Вторник, 21:50 

Все заявки, поступившие в срок с 10.11 по 22.11 будут обработаны 23.11.2018

Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2018-2019 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Диагностическое сопровождение реализации  системно-деятельностного подхода в начальной школе
02.05.2018, 16:50

Диагностическое сопровождение реализации

 системно-деятельностного подхода в начальной школе

Самсонова Светлана Леонидовна,

учитель начальных классов

муниципального автономного

 общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 8

 с углублённым изучением математики»

города Старая Русса Новгородской области

 

 

«Только тогда, когда педагоги будут знать,

что надо делать, они смогут делать»

П. П. Блонский

   Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями.

Федеральный государственный образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития. Появилась потребность введения системно - деятельностного подхода к обучению,для успешной реализации которого необходимо корректировать зону ближайшего развития ученика начальных классов. Для этого нужно знать особенности личности каждого ученика. Поэтому учитель обязан вести диагностику, которая в режиме реального времени позволяет корректировать весь этот процесс.

А хорошо ли мы знаем своих учеников? На первый взгляд этот вопрос покажется странным. Но если задуматься: что действительно мы знаем о каждом своём ученике, какие качества считаем определяющими успех обучения, знаем ли мы возможностиребёнка, индивидуальные и возрастные особенностиего развития,  и, наконец, знаем ли  как учитывать все эти различия,  как строить учебный вопрос, чтобы помочь малышу  справиться совсем комплексом учебных и внеучебных нагрузок, которые ложатся на его плечи с приходом в школу.

         Обучение, развитие детей – сложнейшая наука, а  применениеэтихзнаний на практике – высокоеискусство, требующее  самоотдачи, творчества, собственных решений, когда нетготовых рецептов; это комплекс знаний пофизиологии и психологии, педагогике и школьной гигиене; это умение увидеть и понять в каждом тоособенное индивидуальное, что отличаетего отвсех, итообщее, чтохарактеризует его возрастные  особенности, это умение понять и принять ребёнка таким, какой он есть. Пониматьилюбить не толькохорошего, послушного ученика, но  и того, к которому нужно найтиподход, которому нужно вовремя помочь, которого нельзя оставитьбез внимания.

         Для того, чтобы каждодневная встреча учителя с учеником, начиналась с улыбки, чтобы школа для него стала не обязательным посещением, а   приносиларадость познания, удовлетворённость самим собой, мне необходимо знания состояния здоровья ребёнка, включающие не только телесное, но и психическое здоровье, а также социальное благополучие и социальную адаптированность ребёнка. Крометого важно знать и учитывать степень готовности малыша к обучению, особенности его возрастного развития.

         В процессе обучения необходимознать его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени ив самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса.

         В процессе своей работы  пришла к мысли планомерно изучать личностноеразвитие ученика, пристально заинтересованно следить за ходом его духовного роста и развитием его способностей,  интересов и склонностей.

         Но, как мне кажется, одного общения учителя с учеником в процессе учебного взаимодействия, мало. Об этом пишет и профессор Л.М. Фридман: «Повседневное кратковременное общение учителя с его учеником на уроках зачастую создаёт у учителя лишь иллюзию знания и понимания личностных особенностей отдельных учеников, чточревато многими ошибками, а в конечном итоге и большими потерями в воспитательном процессе. У учителей,  в силу того, что их общение с учениками  ограничено главным образом рамками уроков, невольно складывается одностороннее и в тоже время устойчивое мнение и соответствующее отношение  к ученикам. При этом общеизвестно, что вряде случаев, это мнение ошибочно, а  поэтому воспитательные воздействия  учителя оказываются неэффективными, а иногда даже вредными». 

Поэтому нужно дополнить повседневные наблюдения за учебной деятельностью учащихся объективными методами изучения процесса их развития: физического, умственного, нравственного, культурного, психического и социального их становления.

Все данные должны отражаться в психолого-педагогических картах процесса личностного развития для того, чтобы учитель не забыл, не упустил слабое звенов развития ребёнка. Каждый ребёнок – это индивидуальность, у каждого своя зона ближайшего развития. И ведение таких карт помогают акцентировать внимание на положительные стороны в егоразвитии.  Но также искорректировать его отрицательные черты, которыеначинаютпроявляться с проблемами в обучении.

Следить за ростом развития ребёнка и помогаютразличные формы диагностирования: диагностика на основе наблюдения, опрос, анкета, эксперимент, тест. Но на мой взгляд диагностика должна выявлять не только наличный,  актуальный уровеньразвития той или иной индивидуальной особенности школьника, но и устанавливать зону его ближайшего развития, то есть перспективы развития школьника, которые он можетдостичь при сотрудничестве с учителем.

Реализацияэтого требования, позволит выполнить наказ А.С. Макаренко к учителям: «Вы должны проектировать больше, чем кажется для глаза… Педагог в своём воспитательном деле должен брать далеко вперёд».

Для качественного проведения диагностикитребуется заинтересованность и серьёзная подготовка педагога. Я считаю, чтоизбираемая методика должнабыть наиболеепростой из всех возможных и наименее трудоёмкой. Также онадолжна быть понятной и доступной не толькодля педагога, но и для испытуемого. И конечно,  педагог должен помнить, что обстановка и другие условия проведения диагностики не должны содержать в себе посторонних раздражителей.

Я апробировала свою собственную методику, в которой попыталась вписать диагностические процедуры в рамки одного проводимого занятия.Создала занятия с опорой на личный опыт детей, создавая проблемные ситуации, вызывая их на активное общение. Диагностика  проводится в течение одного урока  три  раза в год (в начале сентября, в январе и в конце года). Мы с ребятами отправляемся в какое-либо путешествие: в космос или на морское дно, открываем новую Землю или ищем сокровища на необитаемом острове.

Почему я использую такой вид диагностирования?

Во – первых, оно позволяет проследить за развитием многих познавательных процессов: памяти, мышления (творческого и логического), внимания и т. д. Во – вторых, ученик с интересом преодолевает все трудности путешествия, при этом не утомляясь.

В – третьих, ученик воспринимает это как игру,  и не знает о настоящих целях этого урока. Но свои ошибки он всё равно увидит, так как в конце урока все задания разбираются.

         После диагностирования я  встречаюсь с родителями, где каждому в индивидуальной беседе я посоветую, над  чем им следует поработать, предлагая при этом различные упражнения.

         На каждого ученика заводится психолого-педагогическая карта процесса личностного развития,  которая заполняется после каждого диагностического среза.

         Данные  диагностики записываю по трёхбальной шкале: 3 балла – высокий уровень развития,  2 балла – средний, 1 балл – низкий уровень развития.

         Карта ученика может быть построена и оформлена по-разному. Я взяла для этого листы размером А4, где отвела отдельное место следующим разделам:

  1. На одной стороне я пишу результаты каждой диагностики  с указанием даты её проведения, и в каком классе она была проведена. Здесь же я указываю средние триместровые оценки контрольных работ по русскому языку и математике, что позволяет увидеть динамику роста или динамику спада уровня умственного развития. За развитием речи мне помогают наблюдать написание сочинений и изложений, средние оценки которых я тоже вношу в карту. Внизу этого листа вносятся данные об ученике: фамилия, имя, отчество, дата рождения, дата поступления в школу, в какой класс принят.
  2. На другой стороне я пишу для себя задачи в учебной и воспитательной работе для каждого ученика.  В конце каждого полугодия я ставлю отметки о выполнении каждой задачи и дополняю, если появились новые.
  3. В специальном  вкладыше указываю сведения о семье: фамилия, имя, отчество отца, матери и всех родных, проживающих вместе с учеником, дата рождения, образование, профессия, место работы, должность, адрес ученика, домашний телефон, жилищные условия, особенности семьи.

Также здесь пишу и слежу за физическим развитием ребёнка, состоянием его здоровья.

         Моя карта несовершенна. Возможно, с опытом придут свои изменения и дополнения.

 

         Конечно, изучение личного развития учащихся требует от учителя большой  и трудоёмкой работы. Но её нельзя рассматривать, как некую дополнительную, а её нужно считать важнейщей составной частью своей работы, которая позволяет поднять уровень развития  учащихся, и тем самым осуществить главную роль в образовании.

Всё вышесказанное делает работу учителя качественно иной. Учит видеть в каждом ребёнке его индивидуальность и не позволяет стричь всех «под одну гребёнку», заставляет учителя бытьболее внимательным и терпеливым, что повышает качество учебно-воспитательного процесса.

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 96 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА