Среда, 10:09 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

«Что в имени тебе моем?» (материалы к проекту на тему: «Героини с именем Екатерина в русской литературе XIX века»)
17.11.2017, 06:46

«Что в имени тебе моем?»
(материалы к проекту на тему: «Героини с именем Екатерина в русской литературе XIX века»)
1) Вступление.
2) История имени
3) Значение имени
4) Кабанова и Измайлова
5) Катерина Ивановна
6) Катюша Маслова
7) Сравнение имени и героинь
К женщинам в русской литературе всегда было особое отношение, но до определенного времени основное место в ней занимал мужчина - герой, с которым и были связаны проблемы, поставленные авторами.
Ситуация в корне изменилась во второй половине девятнадцатого века, когда в связи с нарастанием революционного движения многие традиционные взгляды на место женщины в обществе изменились. Даже не будучи главным героем произведения, она привносит какой-то особый характер в повествование. А их имена навсегда остаются в памяти читателя.
Имя Екатерина (в разговорном варианте часто просто Катерина) является, на наш взгляд, одним из самых распространенных женских имен в русской литературе, особенно 19 века. Вспомним Катерину Кабанову («Гроза» А.Н.Островского), Катерину Измайлову («Леди Макбет Мценского уезда» Н.С.Лескова), Катерину Ивановну («Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского), Катю Одинцову («Отцы и дети» И.С.Тургенева), Катюшу Маслову («Воскресение» Л.Н.Толстого), Кити Щербацкую («Анна Каренина» Л.Н.Толстого).
Почему же это имя столь популярно? Обратимся к истории.
Имя Екатерина на Руси до середины XVII века относилось к редким именам. В переписи Москвы 1638 года упоминаются 441 женщина, из них 12 — носительницы имени, но большинство из них — иностранки, проживавшие в Немецкой слободе. Популяризации имени способствовал царь Алексей Михайлович, назвавший именем Екатерина свою дочь, родившуюся в 1658 году. Незадолго до рождения царю якобы явилась во сне святая Екатерина Александрийская с вестью о рождении дочери; в честь этого события государь повелел основать монастырь на месте своего вещего сна. Таким образом, имя вошло в царский именник, что не могло не отразиться на его популярности. В то же время на росте симпатий к имени в России сказывалась и его очень высокая распространённость в Западной Европе в XVII веке. На рубеже XVII—XVIII веков частотность имени в городах составляла уже от 20‰ до 45‰ (то есть выявлялось от 20 до 45 носительниц имени в тысяче учтённых).
Царевна Екатерина Алексеевна, дочь Алексея Михайловича и сестра Петра I, в 1708 году стала восприемницей (крёстной матерью) Марты Скавронской, любовницы Петра (а в будущем жены, и после кончины мужа — царствующей императрицы), которая получила своё имя Екатерина как раз в честь сестры царя. Правление Екатерины I было недолгим (1725—1727), однако имя получило при этом самый высокий социальный статус. Дочь Петра I и Екатерины, Елизавета Петровна, пришла к власти в 1742 году и сразу же озаботилась вопросом о престолонаследнике. Поскольку своих детей у неё не было, императрица объявила своим преемником племянника (сына своей сестры Анны Петровны) Карла Петера Ульриха Гольштейн-Готторпского (будущего императора Петра III). Его привезли в Россию и перекрестили в православие под именем Петра Фёдоровича. В 1745 году Елизавета Петровна женила его на немецкой принцессе Софии Фредерике Августе Ангальт-Цербстской. Поскольку у императрицы был «свой» Пётр-наследник, она пожелала иметь и «свою» Екатерину в качестве его супруги — принцессу окрестили Екатериной (позднее — императрица Екатерина II). Таким образом Елизавета Петровна сознательно воспроизвела имена своих родителей в именах наследников российского престола.
Распространённость имени
Правление Екатерины II, свергшей в 1762 году незадачливого мужа Петра III, было необычайно продолжительным (34 года) и в целом политически стабильным; его именовали «золотым веком Екатерины», имея в виду расцвет Российской империи. Такое положение дел не могло не отразиться на популярности имени Екатерина. Во второй половине XVIII века оно среди самых частых имён у дворянок. Например, в списке придворных дам и фрейлин за 1802 год (родившихся по большей части между 1750 и 1785 годами) имя — на второй позиции после имени Анна. Среди воспитанниц Смольного института второй половины XVIII — начала XIX века частотность имени составляла 93 ‰. Однако имя было востребованным и в низших сословиях русского общества, хотя в XVIII веке его частотность в крестьянской или купеческой среде была значительно меньшей. Как отмечал В. А. Никонов, динамика имени во второй половине XVIII века была разнонаправленной в разных сословиях: если у дворянок частотность возрастала, то у крестьянок шла на убыль.
В XIX веке динамика частотности вновь изменилась; имя постепенно сменило свою социальную окраску, перейдя в категорию имён преимущественно простонародных (утвердившись в низших сословиях в разговорной форме Катерина). К концу XIX века оно стало одним из самых массовых женских имён, при этом редко встречающимся в дворянской среде.
Что же означает это имя?
Имя Екатерина (разг. Катерина) происходит от греческого слова «катариос» — чистый, непорочный. Того же корня слово «катарсис» — очищение. В традиции Запада начальное «е» везде отсутствует: Катерина, Катарин, Кэтрин. У католиков существует даже мужское имя Катерин. Имя Екатерина означает чистая, непорочная, истинная.
Яростно-проникновенное звучание этого имени создает картину динамичного и мощного раскрытия сил. Подобно раскату грома и мощным струям дождя, оно описывает натуру, нацеленную на яркое самопроявление, победоносную, ориентированную на страстные отношения.
Имя Екатерина имеет в корне своем значение чистоты, незапятнанности. Екатерина силой своего имени занимает такое место в обществе, что неизбежно служит предметом внимания... Екатерина считает долгом своим быть возможно красивой, возможно умной, возможно величественной, а главное — безукоризненной, безупречной и благородной». (П. А. Флоренский)
Екатерина очень импульсивна, самолюбива
В дружбе и любви она ищет прежде всего надежности, возможности обрести уверенность в себе и душевное равновесие. Надежный и светлый человек. В представлении большинства людей Екатерина вызывает ассоциации с «царским» именем, с величавостью и властностью.
Неглупая, величественно спокойная, порой добрая, имеющая достаточно вкуса и такта. Интеллигентна и дает почувствовать это окружающим. Излишне субъективна, склонна все принимать на себя. У нее достаточно трудный характер, но живет она интересной и насыщенной жизнью.
Легковозбудимый нервный холерик. Быстро выходит из себя. Производит впечатление женщины «с претензией». «Народная дворянка».
Нравственность.
Зависит от окружения и обстоятельств.

А теперь поговорим о женщинах с этим именем – героинях литературных произведений. И начнем с самых ярких, наверное. Это Катерина Кабанова и Катерина Измайлова.
Драматург А.Н. Островский в своих произведениях изображал жизнь русского купечества. Благодаря этим произведениям мы задумываемся о том, насколько трагичной могла быть жизнь женщины в атмосфере патриархальной купеческой среды. Н. С. Лесков в своих произведениях также обращался к купеческому сословию. И очень интересным для нас является очерк «Леди Макбет Мценского уезда». Главную героиню этого произведения зовут Катерина, она тезка главной героини пьесы Островского «Гроза». На первый взгляд у них много общего.
– обе купчихи, материально и социально устроены;
– детство и отрочество прошли под знаком «простоты и свободы»;
– замужество без любви и очарованности;
– нет детей, чтобы удовлетворить потребность в любви;
– пылкость, страстность, подвижность натур, не принимающих «русскую скуку» и домостроевский порядок в доме;
– любовь к «чужому» до самозабвения;
– гибель в Волге.
Но при этом Катерина Кабанова — образ поэтический, задающий тему преодоления духовного плена не чувственными радостями, а раскрепощенностью души во имя простора, любви, красоты бытия; Катерина Измайлова — героиня, замкнуто живущая за высоким забором купеческой усадьбы («Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать от скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню... тут тоже посидит, поглазеет... опять ей зевнется... читать была не охотница...»). Скука — главное состояние души героини, душевная и духовная неразбуженность.
Измайлова — обыкновенная купеческая жена, молодая, красивая женщина. Муж ее стар и непривлекателен. «Катерина Львовна не родилась красавицей, но была по наружности женщина очень приятная. Ей от роду шел всего двадцать четвертый год; росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза черные, живые, белый высокий лоб и черные, аж досиня черные волосы. Выдали ее замуж за нашего купца Измайлова с Тускари из Курской губернии, не по любви или какому влечению, а так, потому что Измайлов к ней присватался, а она была девушка бедная, и перебирать женихами ей не приходилось. Дом Измайловых в нашем городе был не последний: торговали они крупчаткою, держали в уезде большую мельницу в аренде, имели доходный сад под городом и в городе дом хороший. Вообще купцы были зажиточные. Семья у них к тому же была совсем небольшая: свекор Борис Тимофеич Измайлов, человек уже лет под восемьдесят, давно вдовый; сын его Зиновий Борисыч, муж Катерины Львовны, человек тоже лет пятидесяти с лишком, да сама Катерина Львовна, и только всего. Детей у Катерины Львовны, пятый год, как она вышла за Зиновия Борисыча, не было. У Зиновия Борисыча не было детей и от первой жены, с которою он прожил лет двадцать, прежде чем овдовел и женился на Катерине Львовне. Думал он и надеялся, что даст ему бог хоть от второго брака наследника купеческому имени и капиталу; но опять ему в этом и с Катериной Львовной не посчастливилось».
Катерина скучает, жизнь ее бедна событиями, однообразна. Катерина Кабанова, героиня пьесы Островского, также скучает. Так же уныла и однообразна ее жизнь.
Патриархальное купеческое общество не приветствует развлечений и забав. И, конечно, никто не думает о том, как тоскливо и скучно может быть молодым женщинам. Две Катерины пытаются, как могут, скрасить свое серое существование. Спасением от убогости, пошлости и серости становится любовь. Любовь, словно яркая вспышка, освещает жизнь Катерины Кабановой. То же самое происходит с Катериной Измайловой.
Молодые женщины забывают обо всем на свете, полностью отдаются всепоглощающему чувству. Однако Катерина Измайлова ради своего счастья идет на злодейства. Она убивает несколько человек — своего мужа, свекра и даже маленького племянника. Измайлова стремится к свободе, готова ради нее на все. Женщину не мучает совесть, она не задумывается о том, что за свои злодеяния ей придется расплатиться либо на этом, либо на том свете. Катерина просто не задумывается о последствиях своих поступков. Ее импульсивная натура способна прежде всего действовать, а не размышлять. Катерина Кабанова – впечатлительная, легкоранимая натура. Она вспоминает свое детство, которое было счастливым, помнит мельчайшие подробности своего прошлого. Измайлова о прошлом не вспоминает, она живет только настоящим.
Любовь для Измайловой, прежде всего страсть, ради которой она способна уничтожить всех, кто только оказался на ее пути. Кабанова более романтична, она идеализирует своего возлюбленного, считает его добрым, умным, хорошим. Героиня Лескова не задумывается, насколько хорош ее возлюбленный. Ей достаточно, что он красив и молод. Она полюбила его именно за это, она устала жить со старым и непривлекательным мужем.
В любви Кабановой проявляются чистота, робость, целомудрие, безоглядность чувства от щедрости души, самоотверженность, вина перед мужем, предчувствие расплаты, гроза в душе. Она боится предстать перед Богом греховной, нераскаявшейся. У Измайловой же – напористость, жадность до любовных утех, устранение всех препятствий во имя вожделения, мрачные бездны сознания, дикая месть волчицы за измену; полное забвение своей личности, вставшей на путь саморазрушения во имя «Сережечки».
Своим подвигом любви Катерина Кабанова утверждает красоту, свет, высоту любовного чувства, несмотря на его «незаконность», высоту женской души, взявшей на себя расплату за грех, но соединившей мечту отрочества о воле, цветах, людях-птицах с поступком, за который нельзя в нее бросить камень (из критики тех лет: «ангел», «богородица в окладе», «непонятая», «женский Гамлет из купеческого быта»).
Любовь Катерины Измайловой, сопряженная с преступлениями, до конца обнажила не только бездуховность личности, но открыла «темные желания» хищницы, противопоставившей простору чувства рабство любви.
Катерина Кабанова страдает, осознавая греховность своего чувства. Она верит, что непременно последует расплата. Катерина чувствует себя несчастной, раскаивается в своем грехе. Катерина Измайлова не осуждает себя, она движима инстинктом самосохранения и желанием получить то, что хочет. Катерина Измайлова забывает о порядочности, долге, благородстве. Безусловно, она обладает сильным и неординарным характером. Но вся сила ее натуры направлена на зло. Героиня рассказа не вызывает симпатию и жалость в отличие от героини пьесы Островского. Катерина Кабанова — беззащитное, наивное существо. К ней невозможно не проникнуться симпатией. Она не способна причинить кому-то зла, но оказывается безжалостна к себе. Катерина Кабанова беспощадна к себе, проклинает себя за минутную слабость. Катерине Измайловой чуждо подобное поведение. Даже на каторге она не раскаялась. Показательно и то, что Измайлова совершенно равнодушна к своему ребенку, рожденному от любимого человека. Сам Лесков говорит, что такие страстные натуры, как Катерина, полностью отдаются любви, но дети оставляют их равнодушными. Равнодушие к своему ребенку еще можно было бы простить, учитывая, что Катерина больше никогда его не увидит. Но тот факт, что она убила маленького племянника, думая исключительно об обогащении, вообще лишает героиню Лескова права на какое-либо сочувствие. Племянник Измайловых никоим образом не мешал Катерине. Она решает его убить исключительно ради обогащения, ведь мальчик был прямым наследником ее мужа. Катерина Кабанова вообще никогда не думала об обогащении. На протяжении всего произведения Катерина Кабанова даже не подумала о деньгах. Этого не скажешь о Катерине Измайловой.
Катерина Кабанова очень религиозна. Высокие чувства, прилив радости и благоговения вызывала в ней религия. Красота и полнота души героини выражались в молитвах к Богу. «В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало… ночью встану… да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колени, молюсь и плачу».
Катерина Измайлова вообще лишена веры в Бога. И отсутствие нравственного начала во многом связано с этим. Измайлова живет, руководствуясь исключительно своими желаниями. А они, то есть желания, пугают своей звериной простотой. Катерина Измайлова сильна и решительна. В ее образе нет ничего светлого, это коренным образом отличает ее от поэтической натуры Катерины Кабановой.
Обе Катерины заканчивает жизнь самоубийством, но при этом Измайлова губит еще одну жизнь — уносит с собой в волны ту, на которую обратил внимание ее возлюбленный. И перед смертью она «хочет припомнить молитву и шевелит губами». Но ей вспоминается не молитва, а пошлая и страшная песня.
Две Катерины были представительницами купеческого сословия. Но в одной соединились исключительно темные стороны человеческой натуры, другая же, наоборот, светла и поэтична. Столь разные люди воспитывались в одной и той же среде. О нравах патриархального купечества мы знаем благодаря произведениям Островского. И можем с уверенностью сказать, что в купеческой среде не было принято относиться с уважением и вниманием друг к другу. Значит, в атмосфере жестокости, лицемерия и ханжества могут появляться такие люди, как Катерина Измайлова. Жестокость порождает жестокость. Катерина Кабанова была скорее исключением. К тому же мы знаем, что детство Катерины Кабановой было светлым и радостным. Каким было детство Измайловой, нам неизвестно. Возможно, она не видела ничего хорошего в жизни, поэтому темные стороны натуры и взяли над ней верх. Вообще, русский человек всегда готов пожертвовать всем и даже своей жизнью, чтобы добиться поставленной цели высокой и прекрасной. Кто-то жертвует собой ради веры, кто-то ради Отечества, а Катерина Измайлова пожертвовала всем ради того, чтобы спасти свою любовь, и когда все способы и средства были перепробованы, а выход из создавшегося положения так и не был найден, она бросилась в реку.
Дочь простонародья, унаследовавшая и народный размах страстей, девушка из бедной семьи становится пленницей купеческого дома, где нет ни звука живого, ни голоса человеческого, а есть только короткая стежка от самовара в опочивальню. Преображение изнывающей от скуки и избытка сил мещаночки совершается тогда, когда на нее обращает внимание уездный сердцеед.
Любовь рассыпает над Катериной Львовной звездное небо, которого она не видела прежде из своего мезонинчика: «Посмотри, Сережа, рай-то, рай-то какой!» – по-детски простодушно восклицает героиня в золотую ночь, смотря сквозь покрывающие ее густые ветви цветущей яблони на чистое голубое небо, на котором стоял полный погожий месяц.
Но не случайно в картинах любви гармонию нарушает вдруг вторгшийся разлад. Чувство Катерины Львовны не может быть свободным от инстинктов собственнического мира и не подпадать под действие его законов. Рвущаяся к свободе любовь превращается в начало хищно-разрушительное.
Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил ее в себя до того, что меры преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастья; кровь ее кипела, и она не могла более ничего слушать...
И вместе с тем слепая страсть Катерины Львовны неизмеримо больше, значительнее, чем корысть, придающая форму ее роковым поступкам, сословным интересам. Нет, ее внутренний мир не потрясен решением суда, не взволнован рождением ребенка: для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей. Всю жизнь без остатка поглотила страсть. Когда партия арестантов выступает в дорогу и героиня вновь видит Сергея, с ним ей и каторжный путь цветет счастьем. Что для нее та сословная высота, с которой она рухнула в каторжный мир, если она любит и ее любимый рядом!
Сословный мир достает Катерину Львовну на размытых пересыльных трактах. Он долго ей готовил палача в облике любовника, поманившего когда-то в сказочную Аравию счастливую. Признаваясь, что не любил Катерины Львовны никогда, Сергей пытается отнять единственное, что составляло жизнь Измайловой, прошлое ее любви. И тогда совсем неживая женщина в последнем героическом всплеске человеческого достоинства мстит своим поругателям и, погибая, заставляет окаменеть всех вокруг: «Катерина Львовна дрожала. Блудящий взор ее сосредоточился и становился диким. Руки раз и два неведомо куда протянулись в пространство и снова упали. Еще минуту и она вдруг вся закачалась, не сводя глаз с темной волны, нагнулась, схватила Сонетку за ноги и одним махом перекинулась с нею за борт парома. Все окаменели от изумления».
Лесков изобразил сильную и страстную натуру, разбуженную иллюзией счастья, но шедшую к своей цели путем преступлений. Писатель доказал, что у этого пути нет выхода, а лишь тупик ожидал героиню, и другого быть не могло.
Катерина Кабанова же бросается в Волгу, губя только себя, от безысходности, от снедающего чувства вины, греха.
Безусловно, Катерину Кабанову и Катерину Измайлову нельзя назвать типичными представительницами русского купечества. Они скорее исключение, редкое и поразительное. И именно поэтому произведения, главными героинями которых они являются, продолжают интересовать читателей.

Большим мастером в создании женских образов, тонким знатоком женской души и сердца был И.С. Тургенев. Он нарисовал целую галерею изумительных русских женщин.
Катя — младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой, хотя в первый момент она воспринимается как бледная тень Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер. Первоначально кажется всего лишь милой, застенчивой барышней. Темная брюнетка с большими чертами лица и небольшими задумчивыми глазами. В детстве была очень дурна собой, к 16 годам стала поправляться и сделалась интересной. Кроткая, тихая, поэтическая и стыдливая. Мило краснеет и вздыхает, боится говорить, всё вокруг замечает. Музыкантша. Любит цветы и составляет из них букеты. В комнате у неё удивительный порядок. Терпелива, нетребовательна, но в то же время упряма. Но постепенно в ней обнаруживаются самостоятельность и душевная сила. Катя внутренне освобождается от деспотической власти старшей сестры и помогает Аркадию Кирсанову свергнуть деспотическую власть над ним его «учителя» Базарова. Именно благодаря ей, оба они становятся самими собою и переживают чувства, способные сделать их счастливыми. Становится ясно, что в союзе с Аркадием она будет главной.
Катя наглядно воплощает в романе Тургенева правду и красоту обыкновенности.
Подлинным певцом русской женщины был Н.А. Некрасов. Ни один поэт ни до Некрасова, ни после него не уделил столько внимания русской женщине. Поэт с болью говорит о тяжелой доле русской крестьянки, о том, что "ключи от счастья женского утеряны давно". Но никакая рабски-приниженная жизнь не сможет сломить гордость и чувство собственного достоинства русской крестьянки. Такова Дарья в поэме "Мороз, Красный нос". Как живой встает перед нами образ русской крестьянки, чистый сердцем и светлый. С большой любовью и теплотой пишет Некрасов о женщинах-декабристках, последовавших за своими мужьями в Сибирь. Трубецкая и Волконская готовы делить с мужьями, пострадавших за счастье народное, и каторгу, и тюрьму. Их не страшат ни бедствия, ни лишения.

В романах Достоевского мы видим множество женщин. С повести "Бедные люди" начинается в творчестве Достоевского тема судьбы женщины. Чаще всего необеспеченной материально, а потому беззащитной. Многие героини Достоевского унижены. И сами женщины не всегда чутки по отношению к другим, есть и просто хищные, злые, бессердечные. Он их не приземляет и не идеализирует.
В его романе «Преступление и наказание» присутствуют два типа героинь: мягкие и покладистые, всепрощающие и бунтарки, страстно вмешивающиеся в эту несправедливую и враждебную им обстановку, чаще всего безмерные гордячки, в порыве оскорбленного чувства идущие против здравого смысла, кладущие на алтарь страсти не только собственную жизнь, но, что еще страшнее, – благополучие своих детей. Такова Катерина Ивановна.
Изображая судьбу Катерины Ивановны, Достоевский дает ответ на один из вопросов о поведении страдающей личности: непримиримое проклятие всему несправедливому миру.
Лет тридцати. Худая, довольно высокая и стройная женщина, с прекрасными темно-русыми волосами, с чахоточными пятнами на щеках. Взгляд ее резок и неподвижен, глаза блестят как в лихорадке, губы запеклись, дыхание неровное и прерывистое. Дочь надворного советника. Воспитывалась в губернском дворянском институте, окончила его с золотой медалью и похвальным листом. Вышла замуж за пехотного офицера, бежала с ним из родительского дома.
Всю свою жизнь Катерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своих детей, она терпит нужду и лишения. Как характеризует ее Мармеладов, «...дама горячая, гордая и непреклонная», оставшись вдовой с тремя детьми, она под угрозой голода и нищеты была вынуждена, «плача и рыдая, и руки ломая», выйти замуж за невзрачного чиновника, вдовца с четырнадцатилетней дочерью Соней, который, в свою очередь, женится на Катерине Ивановне из чувства жалости и сострадания. Компенсирует чувство униженности фантазиями, в которые сама же верит. Фактически вынуждает свою падчерицу Сонечку пойти на панель, а после этого, чувствуя вину, преклонятся перед ее самопожертвованием и страданием.
Ей кажется настоящим адом окружающая обстановка, а людская подлость, с которой она сталкивается на каждом шагу, больно ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать. Сильно развитое в ней чувство справедливости побуждает ее к решительным действиям, что ведет к непониманию ее поведения окружающими.
Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи, поэтому ей приходится во много раз тяжелее, чем падчерице и мужу. Дело даже не в житейских трудностях, а в том, что у Катерины Ивановны нет отдушины в жизни. Катерина Ивановна же – натура страстная, дерзкая, бунтарская и нетерпеливая.
Поведение Катерины Ивановны в день смерти Мармеладова показывает, что любовь к ближнему глубоко заложена в человеческой душе, что она естественна для человека, даже если он этого не сознает. «И слава богу, что помирает! Убытку меньше!» – восклицает Катерина Ивановна у постели умирающего мужа, но в то же время суетится около больного, дает ему пить, оправляет подушки.
Нужда, нищета давят семью Мармеладова, доводят Катерину Ивановну до чахотки, но в ней живет чувство собственного достоинства. Сам Достоевский говорит о ней: «А Катерина Ивановна была сверх того и не из забитых, ее можно было совсем убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю нельзя было». Вот это стремление почувствовать себя полноценным человеком и заставило Катерину Ивановну устроить шикарные поминки. Достоевский постоянно подчеркивает это стремление словами «гордо и с достоинством осмотрела своих гостей», «не удостоила ответом», «громко заметила через стол». Рядом с чувством самоуважения в душе Катерины Ивановны живет другое большое чувство — доброта. Она старается оправдать своего мужа, говоря: «Вообразите, Родион Романович, в кармане у него пряничного петушка нашла: мертво-пьяный идет, а про детей помнит». Она, крепко прижимая Соню, как будто грудью хочет защитить ее от обвинений Лужина, говорит: «Соня! Соня! Я не верю!». Она понимает, что после смерти мужа дети обречены на голодную смерть, что судьба немилостива к ним.
Трагичен конец Катерины Ивановны. В беспамятстве бежит она к генералу, чтобы просить о помощи, но их сиятельство обедают, и перед ней закрывают двери. Больше нет надежды на спасение, и Катерина Ивановна решается на последний шаг: она идет просить милостыню. Она пытается защитить своё человеческое достоинство единственным доступным ей способом: открыто выставить свой позор и нищету, показать всем, до чего её довели злые люди. Её кончина мятежна. Она отказывается от священника: «Что? Священника? Не надо…На мне нет грехов!.. Бог и без того должен простить… Сам знает как я страдала! А не простит, и не надо!».
Очень впечатляет сцена смерти бедной женщины, слова, с которыми она умирает: «Довольно! Пора! Прощай, горемыка! Заездили клячу! Надорвалась!».
В лице Катерины Ивановны запечатлен трагический образ горя. Этот образ заключает в себе огромную силу протеста. Он встает в ряд вечных образов мировой литературы.

Катюша Маслова – героиня романа Л.Н.Толстого «Воскресение» (1889-1899). «Дочь незамужней дворовой женщины, жившей при своей матери-скотнице в деревне у двух сестер барышень-помещиц». Барышни-помещицы воспитали девочку и сделали своей горничной: «…из девочки, когда она выросла, вышла полугорничная, полувоспитанница. Ее и звали так средним именем — не Катька и не Катенька, а Катюша». В 16 лет она влюбилась в Нехлюдова, когда тот приезжал к теткам; играя в горелки, они нечаянно поцеловались за кустом сирени. Это был чистый поцелуй, как и христосованье в Светлое Христово Воскресенье. Но как раз в пасхальные дни, оказавшись в деревне по дороге на войну, Нехлюдов соблазнил Катюшу и, сунув в последний день сторублевую бумажку, уехал. Тетушки прогнали ее, родившийся ребенок, отправленный в воспитательный дом, умер, а Маслова пошла по рукам и вскоре очутилась в публичном доме, переменив даже имя. Роман начинается с того, что ее, обвиненную в отравлении купца, ведут в суд. Там и происходит ее новая встреча с Нехлюдовым, находящимся в числе присяжных заседателей. Ей было в это время 26 лет.
На первых страницах романа портрет Катюши Масловой выглядит так: «Все лицо женщины было той особенной белизны, которая бывает на лицах людей, проведших долгое время взаперти, и которая напоминает ростки картофеля в подвале. Такие же были и небольшие широкие руки и белая полная шея, видневшаяся из-за большого воротника халата. В лице этом поражали, особенно на матовой бледности лица, очень черные, блестящие, несколько подпухшие, но очень оживленные глаза, из которых один косил немного. Она держалась очень прямо, выставляя полную грудь». В последний раз Нехлюдов видит ее «бодро шедшей по краю дороги с Симонсоном».
В одном из писем Толстого 60-х годов есть слова: «...Человек, который может любить – все может». В этой мысли – ключ к пониманию характера главной героини романа «Воскресение». Даже самые страшные унижения человеческого и женского достоинства, пережитые Катюшей, не отняли у нее способности радоваться жизни, жалеть и любить людей. Как на особенную черту характера Катюши Масловой Толстой указывает на ее постоянную готовность сделать людям хорошее, на ее доброжелательство и незлобивость. «Особенность эта, милая, исключительная особенность, была в этом лице, в губах, в немного косивших глазах и, главное, в этом наивном улыбающемся взгляде и в выражении готовности не только в лице, но и во всей фигуре».
Самая привлекательная черта в Катюше – ее бескорыстие. Она почти никогда не просит приходящего к ней в тюрьму Нехлюдова сделать что-нибудь для нее. Только по наущению тюремных подруг да по привычке, вынесенной из «заведения» Китаевой, где она была проституткой Любкой, попросила Катюша у Нехлюдова десять рублей на водку и папиросы. Уже во второе свидание с Нехлюдовым она просит его похлопотать за «чудесную старушку» Меньшову, сидящую вместе с сыном в остроге по злому навету, а также за других обездоленных и страдающих людей.
В тюрьме и по дороге в Сибирь Катюша с глубокой болью и горечью воспринимала жестокое отношение начальства к арестантам. На вопрос Нехлюдова, что она думает о положении народа, Катюша отвечает: «Я думаю, обижен простой народ... очень уж обижен простой народ». Объясняя, чем привлекли к себе героиню романа политические ссыльные, Толстой пишет: «Она очень легко и без усилия поняла мотивы, руководившие этими людьми, и, как человек из народа, вполне сочувствовала им. Она поняла, что люди эти шли за народ против господ...» Общение с ними «открыло ей такие интересы в жизни, о которых она не имела никакого понятия. Таких чудесных людей, как она говорила, как те, с которыми она шла теперь, она не только не знала, но могла себе и представить». Под их благотворным влиянием Катюша вновь обретает веру в жизнь, в добро, в возможность счастья.
Маслова наделена глубоко личными чертами, выразительной портретной характеристикой, глубоким душевным складом и выступает перед нами незаурядной личностью. Мы не можем не остановиться с уважением перед ее духовной стойкостью, с которой она перенесла все выпавшие на ее долю испытания: публичный дом, суд, тюрьма, каторжный этап. Она хлопочет о других несчастных, но не о себе. И финал необычный. Если мы только догадываемся, что Наташа Ростова пошла бы за Пьером-декабристом в Сибирь, то Катюша Маслова идет, не будучи виновной, сближаясь на этапе с революционерами, с людьми, которых можно в полной меpe назвать людьми истинно прекрасными.

Таким образом, перед нами прошли четыре Екатерины, героини литературы 19 века. Разные по внешности, происхождению, воспитанию, образованию, взглядам на жизнь. А теперь попробуем выяснить, есть ли какая-либо связь этих образов с их именем?
Внешность.
А) Катерина Львовна не родилась красавицей, но была по наружности женщина очень приятная. Ей от роду шел всего двадцать четвертый год; росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза черные, живые, белый высокий лоб и черные, аж досиня черные волосы.
Б) Лет тридцати. Худая, довольно высокая и стройная женщина, с прекрасными темно-русыми волосами, с чахоточными пятнами на щеках. Взгляд ее резок и неподвижен, глаза блестят как в лихорадке, губы запеклись, дыхание неровное и прерывистое.
В) «Все лицо женщины было той особенной белизны, которая бывает на лицах людей, проведших долгое время взаперти, и которая напоминает ростки картофеля в подвале. Такие же были и небольшие широкие руки и белая полная шея, видневшаяся из-за большого воротника халата. В лице этом поражали, особенно на матовой бледности лица, очень черные, блестящие, несколько подпухшие, но очень оживленные глаза, из которых один косил немного. Она держалась очень прямо, выставляя полную грудь». Ей было тогда 26 лет.
Поскольку «Гроза» – это драматическое произведение, мы можем представить себе Катерину Кабанову лишь по иллюстрациям художников, но она так же, как и все остальные героини, молода и недурна собой.
А теперь попробуем сопоставить их характеры с характеристиками имени.
По имени:
1) Чистая, непорочная. Говоря об этом значении имени, нужно иметь в виду, наверное, не те поступки, которые мы видим во время повествования, а то, что было заложено в душах героинь, но было изменено, искажено, может быть, даже уничтожено обстоятельствами жизни.
А) Например, в запретной любви Кабановой проявляются чистота, робость, целомудрие, безоглядность чувства от щедрости души, самоотверженность, вина перед мужем, предчувствие расплаты, гроза в душе. Она боится предстать перед Богом греховной, нераскаявшейся.
Б) Даже самые страшные унижения человеческого и женского достоинства, пережитые Катюшей Масловой, не отняли у нее способности радоваться жизни, жалеть и любить людей. Мы не можем не остановиться с уважением перед ее духовной стойкостью, с которой она перенесла все выпавшие на ее долю испытания: публичный дом, суд, тюрьма, каторжный этап.
В) Такова и Катерина Ивановна. Несмотря на нужду и нищету, она сохраняет чувство собственного достоинства, делает все во имя спасения своих детей.
Г) Любовь рассыпает над Катериной Львовной звездное небо, которого она не видела прежде из своего мезонинчика: «Посмотри, Сережа, рай-то, рай-то какой!» – по-детски простодушно восклицает героиня в золотую ночь, смотря сквозь покрывающие ее густые ветви цветущей яблони на чистое голубое небо, на котором стоял полный погожий месяц.
Но не случайно в картинах любви гармонию нарушает вдруг вторгшийся разлад. Чувство Катерины Львовны не может быть свободным от инстинктов собственнического мира и не подпадать под действие его законов. Рвущаяся к свободе любовь превращается в начало хищно-разрушительное.
Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил ее в себя до того, что меры преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастья; кровь ее кипела, и она не могла более ничего слушать...
И вместе с тем слепая страсть Катерины Львовны неизмеримо больше, значительнее, чем корысть, придающая форму ее роковым поступкам, сословным интересам. Нет, ее внутренний мир не потрясен решением суда, не взволнован рождением ребенка: для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей. Всю жизнь без остатка поглотила страсть. Когда партия арестантов выступает в дорогу и героиня вновь видит Сергея, с ним ей и каторжный путь цветет счастьем. Что для нее та сословная высота, с которой она рухнула в каторжный мир, если она любит и ее любимый рядом!

2) Безукоризненная, безупречная, благородная. На первый взгляд, трудно найти данные качества у героинь со столь трудными судьбами, но они, несомненно, есть. Есть в их душах. И часто они проявляются в их поступках.
Как ни странно, но именно в запретной любви Кабановой и Измайловой можно отыскать данные качества. Абстрагируясь от буквы закона, обращая внимание только на само чувство, можно увидеть и преданность, и верность, и полное растворение в любимом человеке. Уж каков этот любимый, это вопрос другой.
3) Подобно раскату грома и мощным струям дождя, оно описывает натуру, нацеленную на яркое самопроявление, победоносную, ориентированную на страстные отношения.
Нет сомнения, что все героини предстают перед нами яркими, страстными натурами, своей жизнью или смертью побеждающими сложившиеся обстоятельства (самоубийства Кабановой и Измайловой, смерть без покаяния Катерины Ивановны, возрождение Катюши Масловой).
А) Признаваясь, что не любил Катерины Львовны никогда, Сергей пытается отнять единственное, что составляло жизнь Измайловой, прошлое ее любви. И тогда совсем неживая женщина в последнем героическом всплеске человеческого достоинства мстит своим поругателям и, погибая, заставляет окаменеть всех вокруг. «Катерина Львовна дрожала. Блудящий взор ее сосредоточился и становился диким. Руки раз и два неведомо куда протянулись в пространство и снова упали. Еще минуту и она вдруг вся закачалась, не сводя глаз с темной волны, нагнулась, схватила Сонетку за ноги и одним махом перекинулась с нею за борт парома. Все окаменели от изумления».
Лесков изобразил сильную и страстную натуру, разбуженную иллюзией счастья, но шедшую к своей цели путем преступлений. Писатель доказал, что у этого пути нет выхода, а лишь тупик ожидал героиню, и другого быть не могло.
Б) «Что? Священника? – кричит она привычным тоном сварливости, - не надо… Где у вас лишний целковый?.. На мне нет грехов!.. Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!»
В) Катерина не смирилась с деспотизмом и самодурством; доведенная до отчаяния, она бросает вызов «темному царству» и гибнет. Только так она может сохранить от грубого давления свой внутренний мир. По мнению критики, для Катерины «не смерть желанна, а жизнь невыносима. Жить для нее – значит быть самой собой. Не быть самой собой – значит для нее не жить».
Она подходит к обрыву, громко кричит:
- Друг мой! Радость моя! Прощай!
4) Легковозбудимый нервный холерик. Быстро выходит из себя, импульсивна, самолюбива.
А) Измайлова: ее импульсивная натура способна прежде всего действовать, а не размышлять.
Б) Непомерная гордость и болезненное тщеславие. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать. Сильно развитое в ней чувство справедливости побуждает ее к решительным действиям, что ведет к непониманию ее поведения окружающими, натура страстная, дерзкая, бунтарская и нетерпеливая. Даже её кончина мятежна. Она отказывается от священника.
В) Импульсивна и Кабанова.
- Куда теперь? Что домой – что в могилу… что в могилу, – повторяет она. – В могиле лучше… А об жизни и думать не хочется. И люди мне противны, и дом мне противен. И стены противны! Умереть бы теперь… Все равно, что смерть придет. Что сама… А жить нельзя! Грех! Молиться не будут. Кто любит, тот будет молиться…
5) В дружбе и любви она ищет прежде всего надежности, возможности обрести уверенность в себе и душевное равновесие. (Кабанова, Маслова).
Жизнь до того была жестока и несправедлива к Катерине Ивановне, что женщина надеется только на себя, а ее характер не позволяет завести близких людей. За исключением, может быть, падчерицы Сони, к которой она сама жестока и несправедлива. Узы любви и сострадания связывают Катерину Ивановну и Соню. Соня не осуждает мачеху, которая когда-то толкнула падчерицу на панель. Напротив, девушка защищает Катерину Ивановну перед Раскольниковым, «волнуясь и страдая и ломая руки». А немного позднее, когда Лужин публично обвиняет Соню в краже денег, Раскольников видит, с каким ожесточением бросается Катерина Ивановна на защиту Сони.
6) Надежный и светлый человек.
А) Катерина воплощает дух этого мира, его мечту, его порыв. Своим подвигом любви Катерина Кабанова утверждает красоту, свет, высоту любовного чувства, несмотря на его «незаконность», высоту женской души, взявшей на себя расплату за грех, но соединившей мечту отрочества о воле, цветах, людях-птицах с поступком, за который нельзя в нее бросить камень (из критики тех лет: «ангел», «богородица в окладе», «непонятая», «женский Гамлет из купеческого быта»);
Б) Как на особенную черту характера Катюши Масловой Толстой указывает на ее постоянную готовность сделать людям хорошее, на ее доброжелательство и незлобивость. Она хлопочет о других несчастных, но не о себе.
7) В представлении большинства людей Екатерина вызывает ассоциации с «царским» именем, с величавостью и властностью. Неглупая, порой добрая, имеющая достаточно вкуса и такта.
А) «А Катерина Ивановна была сверх того и не из забитых, ее можно было совсем убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю нельзя было». Вот это стремление почувствовать себя полноценным человеком и заставило Катерину Ивановну устроить шикарные поминки. Достоевский постоянно подчеркивает это стремление словами «гордо и с достоинством осмотрела своих гостей», «не удостоила ответом», «громко заметила через стол». Ее гордость – воспоминание о том, как она окончила с золотой медалью дворянский институт и на выпускном балу при губернаторе танцевала.
Рядом с чувством самоуважения в душе Катерины Ивановны живет другое большое чувство — доброта. Поведение Катерины Ивановны в день смерти Мармеладова показывает, что любовь к ближнему глубоко заложена в человеческой душе, что она естественна для человека, даже если он этого не сознает. «И слава богу, что помирает! Убытку меньше!» - восклицает Катерина Ивановна у постели умирающего мужа, но в то же время суетится около больного, дает ему пить, оправляет подушки.
Б) Самая привлекательная черта в Катюше – ее бескорыстие. Она почти никогда не просит приходящего к ней в тюрьму Нехлюдова сделать что-нибудь для нее. Только но наущению тюремных подруг да по привычке, вынесенной из «заведения» Китаевой, где она была проституткой Любкой, попросила Катюша у Нехлюдова десять рублей па водку и папиросы. Уже во второе свидание с Нехлюдовым она просит его похлопотать за «чудесную старушку» Меньшову, сидящую вместе с сыном в остроге по злому навету, а также за других обездоленных и страдающих людей.
В) Свободной, с чувством собственного достоинства предстает перед нами и Катерина Кабанова. В отличие от Тихона и Варвары, она не приспосабливается к ханжеским требованиям Кабанихи, а отстаивает свои взгляды на жизнь, свое право на счастье. Она добрая, сострадающая, сочувствующая. Трагедия Катерины в том, что она не умеет и не хочет лгать. А в «темном царстве» ложь – основа жизни и взаимоотношений. Борис говорит ей: «Никто не узнает про нашу любовь…», на что Катерина отвечает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» В этих словах проявляется мужественная, цельная натура этой женщины, рискующей бросить вызов обывательской морали, в одиночку противостоять обществу.
8) Излишне субъективна, склонна все принимать на себя. У нее достаточно трудный характер.
А) Катерина Кабанова – впечатлительная, легкоранимая натура. Она не способна причинить кому-то зла, но оказывается безжалостна к себе.
Б) Фактически вынуждает свою падчерицу Сонечку пойти на панель Катерина Ивановна, а после этого преклоняется перед ее самопожертвованием и страданием, чувствуя вину. Мармеладова – «дама горячая, гордая и непреклонная». В постоянном раздражении общается с детьми, ради которых, казалось бы, живет и борется с нищетой.
9) Нравственность. Зависит от обстоятельств и окружения.
Именно окружением и обстоятельствами жизни можно объяснить многие поступки наших героинь. Конечно, не оправдывает это Катерину Измайлову, ставшую убийцей, Катерину Ивановну, часто мучившую и детей, и мужа своей сварливостью, несправедливостью, даже злобностью, и Катюшу Маслову, попавшую в публичный дом, и даже Катерину Кабанову, изменившую мужу. Но это дает нам возможность понять, как случилось падение каждой из них, ставших жертвами «темного царства» жизни.

Таким образом, проанализировав все сказанное о героинях с именем Екатерина, мы пришли к такому выводу, что между ними есть многое, что их объединяет. Не по всем качествам всегда пересекаются характеристики героинь, но по многим. Они действительно соответствуют этому имени. Случайно или нет выбрали авторы его в своих произведениях, но, по нашему мнению, женщины с таким именем не останутся незамеченными читателем. Яркие, страстные, неординарные, действительно, «царицы» литературных произведений.

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: knovikov87
Просмотров: 20 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА