые еще совсем недавно просто не замечали. Занятия флористикой помогают детям окунуться в мир творчества и фантазии. Даже не умеющий рисовать человек способен создать великолепную картину, используя растительный материал. По глубокому убеждению автора, художественное творчество с использованием природных материалов – один из путей приобщения детей к природе и красоте.

Современным обществом сегодня востребованы люди, способные воспринимать прекрасное, оригинально нестандартно мыслить, инициативные и умеющие воплощать задуманное. В связи с этим данная программа решает проблему развития творческих способностей, воображения и мышления ребенка.

Педагогическая целесообразность программы «Технология традиционных ремёсел и оригинальное творчество» опирается на три группы педагогических приемов: организационные, ценностные, содержательные.

Организационные:

  1. Небольшое количество детей в объединении позволяет его руководителю не только успешно реализовать общие воспитательные задачи, но и выстраивать для каждого ребенка индивидуальную образовательную траекторию развития.
  2. Группы разновозрастные – это способствует созданию непринужденной творческой атмосферы, в которой уверенно чувствуют себя как старшие, так и младшие члены учебной группы. Очень часто младший ребенок, пришедший в студию раньше, может стать консультантом для старшего обучающегося - новичка.
  3. Хорошо организованная, продуманная деятельность педагога помогает ребенку быть инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи.
  4. Программа рассчитана так, что раз в месяц каждая группа базового и углублённого уровня совершают выезды в музеи города Москвы или в Подмосковье по местам народных промыслов, а так же знакомятся с парками и лесопарками города Москвы. Экскурсии могут посещать одновременно дети из разных групп обучения.

Ценностные:

  1. Программа направлена на то, чтобы помочь детям переосмыслить их взгляды на окружающую природу; в результате дети проникаются очень бережным и уважительным отношением к каждому цветку, каждой капле березового сока.
  2. Она позволяет познать не только тонкости рукоделия своих предков, но и

сравнить их с творчеством других народов, как близких по месторасположению, так иногда и очень далёких.

  1. Проведение отдельных занятий на природе развивает наблюдательность, учит не только смотреть, но и видеть и примечать подробности и детали, которые потом отображаются на картинах.
  2. Формирование уважительного отношения не только к своим, но и чужим работам способствует усилению созидательного начала детей.
  3. Групповые задания служат как для формирования навыков коллективного творчества, так и для развития коммуникативных способностей детей.
  4. В программе уделяется значительное внимание ценности семьи, укреплению семейных отношений. Для этого в программе предусмотрены совместные с родителями занятия и выполнение определенных работ, что даёт взрослым «почувствовать» материал, оценить детский труд через собственные ощущения, а также способствует созданию сферы для совместной детско-взрослой деятельности, объединению семейных интересов.
  5. Экскурсионные выезды совершаются с родителями, что укрепляет семейные связи.

Содержательные:

  1. Технология изготовления флористических картин по данной образовательной программе основана на использовании необычных для аппликации материалов: береста, солома, засушенные растения, хлопковая ровница, мох, оболочки чеснока, репчатого лука, шкурки бананов и другие природные материалы. Из этих материалов дети создают прекрасные картины, пейзажи, портреты. «Картины без кисти и красок» называют такие произведения, т.к. традиционные краски – масляные, акварель, гуашь - с успехом заменяет богатая палитра и разнообразная фактура природного материала. Занятия наделяют учащихся умениями и навыками по обработке различных материалов и помогают осознать свою силу творца, способного подчинить своей воле эти материалы, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя.
  2. Наше ноу-хау - использование смешанной техники: выполненные хлопком на бархатной бумаге звери, вырезанные по контуру, вписываются в сюжет из листового материала. Ранее картины выполнялись целиком, из какого либо одного материала (или листьев и цветов, или только из соломки, или только из хлопка, или из бересты).
  3. В целом, программа носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами вышивки, работы с тканью, ткачества, плетения, знакомство с народными обычаями, с различными природными материалами. Обучение по данной программе создаёт условия для духовного и интеллектуального воспитания личности ребёнка, для повышения самооценки, самоопределения, и творческой самореализации учащихся.
  4. Ручной труд способствует развитию сенсорной моторики – согласованию в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений.

Далее смотреть архив материала

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 113 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА