Воскресенье, 07:23 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский конкурс "Самый классный "Классный час"

Классный час «Толерантность – путь к миру и добру»
21.01.2015, 12:27

Классный час «Толерантность – путь к миру и добру».

Цель: Формирование представления о толерантности как о важнейшей нравственной общечеловеческой ценности общества.

Задачи:

1. Сформировать у подростков представление о толерантности;

2. Познакомить учащихся с основными чертами толерантной личности; показать многозначность понятия «толерантность»;

3. Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

4. Создать условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, национальным, мировоззренческим и др.);

5. Способствовать воспитанию чувства сплочённости класса; развитию уважительного отношения между учащимися;

6. Формировать толерантное мышление и поведение учащихся.

Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, класс делится на 3 группы, каждой группе даётся задание рассказать о толерантности в нашей жизни.

Психолог: Ребята, сегодня наш разговор пойдет о толерантности. Эта тема является очень важной, потому что мы с вами живем в многонациональной стране, и от того как сложится взаимоотношение и взаимопонимание между людьми с разными национальностями, с разной верой, традициями, с разными взглядами на жизнь и поведением, зависит благосостояние и мир: в стране, в каждом городе, в каждой семье, в каждом классе.

И поэтому наш классный час называется: «Толерантность – путь к миру и добру».

Классный час мне хочется начать с цитаты известного драматурга Бернарда Шоу: «Люди научились летать, как птицы, плавать, как рыбы, осталось научиться жить, как люди». Что значит жить как люди? На этот важный вопрос я предлагаю вам ответить в конце нашего классного часа.

Прежде чем мы перейдем к обсуждению данной темы, послушайте одну притчу.

Притча о терпении.

Жил-был мальчик с ужасным характером. Он часто обижал людей, грубил им, обзывался, не уважал старших, осуждал других ребят, ссорился с ними, часто был равнодушен к просьбам о помощи.

В один день его отец дал ему мешочек с гвоздями и велел забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение, с кем-то ссориться, или обижать кого-то.

В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня.

Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди...

Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя.

Тогда он пошел к своему отцу и сказал ему об этом. Отец велел ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.

Дни шли за днями, и наконец, мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди.

Отец привел сына к ограде и сказал: «Сын мой, ты научился быть терпимым, уважать и помогать людям, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь обидеть человека, а потом извиниться, но рана все равно останется. Я еще раз хочу повторить, неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется.

Психолог: Ребята, скажите, о чем эта притча? Что вы поняли, из этой притчи? Как нужно относиться к людям? (Ответы детей).

Психолог: Вы, правы нужно уважать индивидуальность людей, быть терпимыми с людьми. И сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу.

Что вы понимаете под словом терпимость? (Ответы детей).

Терпимость-способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Какой синоним к слову терпимость вы знаете? (Толерантность)

Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.

Tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

Tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

Tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.

Kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

Tasamul (арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Какое из определений вам больше всего понравилось? (Ответы детей).

Что объединяет эти определения? (Ответы детей).

Психолог: Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Толерантность – это признание права каждого человека быть различным.

К синонимам понятия толерантность можно отнести: солидарность, взаимопонимание, уважение, открытость, равенство в достоинстве, уважение индивидуальности, ответственность.

На последнем классном часе ваш класс был поделен на 3 группы, и вам было дано домашние задание - приготовить своё представление о толерантности в нашей жизни (по 3 минуты на каждую группу).

И теперь я хочу предоставить слово 1 группе, которая готовила домашнее задание по теме: «Толерантность в учебе и в отношениях с одноклассниками».

Дети рассказали о том, что у них у всех общая цель получить образование, добиться успеха в жизни. И, несмотря на то, что они все разных национальностей, что они любят разные школьные предметы, у каждого из них свои интересы и увлечения, они все дружат, помогают и поддерживают друг друга.

Ответы детей: «Быть толерантным в учебе это помочь своему однокласснику, если он не понял какой-то материал, постараться объяснить ему, поддержать его, вселить ему веру в свои силы».

«Мы считаем, что нужно проявлять уважение к однокласснику, который отличается от тебя образом мыслей, стилем одежды, национальностью, вероисповеданием, ценностями, интересами».

«На наш взгляд, человеку толерантному свойственны следующие черты характера:

Знание себя, т.е. способность относиться к себе критически, знать свои достоинства и недостатки.

Ответственность. Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.

Потребность в определении, стремление к работе, творчеству, самореализации».

«Ученик может выразить свое отношение к одноклассникам шестью способами: уважением, доброжелательностью, пониманием, терпением, доверием, верностью своему слову».

«Не делай другим того, чего не хотел бы от других».

«Как ты думаешь о себе, так думай и о других».

Представляют свой девиз и эмблему.

Психолог: Слово предоставляется 2 группе, которая готовила домашнее задание по теме: «Толерантность в семье».

Дети рассказали о том, что Семья для каждого человека имеет очень большое значение. Рассказали о своих семейных традициях и о том, как нужно относиться друг к другу.

Ответы детей: «Быть толерантным в семье это значит активно участвовать в жизни семьи, уважать своих родителей и всех членов семьи, помогать им, поддерживать их, прислушиваться к их мнению, относиться с пониманием к проблемам, иметь общие интересы, быть терпимее. А самое главное любить и доверять друг другу».

Далее дети рассказали о том, как они отмечают свои национальные праздники в кругу семьи (о праздниках Ураза-байрам, Курбан-байрам, святой Пасхи) и какие имеют связанные с праздниками семейные традиции.

Представляют свой девиз и эмблему.

Психолог: Слово предоставляется 3 группе, которая готовила домашнее задание по теме: «Толерантность с окружающими людьми».

Дети рассказали о том, что нужно быть добрым, помогать другим людям (например, уступать место в транспорте, помогать пожилому человеку перейти дорогу), поддерживать людей в трудных ситуациях, уважать человеческое достоинство, не отказывать людям в дружбе и в общении (например, больным людям или людям с ограниченными возможностями), если они в этом нуждаются, иметь чувство сострадание.

Ответы детей: «Быть толерантным с окружающими людьми – означает принимать других со всеми их различиями характера, различиями в образе жизни и мыслей. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание, скорее на то, что нас сближает, а не то, что нас разделяет».

«Толерантный человек уважительно относится к людям не зависимо от их национальности, вероисповедания, традициями и взглядами на жизнь, ведь если бы мы были все одинаковыми, нам неинтересно было бы друг с другом. Мы все разные, но мы ВМЕСТЕ, в этом и есть наша СИЛА!».

Представляют свой девиз и эмблему.

Психолог: Ребята, вами была проделана большая работа, вы молодцы! А теперь я предлагаю вам поиграть в одну игру, которая называется «Победить дракона».

Игра. Представьте, что вы жители больших городов, вы добрые соседи, которые дружат, общаются между собой. И вот случилось так, что между вашими городами, на перепутье поселился дракон, который стал настраивать вас против друг друга, мешать вам общаться между собой.

Я раздам каждой группе по заданию, вы должны внимательно прочитать его, подумать, обсудить и объяснить свой ответ. И мы посмотрим, сможете ли вы победить дракона и мирно существовать друг с другом или дракон победит вас.

Задание 1 группе.

Ситуация: Вчера ваш одноклассник сорвал последний урок, сказав, что учитель заболел и урока не будет. Большая часть класса сбежала. Несколько человек остались, в том числе и вы. Сегодня классный руководитель сказал вам остаться после уроков для выяснения причины и зачинщика срыва урока. Вы не уходили вчера и вы знаете виновника случившегося. Ваши действия?

Задание 2 группе.

Ситуация: В вашем классе есть мальчик, который всегда настроен против всего коллектива: может обидеть девочку, обозвать, подставить подножку однокласснику, выставить вас в некрасивом виде перед учителем.

Ваш класс объявил ему бойкот. Но спустя неделю, ваш одноклассник заболел и не смог посещать школу. Как вы поступите? Отмените объявленный бойкот? Если ваш одноклассник не исправил за последнее время своего поведения.

Задание 3 группе.

Ситуация: Домашним заданием по литературе было стихотворение собственного сочинения на тему «Осень». Дома вы очень много времени затратили на сочинение своего творения. В школе на уроке литературы обнаруживаете, что листочек со стихотворением куда-то пропал. Вы расстроены, вам обидно, но вспомнить и написать заново невозможно. Вдруг, вы слышите знакомые рифмы и мысли, которые произносит ваш одноклассник. Ваши действия?

Психолог: Мы только что с вами поиграли в игру и посмотрели, что бы быть хорошими соседями, не причинять друг другу вреда и в нашей реальной жизни нужно уметь слушать друг друга, стараться решить проблему мирным путем, уметь прощать и договариваться.

А теперь давайте еще раз посмотрим, что представляет собой толерантное отношение к людям.

Толерантное отношение – отношение с пониманием, с терпением, с готовностью всегда прийти на помощь другому человеку, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.

Я раздам каждой группе карточку, на которой будут написаны черты толерантной и интолерантной (не толерантной) личности, вы должны выбрать черты толерантной личности и зачитать их.

Карточка 1 группе: Толерантность – это …

Способность к переживанию

Уважение мнения других

Доброжелательность

Равнодушие

Цинизм

Признание многообразия культур нашего мира

Чуткость

Не доверие

Уважение человеческого достоинства

Не терпимость к чужому мнению

Принятие другого человека таким, какой он есть

Карточка 2 группе: Толерантность – это …

Игнорирование

Желание что-либо делать вместе

Понимание и принятие

Эгоизм

Неприятие расовой дискриминации

Снисходительность

Раздражительность

Доверие

Агрессивность

Уважение прав других людей

Терпимость

Карточка 3 группе: Толерантность – это …

Сочувствие

Готовность к диалогу

Не признание равенства других

Сотрудничество

Взаимопонимание

Выражение пренебрежения

Уважение собеседника

Осуждение других

Готовность мириться с чужим мнением

Не тактичность в отстаивании своего мнения

Неприятие насилия.

Далее психолог и участники обобщают всё сказанное, делают вывод, что толерантность – активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между людьми с разными интересами, взглядами на жизнь, образом жизни, с людьми с иной культурной, национальностью и религией.

Психолог: Ребята, давайте сейчас с вами сделаем упражнение, которое называется «Мое новое качество».

«Попробуйте назвать то качество толерантной личности, которое вы хотели бы воспитать в себе в первую очередь. Это и будет первым шагом в воспитании толерантности в каждом из вас». Каждый ребенок должен назвать по одному качеству.

Психолог: Ребята, в заключение нашего классного часа послушайте еще одну притчу.

Притча «О доброте».

Утро было очень холодное. Мальчик, который продавал газеты, очень замерз, и от голода у него уже не было сил. Ему нужно было продавать газеты, что бы заработать деньги на проезд в соседний поселок, в котором находилась школа, потому что в его поселке не было старших классов.

Мальчик настолько был голодным, что набрался смелости и решил подойти к ближайшему дому и попросить еды. Когда ему отворили дверь, то ему стало неловко, и он попросил только попить.

Женщина, которая открыла ему дверь, поняла, взглянув на мальчика, что он голоден. Она вынесла ему молоко в большом стакане. Когда мальчик выпил все молоко, он спросил:

- Сколько мне нужно заплатить за молоко?

- Ничего, – женщина с улыбкой на лице ему ответила, – меня учили с детства не брать деньги за добрые дела.

Прошло много лет и все вокруг изменилось. Та молодая женщина, состарилась и очень сильно заболела. Доктора, которые были в том поселке, не могли ей помочь. Ее перевели в городскую больницу и вызвали известного доктора.

Как только доктор узнал, откуда эта женщина, то он сразу же пошел к ней. Это был тот самый мальчик, который когда-то продавал газеты.

Он узнал эту женщину и сделал все возможное, чтобы ей помочь.

Лечение заняло много времени и усилий от доктора, но, в конце концов, женщина выздоровела.

После лечения доктор сказал, чтобы счет за лечение сначала был предоставлен ему. Когда он получил счет, то он написал что-то внизу счета и распорядился, чтобы счет передали женщине.

Женщина ждала, когда ей придет счет за ее лечение, она понимала, что лечение обойдется ей очень дорого и ей придется продать все свое имущество.

Когда ей принесли счет, она увидела внизу счета надпись: «Счет полностью оплачен за один стакан молока» и подпись доктора.

Женщина расплакалась и тут же вспомнила голодного мальчика и стакан молока, который она ему дала.

Психолог: Носите в сердцах любовь и доброту и дарите ее окружающим Вас людям. Бывает так, что мир может показаться, на первый взгляд, жестоким. Но это только на первый взгляд. Если Вы несете в мир искренне добро и любовь, то Вы получаете от мира в десятки раз больше.

Доброта и Мир – это то, что у нас внутри, в сердце.

А теперь давайте вернемся к цитате Бернарда Шоу: «Люди научились летать, как птицы, плавать, как рыбы, осталось научиться жить, как люди». И ответим на вопрос, поставленный в начале классного часа. Что значит жить как люди? (Ответы детей).

Подведение итогов: Психолог задает детям вопросы:

Что нового вы узнали на классном часе?

Что такое толерантность?

Какие качества присущи толерантной личности?

Что было самым интересным на классном часе?

Психолог:

Люди на свет рождаются разными

Не похожими

Своеобразными

Что бы других ты смог понимать

Нужно терпенье в себе воспитать!

Мы больше получим, чем отдадим,

Если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет,

Про то, что человек становится Человеком

Только благодаря другому человеку

Мы, несем добро и мир в жизнь!

Получайте удовольствие от помощи людям!

Делитесь радостью с другими!

Умейте прощать!

Доверяйте людям и проявляйте заботу по отношению к другим!

Умейте критически относиться к себе!

Не оценивайте людей, а цените их!

Мои пожелания:

Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, терпеливыми, заботливыми, милосердными, научитесь прощать.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, сдерживайте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, относитесь всегда с уважением к старшим.

Будьте щедрыми: бескорыстными, великодушными, готовыми всегда прийти на помощь.

Будьте терпимыми: уважайте чужой образ жизни, обычаи, мнения, верования.

И всё это поможет нам жить в мире.

Итоговое упражнение «В добрый путь».

Психолог: Ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе. Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!».

Категория: Всероссийский конкурс "Самый классный "Классный час" | Добавил: Администратор
Просмотров: 745 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 kalakutskayao   (04.11.2016 20:00)
Тема классного часа достаточно актуальная. На мой взгляд, игровые приемы, которые вы применили для детей заявленного возраста, достигли решения поставленных задач, а притча, действительно, донесла до детей проблему толерантности. Возьму вашу идею классного часа на заметку. Спасибо за идею.

1 mi13081977   (17.01.2016 19:39)
Классный час имеет свою цель и много задач. Очень интересен своими притчами. Педагог хорошо раскрыл понятие толерантности. В данной работе были разнообразны формы и методы, примененные учителем во время классного часа. Например, стоит отметить групповую форму работы. Было много добрых пожеланий от педагога. Классный час заслуживает хорошей оценки.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА