Суббота, 17:52 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский конкурс "Родительское собрание"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Родительского собрания «Осторожно, компьютер!»
11.11.2014, 14:24

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Родительского собрания

«Осторожно, компьютер!»

 

 

 

Автор

Дряхлова Наталия Владимировна

Педагог-психолог

МБОУ Муравьихинская СОШ

Дальнеконстантиновского района

Нижегородской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 год

Родительское  собрание  

«Осторожно, компьютер!»

Цель: актуализация внимания родителей на вопросах, касающихся компьютерной зависимости

Задачи:

  1. Довести до сведения родителей результаты анкетирования в школе
  2. Рассказать о причинах, признаках, стадиях компьютерной зависимости
  3. Предупредить о последствиях неограниченного пребывания за компьютером детей
  4. Объяснить правила безопасности при работе за компьютером.

          Подготовительная работа к собранию:

           1. Подготовка материала по проблеме.

           2. Анкетирование родителей, детей. Приложение 1

           3. Оформление выставки "Компьютерные игры, в которые играют наши дети"

           4. Создание электронной презентации. Приложение 2.

           5. Создание памяток для родителей. Приложение 3. 

 

 Слайд №1.

Компьютеры есть сегодня в большинстве современных квартир и нам уже трудно представить себе, как обходится без этих жужжащих помощников – учиться, работать, развлекаться. Мгновенная передача данных и поиск нужной информации, поддержка связи с друзьями, покупки, игры, кино и многое-многое другое – всё это достижения современных технологий, которыми с удовольствием пользуется человечество.

Слайд №2.

        Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека.

Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру.

Давайте вместе разберемся, так ли это все безопасно на самом деле.

Слайд №3.

Теперь все эти плюсы стали минусами. Как показали исследования, дети очень мало времени проводят в Интернете, учась чему-нибудь. В основном компьютер необходим для игр, Интернет — для скачивания музыки и программ (преимущественно тех же игр), а также для интерактивного общения.

Слайд №4-9.

В нашей школе было проведено анкетирование подростков 5-9 классов и их родителей. Давайте посмотрим, что получилось.

Подростки наши, в большинстве посещают кружки, секции, с родителями они проводят достаточное количество времени, но в то же время, родители не всегда знают, что в свободное время их ребенок любит погулять, не все родители интересуются, в какие игры они играют, и не всегда ограничивают их «общение» с современными гаджетами по времени. Поэтому, нельзя исключить, что некоторые дети уже зависимы от компьютерных игр и социальных сетей, и это мы уже замечаем за своими детьми. Значит уже и настала пора поговорить о компьютерной зависимости.

Слайд №10.

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 90-х годах прошлого века. Она характеризуется навязчивым стремлением уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие.

Как стало известно не так давно, зависимость может быть не только наркотической или алкогольной, но и компьютерной.

Зависимость – эмоциональное состояние, характеризуемое ощущением настоятельной потребности в наркотике либо для получения эффекта, связанного с его употреблением, либо для снятия негативных ощущений, связанных со злоупотреблением им.

То есть «зависимость» - это состояние готовности пожертвовать даже важными делами ради предмета зависимости, ради того, чтобы удовлетворить какое-то своё желание.

«Компьютерная зависимость» - это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.

Слайд № 11

Причины возникновения компьютерной зависимости

  1. Нарушение социальной адаптации. Пожалуй, наиболее важная составляющая обобщающая все остальные. Отсутствие теплых, доверительных отношений в семье, недостаток общения, отсутствие у родителей искреннего интереса к миру подростка ограничивают  возможности подростка в развитии и способствуют формированию у него пассивного стиля поведения, неадекватного восприятия себя, неспособность к взаимодействию с социальным пространством.
  2. Невозможность самовыражения, как правило, связанна с отсутствием у подростка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Те мечты, которые подросток не может воплотить в реальности, он легко может воплотить в виртуальном мире отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером;
  3. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей; неудовлетворенность окружающим миром. В реальной жизни подросток может иметь не очень хорошую успеваемость, чувствовать себя уязвимым и испытывать высокую тревожность, считая, что люди относятся  к нему враждебно. В то время как в компьютерном мире, он великий воин, либо отважный капитан космического корабля.  Он абстрагируется от проблем реального мира, в виртуальном мире он может все и он сам устанавливает правила;
  4. Общая неудачливость ребёнка; человек с неадекватной самооценкой.
  5. Нарушение процессов обмена информацией. Испытывая дефицит общения в семье, а порой и среди сверстников, подросток может «уйти» в другую, компьютерную реальность, где он находит и общение и много информации.

Слайд № 12

Признаки компьютерной зависимости(психологические)

  • Потеря контроля над  временем проведенным за компьютером;
  • Хорошее самочувствие, эйфория за компьютером,
  • При отсутствия ПК испытывает тревогу, раздражение, беспокойство,
  • Экономия времени (делает два дела одновременно);
  • Постоянное стремление проверить электронную почту (10-20 раз);
  • Пренебрегает интересами семьи и школы;
  • Обсуждение с друзьями компьютерной тематики.
  • Невозможно остановиться
  • Ложь членам семьи о своей деятельности за компьютером
  • Снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости
  • Потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей

 

В группе риска - дети-подростки. Несформировавшаяся психика и эмоциональная нестабильность не позволяет им комфортно чувствовать себя в реальной жизни.

Современные социальные сети, компьютерные игры он-лайн, возможность приобщиться к любой, даже самой табуированной в обществе информации с помощью интернета, словно специально созданы для подростков, нервная система которых еще не окрепла окончательно, ведь детям этого возраста (12-16 лет) изначально присущи стремление к эскапизму (некоторому уходу о реальности), фантазированию, склонности выдавать желаемое за действительное и т.д. Компьютер и интернет полностью удовлетворяют эти потребности молодого человека, который с их помощью может стать кем угодно в своем виртуальном пространстве.

Кроме того, в подростковом возрасте складываются представления о нравственности, добре и зле, которые под влиянием информационного потока из компьютера и телевизора могут значительно исказиться.

Кто больше всего зависим от игр на компьютере?

  • Дети тех родителей, которые чаще всего не бывают дома;
  • Дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты;
  • Как отмечает психолог Анатолий Кливник, самый зависимый , в то же время, нежелательный возраст это 12-15 лет;
  • На одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.

Слайд № 13

Стадии психологической зависимости от компьютерных игр

1.Стадия лёгкой увлеченности. После того, как подросток один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер.

2.Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе подростка на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности — игра в компьютерные игры.
Игра на этом этапе принимает систематический характер. Если подросток не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности тормозится какими-либо обстоятельствами, возможны достаточно активные действия по устранению этих обстоятельств.

3.  Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется изменением самооценки и самосознания. Игра полностью вытесняет реальный мир. Подростки не отрываются от внешнего окружения, не уходят «в себя»; социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений. На эту стадию зависимости от компьютера переходят лишь 10-14% подростков играющих в компьютерные игры или «зависающих» в интернете. На этой стадии происходят серьезные изменения в ценностносмысловой сфере личности, происходит изменение самооценки и самосознания.

4.Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий — она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

Если формирование компьютерной зависимости остановится на первой или второй стадии, то тяга к игре пройдет быстрее и легче. Но если подросток прошел все три стадии, то преодолеть зависимость становится на много тяжелее. Подросток будет долго находится на стадии привязанности. Можно предположить, что полностью зависимость не пройдет никогда. Она может угасать на время и появляться, при условии каких либо житейских трудностей, как побег от реальности в уже знакомый мир виртуального удовольствия.

Слайд № 14-15

Опасности Интернета.

Интернет таит в себе много опасностей:

  • незаконный контент: «взрослая» реклама табака, алкоголя, секса, азартные игры, порнография;
  • платные сервисы и услуги, которые оплачиваются отдельно;
  • призывы к асоциальному поведению, насилию и жестокости;
  • пропаганда сексуальной эксплуатации и суицидального поведения;
  • общение на форумах и чатах с мошенниками, аферистами и преступниками под личиной доброжелателей;
  • вынуждение предоставления личной информации ребенка или его семьи, которая может быть использована в преступных целях;
  • Интернет-зависимость.

Слайд № 16

Общение в социальных сетях заменяют ребенку общение с родителями и сверстниками, подвижные игры и физические занятия.

Слайд № 17

          Дети теряют коммуникационные навыки и перестают испытывать потребность в нормальном общении.

Слайд № 18

     Зависимость от Интернета приводит к развитию неврозов, психозов и даже шизофрении.

Слайд № 19

Интернет привлекает подростков  социальными сетями. В Интернете легко и просто завести новые контакты или  прервать их, если что-либо вышло не так, как хотелось бы.

 При этом не нужно беспокоиться о том, какое впечатление вы производите на другого человека. В Интернете можно представить себя таким, каким хочется, и не нужно стараться измениться внешне или чему-либо научиться. У подростка возникает иллюзия жизни, наполненной эмоциями, и при этом не возникает каких-либо сложностей. Все это очень обманчиво. Он тратит время на пустое общение, и в реальной жизни у него может не быть друзей. За этим развлечением может скрываться одиночество, страх перед реальным общением, неуверенность в себе как в личности.

Слайд № 20-21

У подростка создается иллюзия общения, в то время как он становится все более одиноким и отвыкает общаться с живыми людьми.

Слайд № 22

Возможно придумать себе любой образ. В процессе переписки можно представить себя кем угодно, даже киногероем, известной личностью.

Пока ваши дети  просиживаете часами в Интернете, их сверстники успевают что-то сделать, развиваются как личности, становятся более успешными в жизни.

Слайд № 23

Интернет содержит массу спама и глупостей.  Некоторые сообщества способствует разжиганию межнациональных конфликтов, подстрекают к курению, алкоголю и употреблению наркотиков, антисоциальному поведению, суициду.

Слайд № 24-25

        Не всегда  знаешь, какой реальный человек  сейчас пишет вам письмо  , кто общается сейчас вами в чате. Это может быть преступник. А ведь подобный «хищник» имеет доступ к информации о вас, он получает ее из анкет, которые вы заполнили. Он может осторожно выпытать какие-то детали в беседе с вами, может назначить встречу, завоевав доверие разговорами…

Слайд № 26

Популярные видеоигры рекомендованные для детей старше шести лет, воспитывают  склонность к насилию и жестокости. Там нужно бить, стрелять и убивать, и за это полагается вознаграждение.

Слайд № 27

             В играх типа «action» на насилие уходит 91 процент времени, причем в 27 процентах игр насилие приводит к смерти. Несмотря на то что  убийство и самоубийство не настоящие -  в сознании игроманов реальная жизнь смешивается с виртуальной.

Насилие провоцирует "агрессивные мысли, агрессивное поведение и гневные чувства среди молодежи".

Показывая насильственные действия без последствий, игры учат молодежь тому, что насилие является эффективным средством разрешения конфликтов", — заявила психолог APA Элизабет Карлл. По ее словам, "наигравшись" в насилие, подростки могут захотеть продолжить эксперименты с агрессией в реальной жизни.

Слайд № 28

Но параллельно с прививкой жестокости у компьютерного поколения происходит падение умственных способностей. Ученые университета Тохоку в Японии обнаружили, что компьютерные игры стимулируют лишь те участки головного мозга, которые отвечают за зрение и движение, но не способствуют развитию других важных его участков.

Слайд № 29

  • Игры останавливают развитие лобных долей мозга, которые отвечают за поведение человека, тренировку памяти, эмоции и обучение.
  • Из-за плохой развитости лобных долей мозга примитивный человек был агрессивным и злобным, неспособным жить в коллективе.

Так вот, компьютерные игры ведут к деградации именно лобных долей. А те дети, которые занимаются старой доброй арифметикой и решают традиционные математические задачи, лобные доли развивают.

Слайд № 30

         Более того, когда игрок переживает за компьютерного героя, как за себя, в крови выделяется адреналин, активизируя участки мозга, отвечающие за удовольствия. Адреналин разрушается при движении, но так как игрок сидит без движения ,то адреналин застаивается и разрушает нервную систему. В результате этого развивается неврастения и происходят необратимые процессы в работе головного мозга.

Слайд № 31-32

       Ребенок, углубившись в виртуальное общение, игры, перестает гулять на улице, встречаться с друзьями и мало двигается, как следствие, наступают проблемы со зрением, пищеварением, опорно-двигательным аппаратом, появляется повышенная утомляемость и головокружения.

Слайд № 33

  • Компьютер имеет сразу два источника электромагнитного излучения (монитор и системный блок).
  • Пользователь ПК лишен возможности работать на безопасном расстоянии.

Электромагнитное излучение наибольшее влияние оказывает на иммунную, нервную, эндокринную и половую систему. Иммунная система уменьшает выброс в кровь специальных ферментов, выполняющих защитную функцию, происходит ослабление системы клеточного иммунитета. Эндокринная система начинает выбрасывать в кровь большее количество адреналина, как следствие, возрастает нагрузка на сердечно-сосудистую систему организма. Происходит сгущение крови, в результате чего клетки недополучают кислород.

В результате продолжительной работы за компьютером в течение нескольких дней человек чувствует себя уставшим, становится крайне раздражительным, часто отвечает на вопросы однозначными ответами, ему хочется прилечь. Такое явление в современном обществе получило название «синдром хронической усталости».

Слайд № 34

    Общение в Интернете среди подростков происходит на особом языке. Взрослым он даже не всегда понятен. Длительное общение только в Интернете приводит к тому, что способность поддерживать разговор с живым человеком значительно снижается, даже утрачивается.

Слайд № 35

       Интернет полон всевозможных докладов и рефератов, которые становятся доступными для школьников после процедуры скачивания, занимающей не более пяти минут. Подростки распечатывают нужный реферат и сдают его учителю, даже не удосужившись его прочитать, естественно, так никакие знания получены не будут. 

Кроме того, помимо рефератов, в Интернете легко можно найти «решебники» по любым предметам, точно совпадающие с заданиями и задачами стандартных учебников школьной программы. Ребенок, привыкший регулярно списывать, самостоятельно перестает учить, а значит, усваивать материал и развиваться.

Слайд № 36

Как же уберечь ребенка от компьютерной зависимости?

Правила техники безопасности при работе за компьютером

  • Проработав за компьютером 1,5 часа нужно сделать гимнастику для глаз. Каждые 40 минут делать перерывы в работе.
  • Регулярная влажная уборка – острая необходимость, обусловленная спецификой компьютерного монитора: его способностью собирать на себе пыль, что вызывает высыхание кожи и слизистой носоглотки, слезливость глаз и другие аллергические реакции.
  • Монитор должен находиться в 60 -70 сантиметрах от пользователя и чуть выше уровня глаз.
  • Ребёнку до 7 лет нежелательно взаимодействовать с компьютером. Если же родителям очень хочется приобщить своего малыша к информационным технологиям, то по крайней мере не разрешайте ему сидеть за компьютером более 20 минут в день и чаще чем раз в два дня.

Слайд № 37

  • Для детей 7 – 12 лет компьютерная норма – 30 минут в день.
  • 12 – 14 – летние могут проводить за компьютером 1 час в день.
  • От 14 до 17 лет максимальное время для работы за компьютером 1,5 часа.
  • Каждый работающий за компьютером должен делать обязательный выходной раз в неделю, когда за компьютер не садиться ни на какое количество времени.

Мнения специалистов расходятся:

С одной стороны есть приблизительные величины для различных возрастов:

• Детям 5-7 лет от 15 минут до получаса в день.
• 7-12 лет – не превышая часа в сутки.
• Подросткам 12-16 лет – около 2-х часов в день.

 

По мнению специалистов Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья (ГУ РЦГЭиОЗ), продолжительность непрерывной работы на компьютере для детей различного возраста должна быть следующей:

  • 5 лет – не более 7 минут;
  • 6 лет – 10 минут;
  • 7-9 лет – 15 минут;
  • 10-12 лет – 20 минут;
  • 13-14 лет – 25 минут;
  • 15-16 лет – 30 минут.

Кроме того, между занятиями, если они предполагают более длительное нахождение ребенка перед экраном, необходимо делать перерывы не менее 10 минут.

Как уберечь ребёнка от компьютерной зависимости?

  • Ознакомить его с временными нормами работы на компьютере.
  • Контролировать внеучебную занятость ребёнка (кружки, секции).
  • Приобщать к выполнению домашних обязанностей.
  • Ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе его дел.
  • Осуществлять контроль и цензуру компьютерных игр и программ.
  • Осуществлять контроль, чтобы за компьютер ребёнок садился только в минуты отдыха и после выполнения основных обязанностей.
  • Научить ребёнка способам совладания с отрицательными эмоциями, выхода из стрессовых ситуаций.
  • Не забывать, что родители – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка( с учётом своих норм).

Слайд № 38

Подводя итог, хочется еще раз акцентировать внимание на следующем: родителям необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими, но при этом нельзя ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Никеров В.А. «Мой первый компьютер» - М.АСТ-ЛТД, 1997г.

2. Малых Т.А. «Наши дети во «Всемирной паутине» Интернета»- М.Новый издательский дом, 2004г.

3.  Наумова Ю.И.  «Внимание: компьютерная зависимость» Начальная школа плюс №7, 2007г.

4. Честертон Г. « Детская  болезнь» жур. «Школьный психолог»№17, 2004г.

5. В.И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.:ВАКО, 2007.

6. Журнал "Здоровье школьника" № 9 ноябрь 2006 год

 

 

Ссылки на Интернет-ресурсы:

 

1.Детская болезньhttp://www.twirpx.com/file/807677/

2  СанПиН 2.4.2.2821-10   rg.ru›2011/03/16/sanpin-dok.html

3.Анкета для родителей "Мой ребенок и компьютер" cherepanova.74335s005.edusite.ru›p48aa1.html

4.Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. wiki.kgpi.ru›mediawiki/images/8/83/Cghfchk.doc

5. Рекомендации родителям gym1528.ru›media/documents/pchycology/roditelam/…

6. www.saferunet.ru 

 

 

 

Категория: Всероссийский конкурс "Родительское собрание" | Добавил: Администратор
Просмотров: 813 | Загрузок: 1 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 6
6 ole4ka8888   (11.12.2016 19:07)
Тема очень актуальна в наше время. Автором раскрыты причины и признаки компьютерной зависимости, даны рекомендации как уберечь ребенка от этой "болезни".
Есть ссылки на Интернет-ресурсы, предоставлен список использованной литературы, что соответствует требованиям размещения материала.

5 knaubnatascha   (28.09.2016 11:07)
Компьютер -враг или друг? Как оградить ребенка от компьютерной зависимости?. На эти вопросы можно получить ответ в рекомендациях родителей. Собрание очень актуально, грамотно построено. Хочется отметить приложение, анкету. презентацию.

4 ermaknatalia1   (03.07.2016 20:45)
В наше время, конечно же, без компьютера не обойтись. Но в тоже время мы задаём вопрос: "Компьютер враг или друг?". Как хотелось бы, чтобы компьютер был только "другом", а не "врагом". Но к сожалению компьютерная зависимость детей только растёт. Данное собрание считаю одним из самых лучших. Педагог подробно описал причины, признаки, стадии психической зависимости от компьютера, дал полезные рекомендации.

3 innapashchenko2015   (05.02.2016 04:56)
Очень полезная тема для родителей. Интересная форма проведения с презентацией. Очень важно, что информация подкреплена ссылками на источники информации. Спасибо автору.

2 avaro3   (02.01.2016 18:29)
Автор затронул наболевшую тему. Методически грамотно построено собрание. Цели и задачи соответствуют тематике и содержанию собрания. Хорошее приложение: анкеты, презентация.
В презентации показана статистика, которая отображает уровень зависимости детей от системы Интернет и д.р. Даны рекомендации родителям по недопущению продолжительного пребывания детей за компьютером. В конце материала предложены ссылки на литературу и интернет ресурсы.
Данная разработка может претендовать на призовое место.

1 qw01071979   (08.12.2015 22:29)
Автор затронул очень важную и актуальную для родителей тему. Ведь грань между пользой и вредом компьютера провести сложно. И многие родители об этом не задумываются. Методически грамотно построено мероприятие.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА