Среда, 03:11 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский конкурс "Самый классный "Классный час"

Классный час на тему: Мифы и правда о суициде
12.04.2017, 12:28

Автор: Мильшина Оксана Владимировна, педагог-психолог

 МБОУ «СОШ №1 им. Ярослава Василенко» п.Пурпе

Из всех созданий, живущих на земле, только человек может изменить себя. Только человек является архитектором своей судьбы.

В. Джеймс.

Цель:  раскрыть проблему суицидов среди подростков, повлиять на сокращение суицидов среди подростков.

Направление воспитания: формирование потребности в самопознании и саморазвитии личности.

Метод проведения: беседа, диспут, тестирование.

Оборудование: презентация, бланки с методикой диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона, лист бумаги А4, кисть, краски (пред началом кл. часа  ребятам даются бланки и инструкция по заполнению, дети заполняют бланки в ходе классного часа).

 

Слайд 1.

Проблема авитальной активности среди молодежи - тема очень актуальная в настоящее время. Авитальная активность – это активность, направленная против себя: суициды, наркомания, токсикомания, необдуманный экстрим, т.е. это действия, при которых можно получить увечья, болезнь, в худшем случае смерть. И если о наркомании и других видах авитальной активности мы беседовали, то сегодня мне хотелось бы обратить ваше внимание на проблему суицида в подростковой среде.

 

Слайд 2.

По статистике Россия находится на 4 месте по числу распространения самоубийств. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь почти 14 000 несовершеннолетних. Когда-то, достаточно давно, один известный человек сказал: «Убийца убивает человека, самоубийца – человечество» (Г. Честертон), ведь количество трагедий равняется численности маленького города, и это огромная потеря, с которой нельзя мириться и делать вид, что ничего вокруг не происходит, в  то время что от каждого из вас зависит многое.

 

Слайд 3.

Поскольку суицид каждый год угрожает жизни многих тысяч молодых людей, все подростки должны представлять себе, “что такое суицид и как с ним бороться”. ПОМНИ, ДЛЯ БОРЬБЫ С СУИЦИДОМ ДОСТАТОЧНО ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА – ТЕБЯ. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить непоправимое, важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная.

 

Слайд 4.

            Миф 1. Существует точка зрения, будто разговоры на “суицидальные” темы представляют немалую опасность, так как они могут захотеть испытать эту опасность на себе. Ты, должно быть, слышал разговоры о том, что нельзя, дескать, беседовать с молодежью о наркотиках, потому что тогда они могут захотеть их попробовать; нельзя разговаривать с ними про секс, потому что тогда они займутся сексом, и т.д. На самом же деле, разговаривая  о суициде, мы вовсе не подталкиваем собеседника  это совершить. Напротив, твой друг или знакомый получает возможность открыто говорить о том, что уже давно его мучает, не дает ему покоя. Если твоя знакомая, словно бы невзначай, заводит разговор о самоубийстве, это значит, что она давно уже о нем думает, и ничего нового ты ей о нем не скажешь. Больше того, твоя готовность поддержать эту “опасную” тему даст ей возможность выговориться, –  суицидальные  же мысли, которыми делятся с собеседником, перестают быть мыслями суицидальноопасными.

 

Слайд 5.

            Миф 2. Единственное желание человека в этот период – умереть. Тебе это может показаться странным, но БОЛЬШИНСТВО ПОДРОСТКОВ, СОВЕРШАЮЩИХ СУИЦИД, НА САМОМ ДЕЛЕ УМИРАТЬ ВЕДЬ НЕ ХОТЯТ. Они просто пытаются решить одну или несколько проблем. Трагедия состоит в том, что любая, даже самая большая проблема является временной, а они решают раз и навсегда. Самое важное – помнить, что в большинстве своем молодые люди, которые пытаются покончить с собой или кончают с собой, умирать вовсе не хотят. Они хотят избежать проблем, которые, на их взгляд, им не по плечу. Эти проблемы причиняют им эмоциональную и физическую боль, и суицид представляется им надежным средством эту боль остановить.

Откуда мы знаем, что тысячи молодых людей, совершивших суицид в прошлом году, умирать вовсе не хотели? А если они не хотели умирать, то почему умерли?

Большей частью молодые люди совершают  суицидальную   попытку  у себя дома между четырьмя часами пополудни и полночью. Иными словами, они пытаются покончить с собой именно там, где их скорее всего найдут, и делают это в такое время дня, когда кто-то из членов семьи находится дома. Шанс прийти им на помощь велик, – тот же, кто надеется, что будет спасен, на самом деле убивать себя не хочет.

А как же те молодые люди, которых спасти не удалось? Откуда мы знаем, что на самом деле умирать им не хотелось? Наверняка мы знать этого не можем, однако, разговаривая с молодыми людьми, которых спасти удалось, но которые должны были бы погибнуть, мы можем представить себе, о чем они думали. СТОЛКНУВШИСЬ С НЕОТВРАТИМОСТЬЮ СМЕРТИ, ПОЧТИ ВСЕ ОНИ ГОВОРИЛИ, ЧТО НЕОЖИДАННО НАЧИНАЛИ ПОНИМАТЬ: ПРОБЛЕМЫ ИХ НЕ СТОЛЬ ВЕЛИКИ, ЧТОБЫ ИХ НЕЛЬЗЯ БЫЛО РЕШИТЬ. ИМ ВДРУГ СТАНОВИЛОСЬ ЯСНО: НЕ ТАК УЖ ВСЕ ПЛОХО. ЗА СЕКУНДУ ДО СМЕРТИ ОНИ ОСОЗНАВАЛИ, ЧТО ХОТЯТ ЖИТЬ.

 

Слайд 6.

Миф 3.  Суицид  происходит без предупреждения. Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении, только эти предупреждения нужно уловить: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.

 

Слайд 7.

Миф 4. Суицид – следствие  одной неприятности.

Обычно люди не совершают самоубийство из-за одной какой-то неприятности. Ты ведь слышал выражение: “Последняя капля, которая переполнила чашу терпения”? Причины, ведущие к суициду, подобны капающим в чашу терпения каплям. Каждая капля – ничто, двум каплям, десяти каплям ни за что не заполнить чашу доверху. А теперь представь, что капель этих не десять и даже не сто, а многие тысячи. В какой-то момент чаша терпения будет переполнена. Поэтому очень важно научиться справляться с неприятностями и не накапливать отрицательные эмоции.

 

Слайд 8.

Миф 5. Суицид нельзя предотвратить.

Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается также, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать  суицидальные   попытки  снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего.

В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. ЕСЛИ ЖЕ В ЭТО ВРЕМЯ КТО-ТО ВМЕШАЕТСЯ В ИХ ПЛАНЫ И ОКАЖЕТ ПОМОЩЬ, ТО ВЕРОЯТНЕЕ ВСЕГО, СНОВА ПОКУШАТЬСЯ НА СВОЮ ЖИЗНЬ ОНИ НЕ БУДУТ. Важно: друг может предотвратить самоубийство! От заботливого, внимательного друга зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.

А теперь представь, что кто-то из твоих друзей поделился с тобой своей тайной, – сказал, например, что хочет покончить с собой. Согласись, если б он тебе не доверял, то и секретами бы не делился. И заговорил твой друг с тобой, возможно, именно потому, что умирать-то он не хотел. К тебе он обратился потому, что верил: понять его сможешь только ты.

 

Слайд 9.Так какие же причины толкают человека на самоубийство?

Низкая самооценка, несовершенство навыков общения и, как следствие, одиночество, конфликты – вот основные причины, они же всегда сопровождают состояние депрессии.  Депрессивное состояние возникает у человека очень часто. Меняется часто настроение, человек становится пассивным, его перестает волновать какие-то очень важные проблемы, которыми он раньше интересовался, перестает общаться с друзьями, часто таких людей гложет вина за какие-то поступки, а иногда все может быть наоборот: человек становится чрезвычайно весел, подвижен, может шутить, когда шутки совсем неуместны и т.д. Не столь страшен конфликт , как его последствия. Человек в таких ситуациях видит картинку как бы в перевернутом виде. Он полностью сосредоточен на своем обидчике, часто мысленно прокручивает одну и туже ситуацию по нескольку раз. В той связи хочу предложить вам провести небольшой эксперимент, который докажет вам, что все зависит только от нас.

 

Слайд 10. Упражнение «КАПЛЯ»

Цель: показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.

Ход упражнения.

Учитель каждому учащемуся кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле гуаши или туши (Вариант: желающий ребенок  на глазах одноклассников  проводит эксперимент).

В итоге каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии.

Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона!

Учитель: Точно также и в жизни обстоят дела с трудностями: мы их сами выращиваем до неимоверных размеров, накручиваем себя (иногда нам в этом помогают окружающие), и тогда маленькая трудность превращается в большую неразрешимую. В этот момент кажется, что единственным выходом будет уход из жизни. Это состояние обязательно сопровождается нервно-психическим напряжением, которое снимается достаточно легко:

(Желательно, чтобы учащиеся вспомнили сами из предыдущих занятий).

 

Слайд 11.

  • спортивные занятия;
  • контрастный душ (баня);
  • стирка белья;
  • скомкать газету и выбросить;
  • мытье посуды;
  • погулять на свежем воздухе;
  • послушать музыку;
  • посчитать зубы языком с внутренней стороны;
  • вдохнуть глубоко до 10 раз, т.е. постараться переключиться на другую деятельность. Но если его не снять вовремя, оно будет накапливаться, и в однажды может сыграть с нами злую шутку. Если вы видите, что в нервно-психологическом напряжении пребывает ваш друг или подруга, постарайтесь отвлечь его от мрачных мыслей, вовлеките его в какую-нибудь деятельность и не выпускайте из поля зрения пока ситуация не изменится в лучшую сторону. Делать это нужно тактично, ненавязчиво.

Каждый человек проходит через этап взросления. Без него невозможно перейти на следующую ступень развития. Для этого нам всем в определенном возрасте приходится преодолевать сложные периоды жизни.  В упорстве и преодолении проблем скрыт факт развития личности, взросления. И от того, как человек научится справляться с ними, и будут зависеть  его успехи в будущем.

Иногда, в результате, казалось бы, необратимых процессов жизнь заставляет проходить через нечеловеческие испытания целые поколения людей. В истории много тому подтверждений: ветераны ВОВ; люди, пережившие блокаду Ленинграда. Другие люди проходят через жесточайшие испытания по воле природы и мировых катаклизмов:  инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах, а также пример тому герой романа Даниэля Дефо, когда Робинзон Крузо остался на необитаемом острове. Но прохождение через все трудности  – естественный этап взросления человека, укрепления его внутреннего потенциала (здесь можно привести пример после военного восстановления страны и нации в целом, начало новой жизни после полного разрушения привычного уклада жизни и гибели родственников после стихийных бедствий и катастроф).  Но в любой ситуации есть положительные и отрицательные стороны, их только надо увидеть.  Пример тому герой романа Даниэля Дефо «Двадцать миль под водой», когда Робинзон Крузо остался на необитаемом острове.

 

Слайд 12,13. Таблица, составленная Робинзоном Крузо "Зло и Добро"

"зло" - Я заброшен судьбой на мрачный необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление. "добро" - Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам.

"зло" - Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречен на горе. "добро" - Но зато я выделен из всего нашего экипажа: смерть пощадила оного меня, и тот, кто столь чудесным образом спас меня от смерти, может спасти меня и от моего безотрадного положения.

"зло" - Я отдален от всего человечества; я отшельник, изгнанный из общества людей "добро" - Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться.

"зло" -Я беззащитен против нападения людей и зверей. "добро" - Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мной, если бы меня выбросило на Африканский берег?

"зло" - Мне не с кем перемолвиться, словом и некому утешить меня. "добро" - Но бог чудесно пригнал наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих текущих потребностей, но и получил возможность добывать себе пропитание до конца моих дней.

"зло" - У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать свое тело. "добро" - Ноя живу в жарком климате, где можно обойтись и без одежды.

 

Слайд 14. Всегда есть тот, кому бывает хуже, чем остальным, но и в очень сложных ситуациях люди демонстрируют вершины жизнелюбия. Один из таких примеров австралиец Ник Вуйчич.

  • время своих выступлений он часто говорит: «Иногда вы можете упасть вот так» – и падает лицом в стол, на котором стоял. Ник продолжает: «В жизни случается, что вы падаете, и, кажется, подняться нет сил. Вы задумываетесь тогда, есть ли у вас надежда… У меня нет ни рук, ни ног! Кажется, попробуй я хоть сто раз подняться – у меня не получится. Но после очередного поражения я не оставляю надежды. Я буду пробовать раз за разом. Я хочу, чтобы вы знали, неудача – это не конец. Главное – то, как вы финишируете…» Он опирается лбом, потом помогает себе плечами и встает. 12 февраля 2012 года Ник Вучич женился на очень красивой девушке Канаэ Миахаре. Свадба состоялась в Калифорнии, а медовый месяц молодожены провели на Гавайях. 14 февраля 2013 года у Ника и Канаэ родился первый сын, которого назвали Кийоши Джеймс Вуйчич. 8 августа 2015 года у Ника и Канаэ родился второй сын, малыша назвали Деян Леви Вуйчич. Оба ребенка Ника Вуйчича абсолютно здоровы.

 

(Следующий материал можно дифференцировать в соответствии с возрастом учащихся, т.к. предложенные тексты для восприятия в каждом возрасте различны)

Слайд 15. Для кл.часа в 9-11 кл.

Мне бабушка вздыхая говорила,

Стирая липкий от горячки пот:

"Терпи, родная! Ты, ведь не забыла?

Бог не по силам испытаний не дает!"

Когда дыханье заперто слезами,

Когда от боли сердце устает,

Как за щитом, я прячусь за словами:

Бог не по силам испытаний не дает!

Когда не удержаться без опоры,

Когда изменой в сердце, напролет,

Шепчу с улыбкой « разве это горе?

Бог не по силам испытаний не дает!»

И если, все « по дружбе» отвернутся,

Душа остынет, превратившись в лед,

Мне остается, только улыбнуться!

Бог не по силам испытаний не дает!

Я их шептала, разгоняя тучи,

Слова простые, каждый их поймет!

Мне помогали стать сильней и лучше…

Бог не по силам испытаний не дает!

Лидия Коржан           

Слайд 16. Для кл. часа 5-8 кл.

Хозяйка в кладовушке, на окне

Оставила сметану в кувшине.

И надо ж было.

Чтоб тот кувшин прикрыть она забыла!

 Два малых лягушонка в тот же час

Бултых!- В кувшин, не закрывая глаз,

И ну барахтаться в сметане!... и понятно,

 Что им из кувшина не выбраться обратно,

- Напрасно лапками они по стенкам бьют:

Чем больше бьют, тем больше устают…

И вот уже один, решив, что все равно

Самим не вылезти, спасенья не дождаться,

- Пуская пузыри, пошел на дно…

Но был второй во всем упорней братца

- Барахтаясь во тьме, что было сил,

Он из сметаны за ночь масло сбил

 И оттолкнувшись, выскочил к рассвету.

О.В. Михалков

 

 

По этому, если кто-то среди ваших друзей или знакомых не может справиться с какими-то жизненными ситуациями и считает, что его уход из жизни сможет что-то доказать, то это проявление неспособности решать наболевшие трудности, а это просто психологическая проблема. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное друзьям и знакомым в трудной жизненной ситуации, помогут избежать трагедии.

Слайд 17. Закончить эту тему мне хотелось бы словами: «Если тебе трудно, значить ты идешь в правильном направлении»! И пожелать вам хочу: растите, взрослейте и живите!

 

 

 

                       

Категория: Всероссийский конкурс "Самый классный "Классный час" | Добавил: Администратор
Просмотров: 170 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
1 mvmuravjeva   (28.08.2017 09:53)
Данная тема разработки является востребованной и актуальной. Актуальность разработки определяется критическим состоянием психического здоровья большинства учащихся средних образовательных учреждений.Поиск методов эффективного влияния на мировоззрение подростков по данному вопросу является насущной и необходимой проблемой. Конспект по структуре соответствует положениям и нормам, которые должны соблюдаться в работах данного типа.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА