Вторник, 06:30 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Адаптированная  образовательная программа воспитанника с ранним детским аутизмом через систему альтернативной коммуникации с помощью карточе
20.03.2017, 08:48

Государственное общеобразовательное учреждение
Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»

 

 

 

 

Адаптированная  образовательная программа
воспитанника с ранним детским аутизмом
через систему альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) и средства арт-терапии

 

 

Ф.И. ребенка Кокорин Егор
Дата рождения 30.09.2009
Дата начала работы с 12.12.16
Дата окончания работы 22.05.2017
Подпись родителей______________
Подпись специалиста___________
Специалист: педагог-психолог Багнюк Е.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016


Пояснительная записка

Данная адаптированная  образовательная программа (далее — АОП) на Кокорина Егора, с расстройством аутистического спектра (ранний детский аутизм – далее РДА) предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с  воспитанником с эмоционально-волевыми и поведенческими нарушениями, имеющим индивидуальные образовательные потребности. 
Цель: коррекция эмоционально-волевой сферы, формирование и  развитие коммуникативных навыков и познавательной сферы. 
Задачи:
    -смягчение эмоционального дискомфорта, обучение простым навыкам контакта;
    -развитие интеллектуальной сферы и познавательных процессов;
    -коррекция нежелательных негативных эмоционально-волевых и поведенческих нарушений;
    -воспитание самостоятельности в игровом и бытовом поведении. 
Содержательный компонент АОП в ГОУ Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир», отделение раннего и дошкольного детства «Шаг навстречу» - (далее - ОРДД) -  индивидуален и зависит от выраженности проблем в развитии ребенка, его потенциальных возможностей, необходимых форм для работы психолога, выбора соответствующих коррекционных программ, методик и технологий.
Индивидуальная программа развития разработана в  соответствии со следующими нормативными документами:
Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации от 31 августа 2016 г.  № 1839-р  
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155);
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПин 2.4.1.3049-13);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Актуальные проблемы ребенка:
           Качественные нарушения в социальном взаимодействии:
отсутствие социально-эмоциональной взаимности, которое проявляется в нарушенной реакции на эмоции других людей, или отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальным контекстом
неспособность развития отношений со сверстниками с использованием взаимного обмена интересами, эмоциями;- неспособность адекватно использовать взгляд глаза в глаза, выражение лица, позы и жесты тела для регулирования социального взаимодействия;

Качественные нарушения в коммуникации:
-невозможность общения и взаимодействия при помощи адекватных речевых средств как необходимого компонента социального и эмоционального интеллекта, неспособность инициировать или поддерживать разговор.
Психологическая характеристика:
Посещает занятия с 12.12.2016 года, Целенаправленная деятельность невозможна, даже  при условии активного внешнего организующего стимулирования, реакции хаотичны, переменчивы, поведение полевое, импульсивен, бегает по комнате, залезает высоко на предметы мебели, отвечает криком и повышением тона голоса на нежелательные задания и как отрицание участвовать, взмахи и всплески руками, неадекватные реакции голосовыми средствами — цокание, истерики, маму не слушает, не обращает внимания на замечания.
Патохарактерологическая  черта — упрямство. Не умеет приспособить свои потребности к меняющимся обстоятельствам, что, чаще всего, проявляется экстремальной конфликтностью поведения, негативизмом, упрямством, стремлением делать назло
 Познавательный интерес к предъявляемым заданиям поверхностный, формальный, неустойчивый, тонус психической активности истощаем. Наблюдается нетерпимость, повышенная отвлекаемость, низкая концентрация, слабая переключаемость уход от выполнения. На данном этапе не способен выполнять задания, полное непринятие, протесты.
Игровая деятельность  носит манипулятивный характер.
Речь – звуки, неосмысленные и произвольные. Понимание обращенной речи крайне ограничено. Понятийный словарный запас беден.
   Дискоординирован.     В самообслуживании не самостоятелен, дома намеренный, а так же неконтролируемый энкопрез в любом месте квартиры.
Заключение:
Нарушение основных линий познавательного развития. Эм-волевые и поведенческие нарушения: контакт поверхностный, формальный, отсутствие контакта глаз. наличие импульсивности, патохарактерологические особенности: негативизм, упрямство, плаксивость, протесты.
           Работа над реализацией цели и  задач АОП поможет ребенку значительно смягчить недостаток во владении коммуникативными навыками и повысить уровень развития познавательной деятельности, снизить уровень деструкции.
        Срок реализации АОП  с 12.12.2016 по 22.05.17, затем после учёта динамики развития ребёнка данная программа корректируется в зависимости от сложности или лёгкости усвоения особенным ребёнком материала и содержания АОП.
    В содержание АОП включены  разделы коррекционно-развивающей работы в соответствии с уровнем актуального развития  воспитанника и его потенциальных возможностей. Педагогом-психологом отделения включён примерный перечень игр, заданий, технологий, методов и приёмов, которые применимы в работе с  ребёнком с РДА, содержание работы в течение периода гибко меняется и варьируется в зависимости от имеющихся сохранных функций и присоединяемых к ним любимых или освоенных практических умений ребёнка.
          Исходя из проблем в развитии ребёнка проведено индивидуальное обследование ребёнка в рамках педагогической диагностики, определены разделы и содержание коррекционно-развивающей работы, проведена консультативная работа обсуждение АОП с участием  родителей ребёнка.
    Содержание образовательного процесса с ребёнком с особыми образовательными потребностями осуществляется учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой), а также использованы:    Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта; Аутичный ребенок: проблемы в быту/ под.ред.С. А. Морозова.- М.,1998
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88 с.;  
Баенская Е.Р., Либлинг М.М. (сост.) Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития.  М: Полиграф сервис, 2001. — 156 стр.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000
Морозов  С.А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра: учебно-методическое пособие для слушателей системы повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования. М., 2014. 448 С.
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2005.
Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет: пособие для практических работников детских садов - СПб.: «Детство-Пресс», 2010.
Семаго Н.Я. Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностичесской и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2003.
Чистякова М. И.      Психогимнастика  /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160;  
Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М.: Теревинф, 2004. - 136 с.
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.).  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000.- 384 с.
Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валерии СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.; 
Лори Фрост и Энди Бонди «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)».
Данная АОП разработана  с учетом особенностей психофизического развития ребёнка, его индивидуальных возможностей и  обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанника с РДА.
Коррекционно-развивающая и образовательная деятельность осуществляется во вторую половину дня, длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД) составляет 20-25 минут, коррекционные занятия с психологом проводятся 2 раза в неделю. В середине времени, отведенного на НОД, проводится динамическая пауза, перерывы между периодами НОД – не менее 10 минут.
Для реализации задач  по указанной программе  предусмотрено взаимодействие междициплинарной команды специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, логопеда) и родителей.
В ФГОС ДО все направления развития и образования дошкольников представлены в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Такая структуризация для данной АОП будет достаточно условной, так как многие личностные качества (самостоятельность, инициативность и др.), а также знания, умения и навыки воспитанника с собыми образовательными потребностями развиваются и формируются при обязательном учете принципа интеграции образовательных областей и комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

 

Далее смотреть архив материала

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 107 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА