Понедельник, 00:20 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2018-2019 уч.г » Всероссийский конкурс "Инновациии в образовании"

Организация учебного процесса с использованием информационно- коммуникационных технологий при обучении химии
02.01.2019, 15:06

Уроки с применением ИКТ имеют коренное отличие от классической системы обучения. Это отличие состоит в изменении положения преподавателя в системе: он уже не основной источник знаний, его функция сводится к консультативно – координирующей. На уроке используются современные электронные учебники, виртуальные химические лаборатории, Интернет, новые средства обучения. Задача педагога – подобрать эти средства в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями обучающихся. Использование ИКТ на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано.

В изучении курса химии выделяют несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера: - наглядное представление объектов и явлений микромира; - изучение производств химических продуктов; - моделирование химического эксперимента и химических реакций; - система тестового контроля. Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только преподаватель может проверить знания студента, но используя систему тестирования, но и сам студент может контролировать степень усвоения материала. Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор студента и облегчает понимание сути химических производств. Главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии – его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого.

Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что преподаватель умеет:

  • обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, чертежи, рисунки и т.д.);
  • создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS PowerPoint и продемонстрировать презентацию на уроке;
  • использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
  • организовать работу с электронным учебником на уроке;
  • применить учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
  • осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
  • организовать работу со студентами по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;
  • разрабатывать тесты, используя готовые программы - оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.

Информационные технологии позволяют: построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому студенту собственную траекторию обучения; коренным образом изменить организацию процесса обучения студентов, формируя у них системное мышление; рационально организовать познавательную деятельность студентов в ходе учебно- воспитательного процесса; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам; изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и химических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования; представлять в удобном для изучения масштабе различные физические и химические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью; проводить лабораторные работы в условиях имитации реального опыта или эксперимента.

Качество подготовки студентов определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.

Цели использования информационных технологий:

1.Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:

развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером; развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

2.Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.

3. Мотивация учебно-воспитательного процесса: повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;

выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

Современная мультимедийная презентация – эффективный метод представления и изучения любого материала, задействующий одновременно графическую, текстовую и аудиовизуальную информацию. Применение слайд – фильмов (Power Point) обеспечивает более высокий уровень проведения урока, его информационную насыщенность, динамичность, наглядность. Преподаватель может самостоятельно создавать такие презентации к своим урокам, что требует немало времени, либо использовать готовые. В Интернете представлен набор готовых учебных презентаций по предметам, которые легко корректируются, дополняются или переделываются с учётом приобретённого опыта. Применение слайдов во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объём информации по сравнению с традиционными методами.

При проведении различных внеклассных мероприятий, обобщающих, игровых уроков роль мультимедиа материалов возрастает многократно. Большой интерес у студентов вызывает создание собственных презентаций к различным разделам курса химии, урокам. Кроме того, на моих уроках практикуется творческое представление студентами презентаций, выполненных самостоятельно.

Использование готовых программных продуктов является наиболее простым и эффективным приемом. Они обладают большим потенциалом и позволяют варьировать способы их применения исходя из содержательных и организационных особенностей образовательного процесса. Использование изобразительных средств (анимация, видеофрагмент, динамические рисунки, звук) значительно расширяет возможности обучения, делает содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным. Различают такие пакеты прикладных программ, как: информационно–справочные; программы-тренажеры и тестовые системы; электронные учебники. Например, получили широкое распространение следующие пакеты прикладных программ: «Электронные репетиторы» , «1С: Репетитор. Химия», «Химическая энциклопедия»,«Общая химия. Учитель», «Неорганическая химия. Учитель», «Органическая химия. Учитель», «Мультимедийное учебное пособие «Химия». Просвещение», «Виртуальная химическая лаборатория», «Уроки химии Кирилла и Мефодия».

Использование компьютерных программ на уроке по химии позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию, увидеть динамическую модель работы химического аппарата, строение молекул и атомов, механизмы химических реакций и т.д.

Можно использовать видеофрагменты, из сети Интернет, образовательных порталов и материалы электронных пособий, таких как: Образовательная коллекция 1С, Виртуальная школа КиМ, Мультимедийное учебное пособие ЗАО «Новый диск» и др.

Большая часть электронных учебников содержит упражнения – тренажеры, задачи с решениями, тестовые задания. Открытые тестовые системы или оболочки дают возможность педагогу самому составлять новые тесты или изменять существующие. Для самостоятельного составления тестов можно использовать программы PowerPoint, Exsel.

Для экономии времени урока и более эффективного его использования можно использовать компьютер и для проведения кратковременных фронтальных проверочных работ: сначала на экране показывается задание, а после его выполнения – правильное решение, чтобы учащиеся сразу могли себя проверить.

Такая система оценки результатов дает возможность определить рейтинг студента по каждой теме, проследить динамику успеваемости и скорректировать учебный процесс в соответствии с показанными результатами.

В настоящее время сложно представить себе оформление проектных и исследовательских работ студентов без использования графических редакторов, табличных процессоров, мультимедиа программ и др. - для расчётов, составления динамических и статических моделей, повышения наглядности представленных результатов и презентабельности работы. Метод проектов в этом случае незаменим, позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к обучению. Применение технологии проектного обучения позволяет решить задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности студентов, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач. В преподавании химии метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности по предмету.

При использовании интерактивных обучающих программ, вовлекающих учащихся в активные действия в процессе изучения нового материала, значительно увеличивается доля усвоенного материала (впрочем, как и при использовании любых других интерактивных методов обучения).

Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть существенные связи изучаемого объекта, глубже выявить его закономерности, что, в конечном счёте, ведёт к лучшему усвоению материала.

Использование виртуального эксперимента имеет свои преимущества:

• Подготовка студентов к химическому практикуму в реальных условиях:

а) отработка основных навыков работы с оборудованием;

б) обучение выполнению требований техники безопасности в безопасных условиях виртуальной лаборатории;

в) развитие наблюдательности, умения выделять главное, определять цели и задачи работы, планировать ход эксперимента, делать выводы;

г) развитие навыков поиска оптимального решения, умения переносить реальную задачу в модельные условия, и наоборот;

д) развитие навыков оформления своего труда.

• Проведение экспериментов, недоступных в химической лаборатории техникума .

• Быстрота проведения работы, экономия реактивов.

• Усиление познавательного интереса. Отмечается, что компьютерные модели химической лаборатории побуждают студентов экспериментировать и получать удовлетворение от собственных открытий.

При наличии хорошей материальной базы для подготовки к урокам химии, а также и на самих уроках можно использовать Интернет. Получая из сети учебно-значимую информацию, обучающиеся приобретают навыки:

-целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

-видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

Интернет позволяет реализовать три задачи:

1) найти дополнительную учебную информацию с сохранением ее на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями;

2) найти принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение;

3) сделать аналитический обзор, реферат по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа обучающегося.

В настоящее время Интернет можно использовать как для поиска информации по учебным вопросам; проведения учебных телекоммуникационных проектов; доставки учебных видеопрограмм; повышения квалификации преподавателя; для размещения собственной информации на сайтах; участие в предметных олимпиадах, конкурсах различного уровня, так и для формирования умения критично относиться к некачественной и опасной в химическом плане информации. Пользуясь электронной почтой, учитель может консультировать учеников в случае возникновения затруднений при выполнении домашнего задания; отвечать на вопросы учащихся, которые болеют и самостоятельно дома изучают материал, готовясь к урокам.

К сожалению, поскольку потенциал сети в настоящий момент сложно рассматривать как благоприятную образовательную среду (лишь часть информации является научной, достоверной, созданной образовательными сообществами), необходима направляющая и координирующая работа преподавателя. Вот некоторые из сайтов, которые можно использовать в работе:

  • http://www.xumuk.ru На данном сайте имеется быстрая навигация по химической энциклопедии, фармацевтическому, биохимическому справочникам. Справочный материал по термодинамическим величинам, редактор химических формул, динамическая модель электронного строения атомов. А также материал по эбиохимии, по неорганической, органической, коллоидной химии.
  • www.college.ru/chemistry Электронный учебник по химии (неорганическая, органическая, биохимия, ядерная химия, химия окружающей среды); содержит большое количество дополнительного материала. Учебник сопровождается справочными таблицами, приводится разбор типовых задач, представлен большой набор задач для самостоятельного решения.
  • http://www.alhimikov.net Здесь представлена информация об элементах, имеются справочные материалы с биографиями великих ученых-химиков и всех нобелевских лауреатов по химии. Есть страничка занимательных опытов.
  • http://www.alhimik.ru Содержит информацию для студентов, преподавателей химии. Справочник, практикум, задачник, новости, веселая химия, консультации и советы.

Использование ИКТ позволяет насытить короткий промежуток времени урока достаточно большим объёмом информации (презентации), показать процессы микромира (демонстрации), провести электронное или on-line тестирование, позволяет создать личностное информационное пространство студента и заинтересовать ребят в использовании единого образовательного пространства для получения дополнительной информации по предмету.

Внедрение разных форм ИКТ в систему уроков химии, способствует углублению знаний студентов, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и: способствует повышению познавательного интереса к предмету; содействует росту успеваемости студентов по предмету; позволяет студентам проявить себя в новой роли; формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; способствует созданию ситуации успеха для каждого обучающегося.

Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения. Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как студента так и преподавателя.

  1. Багрова, Н.В. ИКТ как инструмент индивидуализации процесса обучения /Н.В. Багрова // Химия в школе – 2012 . - №5 – с.78-80.
  2. Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm
  3. Использование ИКТ-технологий на уроках химии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magarif-uku.ru/teachers-room/ispolzovanie-ikt-tekhnologijj-na-urok/
  4. Использование информационных технологий на уроках химии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/B8/505353/
  5. Леташкова, Е.В. «Использование информационных технологий на уроках химии» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru
  6. Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ на уроках химии и биологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4737/Itemid,118
  7. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Е. С. Полат .— М.,: Издательский центр «Академия». 2014 — 224 с.

 

 

Категория: Всероссийский конкурс "Инновациии в образовании" | Добавил: окси
Просмотров: 41 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА