Четверг, 08:12 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Авторская программа по экологическому воспитанию дошкольников “Матушка-природа” для детей 5-6 лет”
15.03.2017, 18:00

Содержание

Введение
1. Пояснительная записка
2. Содержание программы
3. Учебно-тематический план
4. Список используемой литературы

Введение
“Любить природу – значит любить Родину”
(М.Пришвин)
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Поэтому в Концепции модернизации российского образования воспитание рассматривается как нравственный приоритет в образовании; важнейшей задачей воспитания заявлено формирование у детей гражданской ответственности, правового сознания и духовности.
Быть истинным Человеком, патриотом своего Отечества немыслимо без любви к родной природе. Великий русский педагог К.Д. Ушинский уделял большое внимание воспитательному влиянию природы на души детей. В деле воспитания дошкольников педагог отводил ведущее место именно природе – "одному из могущественных агентов в воспитании человека". Обращение к отеческому наследию воспитывает в детях уважение, гордость за землю, на которой они живут.
       Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Великий педагог В.А.Сухомлинский говорил: "К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность".
Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира". В сфере дошкольного образования на сегодняшний день особое значение приобретает не только укрепление физического здоровья детей и интеллектуальное развитие, но ?
 ? воспитание нравственных основ личности, воспитание привычки к здоровому образу жизни, воспитание маленького гражданина. И воспитание у дошкольников этих качеств возможно через воспитание любви к природе, воспитание умения видеть, понимать и беречь красоту окружающего мира. По мнению К.Д.Ушинского "…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни".
Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную берёзку и понимают, что это всё красиво и дорого, потому что это наше, родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека – в их числе любовь к Родине. Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача: научить детей с раннего детства любить природу, любить Родину. Дети – будущее нашей Родины – им беречь и охранять её просторы, её красоты и богатс?
 ?ва. Именно взгляд на экологическое воспитание дошкольников через призму народных традиций и духовной культуры и является отличительной чертой программы "Матушка-природа".

1. Пояснительная записка.
1.1.Направленность программы. Целью воспитания является воспитание нравственной, гармонически развитой Личности с творческим мышлением, со стремлением ко всему прекрасному. Индивидуальный подход - один из главных принципов современной педагогики. Ребенок – это субъект собственного развития. Однако следует учесть, что одновременно решается вопрос не только становления начал экологической культуры у детей, но и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры - важнейшее услови
 е развития детей). В основе программы - годовой цикл народного календаря с использованием национальных традиций празднования, наиболее почитаемых в народе православных и фольклорных праздников. Проанализировав понятийный аппарат "Экологического воспитания" можно сделать вывод, что главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры - совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. А экологическая культура- это часть общей культуры личности. Поэтому оз?
 ?акомление с природой является одним из средств всестороннего развития и воспитания.
1.2.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
От экологического состояния окружающей среды зависит качество жизни всех жителей нашей планеты, наше настоящее и будущее. А дети и есть наше будущее!
Объективная необходимость создания авторской программы "Матушка-природа" состоит из двух аспектов: теоретического и практического.
Теоретический аспект - это систематизация собственного методического опыта, экспериментальных данных, диагностического материала по экологическому воспитанию старших дошкольников, полученному в ходе эксперимента.
Практический аспект - это создание единого воспитательно-образовательного пространства по экологическому воспитанию в системе: ДОУ - семьи воспитанников - природоохранные организации. Вышеперечисленные условия позволяют говорить о сложившихся необходимых и достаточных причинах разработки авторской программы по экологическому воспитанию дошкольников в условиях конкретного ДОУ, её актуальности и педагогической целесообразности.
1.3.Цели и задачи программы. Цель программы:
Формирование у старших дошкольников начал экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, интерес к знаниям о родном крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия.
Задачи:
1. Дать представление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек- часть природы.
2. Развивать у детей эмоционально положительное отношение к живой природе, на красоту и совершенство живых форм.
3. Формировать у детей элементарные представления о работе своего организма и приобщение к ценностям здорового образа жизни.
4. Воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
5. Использовать совместный труд родителей и детей на участках детского сада (уборка, строительство горок, посадка цветов, деревьев и т.д.), совместные турпоходы, организацию экологических, традиционных народных и православных праздников.
Наблюдение, изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию дошкольников.
Сформированность у воспитанников позитивной жизненной доминанты, нравственных представлений в соответствии с нормами человеческой морали; знакомство детей и их родителей с природоохранной деятельностью в поселке, районе и укрепление связей ДОУ и семьи в деле экологического воспитания ребенка - одно из ведущих направлений программы "Матушка-природа".
1.4.Отличительные особенности данной программы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Нами были рассмотрены и современные программы экологического воспитания и образования дошкольников: "Юный эколог" С. Николаевой, созданная на основе соб
 ственной Концепции экологического воспитания дошкольников, программа Н. А. Рыжовой "Наш дом – природа" (1998), нацеленная на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. Наряду с этим следует отметить, что в последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России по разработке программ экологического
образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций. Программа "Матушка-природа" ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения. Составленная программа для детей дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможн?
 ?сть пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.
Формирование основ экологической культуры у детей — дошкольников происходит не только на занятиях по экологии, но и в играх, во время наблюдений, в повседневной жизни. Огромное значение играет отношение родителей к данной проблеме, их участие в процессе обучения детей, контакт с педагогами и воспитателями.
Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать. Особое место в данной программе отводится проектной деятельности по привитию экологических знаний.
Программа имеет теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.
1.5.Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы.
Программа экологического воспитания и образования "Матушка-природа" рассчитана на детей старшего дошкольного возраста – 5-6 лет.
1.6. Сроки реализации программы. Изложение материала рассчитано на один год и предполагает обобщение и систематизацию полученной дошкольником информации по основам экологических знаний.
1.7. Формы и режим занятий. Занятия по программе "Матушка-природа" начинаются с третьей декады сентября месяца. Первые недели сентября - адаптационные, практические занятия с детьми не проводятся.
Для детей подготовительной группы занятия проводятся один раз в неделю, длительность занятия – 30 мин. Праздники, развлечения, театральные постановки, экскурсии могут иметь большую продолжительность. Формы занятий, планируемых по каждой теме различны. Используются следующие формы занятий:
• Игра
• Беседа
• Экскурсия
• Конкурс
• Наблюдение
• Экспериментальная деятельность
• Акция
• Выставка
• Защита проектов
• Викторина
• Лабораторное занятие
• Открытое занятие
• Практическое занятие
• Презентация
Разработанные занятия, объединенные общей темой и педагогическими задачами, представляют собой тематический цикл.
Каждый такой цикл включает 2-3 "рабочих" занятия, экскурсию или тематическое интегрированное занятие (живопись, музыка, поэзия).
Сезонный блок (а их 4: осень, зима, весна, лето) обычно завершается (или открывается) праздником, развлечением, театральной постановкой или кукольным спектаклем.
1.8.Ожидаемые результаты и способы их проверки.
К шести годам ребёнок:
• знает животный и растительный мир своего поселка, района. Владеет информацией о наиболее ярких представителях флоры и фауны республики Татарстан;
• проявляет ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям;
• любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за поведением, любуется ими;
• стремится к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно – следственные связи;
• привлекает внимание взрослых и других детей к интересным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в живой и неживой природе;
• обращает своё внимание и внимание других на «непорядки» и непредвиденные явления в природном окружении;
• знает природоохранные объекты в районе;
• знаком с основными календарными народными и православными праздниками, относящиеся к труду и быту земледельцев: "Яблочный Спас", "Масленица", "Вербное Воскресенье", "Пасха", "Троица", "День Земли", "День птиц", "День посадки деревьев", "Всемирный день охраны окружающей среды".
Уровень экологических знаний у детей можно проверить различными способами: наблюдение за детьми на прогулке, в группе, беседы с родителями, вечера загадок, КВН, викторины и т.д. Сформирован комплект диагностических таблиц по каждому блоку программы и обобщающие диагностические карты.
Оценка знаний об окружающем мире.
• Полнота знаний - соотношение объёма знаний ребёнка и объёма, предлагаемого материала.
• Осознанность - степень осмысленности знаний и их применения в ситуации общения ребёнка с окружающим миром.
• Доказательность - умение аргументировать свои суждения, используя имеющиеся знания и опыт.
• Глубина - умение устанавливать связи и зависимости.
• Оценка отношения к окружающему миру.
• Осознанность, проявляющаяся в оценке объяснении своих и чужих поступков с позиции имеющихся экологических представлений.
• Действительность, проявляющаяся в умении видеть состояние растения, животных, стремлении оказать необходимую помощь.
• Направленность, проявляющаяся в познавательном интересе к получению информации, в стремлении воспринимать красоту окружающего мира, в стремлении следовать экологически обоснованным нормам и правилам.
1.9. Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы.
    В ходе реализации программы "Матушка-природа" используются следующие формы подведения итогов:
• Открытые занятия с элементами проектной деятельности.
• Экологические акции: "Мои добрые дела - для твоей пользы, Земля", "Птичья столовая", "Первоцвет" и др.
• Экологические спектакли: - "Не рвите цветы", "Репка", "Путешествие в зимний лес", "Как зима с весной поспорили", "Путешествие в осенний лес", "Наши зеленные друзья".
• Выпуск экологической газеты ДОУ.
• Рисование на экологическую тематику.
• Досуги, экологические, народные праздники и т.п.
• Совместные занятия с детьми и родителями, походы, экскурсии

2.Содержание программы. Разработанная программа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение и обобщение материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом имеющихся условий и решаемых воспитательно-образовательных задач. Блок «Жемчужина Татарстана- наш посёлок Актюба»
Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с природными особенностями родного города, обобщение и систематизацию знаний детей о заповедных природных уголках района. Предусмотрено ознакомление с основными традициями земледельцев, связанными с празднованием Покрова. В этом блоке проходит первое занятие по теме здоровьесбережения: «Школа гномика Здоровячка». В дальнейшем занятия этого цикла присутствуют в каждом блоке. Их наполняемость зависит от сезона и конкретных воспитательных задач, вы?
 ?вигаемых педагогом на том или ином этапе работы по программе. Кроме того, в этом блоке рекомендовано проведение таких мероприятий, как:
• Диагностика знаний детей о родном городе.
• Консультирование родителей об экологическом воспитании в семье.
• Экскурсия в парк.
• Кукольный спектакль-сказка "Кто как к зиме готовится" (в постановке взрослых)
• Выставка детских рисунков "Я люблю свой посёлок!"
• Тематическая интегрированная НОД "Я знаю свой посёлок".
• Организация семейного "капустника".
• Оформление папки-передвижки "Осенние праздники. Отмечаем всей семьей"
Блок "Знай, люби и сохраняй". Содержание данного блока направлено на формирование знаний детей об особенностях животного мира республики Татарстан. Дать представление о заповедниках, находящихся на территории нашей республики. Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса. Рекомендованы также такие виды работы, как:
• Экологическая акция "Рождественская елочка", "Кормушка".
• Развлечение совместно с родителями "Как на масляной неделе".
• Выпуск информационного буклета "Наш заповедник в вопросах и ответах".
• Конкурс экологических рисунков-плакатов "Береги природу родного края!"
Блок "Я - исследователь". Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с основными понятиями живой и неживой природы через экспериментальную деятельность. Этот блок можно назвать «блоком проектов», так как именно эта форма организации работы с дошкольниками позволит привлечь к участию в исследовательской деятельности и родителей воспитанников. Темы проектов, как и вопросы, подлежащие исследованию, воспитатель подбирает индивидуально, с учетом подготовленности ребенка, его личностных качеств?
 ?, интересов, а так же пожеланий родителей.
Блок "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!" Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с понятием быт, традиции. Здесь раскрывается понятие «экология души». Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать не только представления о свойствах трех основных стихий (солнце, воздух и вода) и их влиянии на человека. В ходе НОД происходит ознакомление с традициями празднования Троицы, Яблочного Спаса - значимых не только православных, но и з?
 ?мледельческих праздников. Это позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями. Рекомендованы также такие виды работы, как:
• Экологическая акция "Наша клумба".
• Развлечение совместно с родителями "Берёзкины именины".
• Выпуск информационного буклета "Советы здоровья".
• Конкурс экологических рисунков-плакатов "Наш дом-планета Земля!".
• "Семейный поход".
3.Учебно - тематический план.
Учебно-тематический план по программе "Матушка-природа"

п/п Наименование разделов, блоков, тем Количество занятий
1. I блок. "Жемчужина Татарстана –наш посёлок Актюба"
Темы:
Приметы осени.
Наш посёлок – Актюба.
Знакомые незнакомцы.
Школа гномика Здоровячка. 10


3
1
4
2
2. II блок. "Знай, люби и сохраняй"
Темы:
Животный мир нашей республики.
Рождественская елочка.
Птичья столовая.
Что такое заповедник?
Как на масляной неделе.
Школа гномика Здоровячка 12

4
1
1
4
1
1
3.



         III блок. «Я – исследователь»
Темы:
Живое – неживое.
Верба – вербочка.
Наши друзья-растения.
Путешествие по эко-тропе.
Это интересно знать.
Школа гномика Здоровячка. 12

3
1
2
1
4
1
4. IVблок. Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!
Темы:
Березкины именины (Троица).
Волшебница-вода.
Солнечный секрет.
Ветер, ветер, ты могуч!
Путешествие по эко-тропинке.
Школа гномика Здоровячка.
Яблочный Спас-яблочки припас. 12


1
2
2
2
3
1
1
5. Итоговые занятия 2
         ИТОГО: 48ч

ЗАНЯТИЕ «Кто в лесу главный?»
Программное содержание. Уточнить представление детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Показать, что главное звено в лесу – растения, которыми питаются различные животные. Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе: бережёт от пожара, подкармливает животных зимой, спасает некоторых из них от беды.
Материал. Рассказ «Невидимые весы» из книги «Экология в картинках»; картины «Зимняя подкормка диких животных», «Лесник спасает зайцев»; фланелеграф и контурные изображения лесных растений и животных.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1-я часть. Воспитатель вспоминает с детьми рассказ «Цепочки в лесу», вместе выстраивают на фланелеграфе цепочку пищевых зависимостей обитателей леса. Обращает внимание на наглядный образ цепочки, выстроенной на фланелеграфе. Играет с детьми в игру «Что будет, если убрать из цепочки какое-нибудь звено?» Дети высказывают свои предположения, за правильные ответы получают фишки.
2-я часть. Чтение рассказа «Невидимые весы». Воспитатель читает рассказ медленно, в нужных местах делает пояснение или обращается к опыту детей.
3-я часть. Воспитатель рассказывает, что за всеми лесами присматривают специальные люди – лесники. Они хорошо знают всех обитателей леса и стараются помочь им в трудное время. Главная задача лесников – уберечь лес от пожара: ведь в огне гибнут и все его обитатели.
Дети рассматривают картину «Зимняя подкормка диких животных». Воспитатель задаёт вопросы: кто изображён на картине? Что делает лесник? Зачем он привёз в лес сено? Кто его будет есть? Как устроены кормушки? Кому нужны ветки деревьев? Что лежит на земле около кормушки?
Затем рассматривают картину «Лесник спасает зайцев». Воспитатель рассказывает о том, что весной в разгар таяния снегов и разлива реки лес заполняется водой. Наземным лесным обитателям грозит опасность затопления. В это время лесники им помогают. Вопросы к детям: кто изображён на картине? Что в лодке у лесника? Куда лесник направляет лодку? Что будет с зайцем, если лесник его не спасёт? Какого цвета зайцы? Почему они пёстрые? Что сделает лесник с зайцами?
Завершая занятие, воспитатель говорит: « Дети, вы теперь знаете: лес – это многоэтажный дом, в котором живёт много разных лесных жильцов. Они хорошо приспособлены к жизни в лесу, все они нужны друг другу. Главные в лесу – деревья и другие растения: они дают пищу и убежище многим животным. Лесники, которые работают в лесных хозяйствах, лесничествах, заботятся о лесе: берегут его от пожара, помогают животным в трудное время – зимой в бескормицу, весной в половодье. Про лесников мы ещё будем говорить не один раз. Вы узнаете, какие это важные дл
 я леса люди».

Комплексное занятие «Сравнение песка, глины и камней»
Программное содержание. Уточнить представление детей о свойствах песка, глины, камней, учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках. Познакомить детей с песочными часами, развивать чувство времени, творчество в лепке, умение правильно называть разные явления, объяснять их.
Материал. Камни и глина (на каждого ребёнка), сухой песок в миске, часы песочные ( на 1и10 минут), большая банка с водой, 2-3гвоздя, молоток, доски для лепки, фанера или поднос для коллективной лепки, фишки-призы.
Ход занятия
1-я часть. Дети садятся вокруг одного большого стола. Воспитатель делит их на две команды и каждой даёт название. Проводит соревнование: предлагает сравнивать материалы парами – песок (сухой) и камни, песок и глину, камни и глину. С каждой парой материалов проводятся опыты и сенсорное обследование: дети их рассматривают, ощупывают, пытаются сыпать, надавливать. Забивать гвоздь, слушают стук при падении камня, куска глины, шуршание струйки песка. Сравнивая камни и песок, воспитатель проводит опыт - выясняет, что тяжелее: в банку с водой нас?
 ?пает песок камни, всё перемешивает палкой. Дети наблюдают, как происходит оседание на дно материалов ( опыт проводится 2-3раза), делают вывод, что камни тяжелее песчинок, оседают раньше В соревновании команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ получают фишку. Воспитатель чётко соблюдает правила соревнования.
2-я часть. Физкультминутка: дети встают, подсчитывают фишки, определяют результаты соревнования. Команда-победитель делает круг почёта, другая команда аплодирует.
3-я часть. Дети садятся на места. Воспитатель уточняет в беседе, как и для чего люди используют природные материалы (песок, глину, камни), затем демонстрирует песочные часы. Дети наблюдают в течение минуты за движением песка. Потом воспитатель ставит другие песочные часы, предлагает за 10 минут слепить любое домашнее животное, птицу, сам в это время делает из глины и камней изгородь скотного двора на фанере. По истечении времени обращает внимание детей на то, что 10 минут – это много и они вместе успели за это время сделать целое стадо разных
  животных. Все помещают свои изделия во двор. В дальнейшем воспитатель разрешает ребятам играть с поделками.

ЗАНЯТИЕ «ПТИЧИЙ ГОРОД НА ДЕРЕВЬЯХ»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Дать детям представление о заповедниках как местах, где богатую природу специально охраняют. Познакомить, читая рассказ, с Нижнекамским заповедником. Показать, что в местах впадения Камы в Волгу скапливается много редких, очень интересных птиц; в заповеднике их охраняют, поэтому их не становится меньше. Учить детей отражать впечатления о природе в рисунках.
МАТЕРИАЛЫ: Картины с изображением птиц заповедника (чаек, разных видов цапель), лотоса; глобус; рассказ «Птичий город на деревьях» из книги «Экология в картинках».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1-я часть. Воспитатель читает рассказ, показывает на глобусе по ходу чтения Каму, город Нижнекамск; демонстрирует картинки с изображением птиц, живущих в заповеднике. По желанию детей педагог может ещё раз прочитать рассказ. Затем уточняет его понимание детьми, задавая вопросы: что такое заповедник? Какие ценные животные и птицы живут в Нижнекамском заповеднике? Что будет с птицами, если их не будут охранять?
2-я часть. Дети рисуют иллюстрации к рассказу, воспитатель помогает: дает картинки для срисовывания, советует, как расположить рисунок, и т.д.

Наблюдение «Как птицы относятся друг к другу?»
Цель. Учить детей замечать действия птиц, направленные друг на друга (пододвигаются, смотрят, сцепляют клювы, издают нежные звуки или кричат друг на друга, клюют, прогоняют с жёрдочки, от кормушки). По ним определять хорошие или плохие у птиц взаимоотношения.

Наблюдение «Как птицы строят гнездо?
Если птицы разнополые и не агрессивны друг к другу, в клетку в клетку вешают домик-дуплянку, на дно клетки кладут строительный материал (мелкие перышки, сухие травинки). Детям предлагается наблюдать самостоятельно за тем, что птицы будут делать с домиком, строительным материалом, как будут взаимодействовать друг с другом.
Наблюдение за мать-и-мачехой.
Цель. Найти на участке детского сада места, где появился первоцвет мать-и-мачеха. Определить, что это солнечные – более сухие и тёплые – места на газонах.
Цветы мать-и-мачехи жёлтые, на коротких стебельках, без листьев. Вокруг жёлтой серединки в несколько рядов растут реснички лепестков, каждый цветок как маленькое солнышко – очень радует людей ранней весной.
НАБЛЮДЕНИЕ. «Как ползает и летает жучок?»
Цель. У божьей коровки шесть лапок, два мягких прозрачных крылышка и два твёрдых надкрылья. При помощи лапок она быстро бегает по листьям, коре, камням, руке. Крылья позволяют ей летать. Когда она готовится взлететь, то раскрывает надкрылья, приподнимает их, выпускает прозрачные крылышки и летит.
Наблюдение «Какая вода льётся из крана »
В водопроводе, который имеется во всех домах в городе, вода бывает разная: холодная, горячая. И та и другая чистая, прозрачная, льётся, принимает форму любого сосуда. В прозрачной посуде (стакане, банке) через воду всё видно.
Наблюдение «Как из снега получить воду»
Снег – это тоже вода, только замёрзшая в виде кристаллов-снежинок. Из снега можно получить воду, если его нагреть: он растает и получится вода. Согреть снег можно по-разному: подержать в горячей руке, подышать на снежинки, можно принести в группу, согреть в посуде на огне. В любом случае от нагревания снег превратится в воду.
Наблюдение «Снег – он какой»
Снег бывает разный. Цвет снега зависит от чистоты: белый – это чистый снег; серый, бурый-очень грязный, такой бывает на проезжих дорогах; цветной – от цветного дыма из заводской трубы, это ядовитый снег. В морозную погоду снег пушистый, лёгкий, искрится на солнце, скрипит под ногами; в оттепель снег тяжёлый, мокрый, липнет к ногам и лыжам, из него можно лепить снежки и скульптуры.
Наблюдение «Можно ли пить талую воду»
Даже самый белый, чистый снег грязнее водопроводной воды. Проводится опыт: в две белые тарелки кладут снег и наливают воду. Через два часа дети рассматривают воду в тарелках, сравнивают её, отгадывают, в которой из них был снег (по мусору на дне). Убеждаются, что чистый снег – это грязная талая вода, непригодная для питья человеку. Такой водой хорошо поливать растения, её можно давать животным.
Наблюдение « Зимние узоры на окне»
Воспитатель загадывает детям 2-3 загадки про узоры на окне. Например: «Какой это мастер на стекло нанёс и листья, и травы, и заросли роз»; «Дремучий лес к стеклу прирос, нарисовал его…»; «Вырос лес, белый весь, пешком в него не войдёшь, на коне не въедешь». Даёт задание: дома, в детском саду или в других местах ( например, в транспорте ) найти замёрзшее окно , рассмотреть узоры, объяснить, как они получились.
Наблюдение « Следы на снегу»
Свежевыпавший снег белый и пушистый, на нём хорошо видны любые следы. По ним можно узнать, кто ходил, ездил. Можно узнать, были ли птицы на кормушке и возле неё, какие зверьки.
При наблюдении сравниваются нетронутые и утрамбованные снежные места. Используются специально подготовленные печатки, палочки.

ЭСКУРСИЯ НА ВОДОЁМ
«Возле нас есть река, озеро, пруд, ручей»
Программное содержание. Дать детям представление о том, что река – это сообщество водных обитателей: растений и животных (рыб, раков, мелких рачков улиток и др.), приспособившихся к жизни вводе. Рыбы и другие животные имеют гладкое, обтекаемое тело, которое помогает им легко передвигаться, хорошо плавать; они находят пищу в воде, там же растёт их потомство. Дать представление о том, что на берегу растут растения ( травы, деревья) , которым требуется много влаги; живут животные, образ жизни которых тоже связан с водой ( улитки, лягушки, стреко
 зы, комары); все они зависят друг от друга и образуют одну цепочку. Упражнять детей в соблюдении правил поведения на природе.
Материал. Карточки с изображением водных обитателей, прибрежных растений; несколько банок с крышками (для воды, растений), детские ведёрки для находок (камней, ракушек, песка) 1-2рюкзака, фотоаппараты ( настоящие и игрушечные).
ХОД ЭКСКУРСИИ
1-я часть. Воспитатель беседует с детьми возле аквариума. Вопросы: можно ли сказать про аквариум, что это дом? Кто живёт в этом доме? Есть ли такая поговорка «Чувствовать себя как рыба в воде?» Почему так говорят? Почему рыбы хорошо себя чувствуют в воде? Что им помогает жить в воде?
Далее педагог сообщает, что сейчас все пойдут к речке - посмотреть на её обитателей.
2-я часть. По дороге к реке воспитатель обращает внимание детей на состояние деревьев, кустарников, просит назвать знакомые цветущие травянистые растения, вспомнить те, которые занесены в Красную книгу. Обращает внимание на изменения, которые произошли со времени похода, на новые явления. Если есть возможность, дети рассматривают ландыш, майник двулистный. Воспитатель обращает внимание на то, что названия этих растений связаны с месяцем маем.
3-я часть. Возле реки воспитатель даёт детям возможность в течение 10—12 минут осмотреться самостоятельно: найти красивые, интересные, завораживающие своей необычностью явления, предлагает их « сфотографировать», поделиться впечатлениями. Напоминает об осторожном поведении, тихом разговоре, бережном обращении с растениями.
Затем собирает детей, предлагает им с берега наблюдать за рекой – обнаружить, что есть под водой, кто там живёт, кто плавает, что растёт. По ходу наблюдения воспитатель делает пояснения, показывает картинки с изображением рыб и других обитателей реки. Педагог зачерпывает речную воду в банку, рассматривают все вместе, решают взять с собой, чтобы сравнить её с аквариумной и водопроводной водой. Если рядом с берегом растёт элодея, воспитатель может достать пучок, чтобы дети рассмотрели её, а затем также её поместить в банку с водой.
В медленно текущей реке, пруду можно встретить очень интересное свободно плавающее растение – пузырчатку. Если она рядом с берегом, воспитатель, расправив её стебельки в воде, подводит под неё белый лист бумаги и вынимает растение, распластавшееся на бумаге. Пузырчатка – хищное растение; маленькими овальными пузырьками, которые во множестве сидят на тонких листьях, она захватывает мелких рачков, водоросли и пережёвывает их. В банке с речной водой, в которой есть планктон, этот процесс можно наблюдать. Рассказ о таком растении будет ин
 тересен детям.
Если представится возможность, ребятам следует показать водные растения с плавающими листьями (кувшинку, кубышку).
На берегу необходимо обратить внимание детей на иву и ракиту, растущие по-над берегом, травянистые растения (рогоз, камыш, тростник, стрелолист и др.), если к этому времени они вырастут. Все эти растения очень любят воду, и поэтому растут в тесном соседстве с рекой. Можно предложить поискать лягушек, а затем наблюдать за их передвижением по земле и в воде, поговорить про их земноводное существование, их приспособленность к жизни в двух средах. Интересными могут быть наблюдения за утками, которые уверенно себя чувствуют в воде, на берегу, в ?
 ?оздухе.
Воспитатель не должен оставить без внимания и насекомых, являющихся важным звеном водно-прибрежного сообщества, в первую очередь комара и стрекозу. Комар маленький, слабый, с тонким телом и шестью ножками, длинным хоботком, с помощью которого он питается. Следует обратить внимание детей на то, что не все комары садятся на тело, многие из них садятся на цветы и хоботком сосут их нектар – это самцы. А самки должны напиться крови, чтобы отложить в воду яйца, поэтому они досаждают людям и животным. Комара легко поймать, он является пищей для м
 ногих животных (лягушек, птиц, верхоплавающих рыб).
Совсем другое дело – стрекозы. Это хищники, хорошо приспособленные к ловле добычи на лету. Они так же, как комары, откладывают яйца в воду, поэтому и обитают возле речки. Нужно обратить внимание детей на интересные особенности строения её тела: тонкое длинное туловище, круглая голова, четыре вытянутых крыла. У стрекозы очень большие глаза (есть и дополнительные глаза на темени), которыми она прекрасно видит, большой рот, крепкие челюсти. Черные пятна на концах крыльев – это не украшение, а утолщения, которые помогают стрекозе хорошо лета?
 ?ь. Стрекоза привлекает взгляд своим строением, стремительным полетом, её трудно поймать, она сама ловит других.
После наблюдений и разговоров воспитатель проводит одну-две игры, предлагать детям поискать интересные камни, ракушки. Собираясь домой, дети убирают за собой мусор, не забывают взять с собой банки с водой, растениями, речные камни, коряги, немного песка (для аквариума); прощаются с речкой, природой.
Вечером того же дня дети «проявляют» свои «фотографии» - создают рисунки по впечатлениям от экскурсии. На следующий день сравнивают речную воду с водопроводной, делают вывод, что воду из реки пить нельзя.
Литература

1. Программа развития и воспитания детей в детском саду "Детство" Санкт-Петербург "Детство-пресс" 2010 г. под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной.
2. Программа "Наш дом – природа" Блок занятий "Я и природа" ООО "Карапуз-дидактика" Москва 2005
3. Программа "Наш дом – природа" Блок занятий "Волшебница вода" М., Линка-Пресс, 1997.
4. Программа "Наш дом – природа", Блок занятий "Воздух – невидимка" М., Линка-Пресс, 1997.
5. Программа "Наш дом – природа", "Что у нас под ногами" Блок занятий "Песок. Глина. Камни" ООО "Карапуз-дидактика" Москва 2005
6. Программа "Наш дом – природа", "Почва – живая земля", Блок занятий "Почва" ООО "Карапуз-дидактика" Москва 2005
7. Праздник волшебной воды. Дошкольное воспитание, №8, 1994.
8. В гости к опасным растениям. Дошкольное воспитание, №7, 1994.
9. Наш дом – природа. Дошкольное воспитание, №7, 1994.
10. В гости к деревьям. Дошкольное воспитание, №8, 1995.
11. Предъявите экологический паспорт. Обруч, №2, 1997.
12. Законы природы на дачном участке. Обруч, №2, 1997.
13. Экологический проект "Дерево". Обруч, №2, 1997.
14. Знакомство с Подземным царством. Дошкольное воспитание, №7, 1997.
15. Знакомим детей с почвой. Дошкольное воспитание, №4, 1998.
16. Опыты с песком и глиной. Обруч, №2, 1998.
17. Программа "Наш дом – природа". Дошкольное воспитание, №7, 1998.

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 116 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 огород   (01.11.2017 09:09)
Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Программа имеет теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА