Четверг, 08:11 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский конкурс "Патриотическое воспитание"

Методическая разработка занятия в подготовительной группе "Родина моя малая"
20.02.2017, 19:57

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АЛАПАЕВСКОЕ
Филиал муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №22 р.п. В.Синячиха» -
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию воспитанников - «Бубчиковский детский сад»

Методическая разработка
РОДИНА МОЯ МАЛАЯ

Выполнила: Курильщикова Наталья Валерьевна,
Воспитатель 1 кв.к.
e-mail: natalya-vk@mail.ru

п. Бубчиково, 2016
СОДЕРЖАНИЕ

1. Аннотация……………………………………………………………………………………… ……………………. стр.3
2. Технологическая карта организации совместной образовательной деятельности педагога с детьми………….. стр. 4
3. Литература ……………………………………………………………………………………………………………. стр. 15
4. Приложение ………………………………………………………………………………………………………….. стр.16

АННОТАЦИЯ

В нашем дошкольном учреждении давно ведется работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Данное направление нацелено на развитие у старших дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к Родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. В практике накоплен большой и интересный опыт по воспитанию у дошкольников любви к Родине, родному краю, родному поселку.
Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.
Кроме того, данная тема приобретает особую актуальность в период реализации ФГОС.
Представленный материал может быть использован воспитателями в старших и подготовительных группах детских садов. Конспект раскрывает формы работы и методы организации детей при ознакомлении их с родным краем, позволяет решить много задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной образовательной деятельности педагога с детьми

Тема: «Родина моя малая» (в рамках проекта «Люби и знай родной свой край!»)
Участники ОД: дети 6-7 года жизни, педагог
Форма ОД: совместная образовательная деятельность
Форма организации: групповая, подгрупповая
Длительность: 30 минут
Цель: Формирование знаний детей о малой родине - поселке Бубчиково
Задачи:
обучающий аспект:
• продолжить формирование понятий «Родина», «малая Родина»;
• закреплять знания о родном посёлке, учить узнавать знакомые места на фотографиях;
• развивать память, внимание, логическое мышление, способность рассуждать, высказывать своё мнение.

развивающий аспект:
• развивать у ребенка стремление к познанию истории своего поселка, труду взрослых через познавательную и продуктивную деятельность;
• стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками при решении личностных и интеллектуальных задач;
• развивать мелкую моторику рук.
воспитательный аспект:
• воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую родину;
• продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми;
• укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками;
• воспитывать аккуратность в работе.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, конструирование
Технологии: игровая, технология сотрудничества
Методы и приемы:
Словесные: беседа, рассказ воспитателя, чтение стихов, объяснение
Наглядные: демонстрация глобуса, карты, иллюстраций, фотографий и слайдов
Игровые: сюрпризный момент, физкультминутка, игра, дидактическая игра
Практические: составление макета
Стимулирование и мотивация: игровая, познавательная, поддержание интереса к миру взрослых, самолюбие и самоутверждение, установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми, соревновательная, нравственная
Методы воздействия на эмоциональную сферу: музыкальные фрагменты, художественная литература, похвала и поощрение
Оборудование и материалы:
Наглядные: глобус, карта мира, карта России, фотографии поселка
Мультимедийные: ноутбук, телевизор или видеопроектор
Литературные: стихотворения «Страна – наш общий дом» и «Необъятная страна» В.Степанова, «Малая родина» Т.Боковой
Музыкальные: звуки старта ракеты, самолета, движущейся машины, песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково»
Раздаточный материал: лист ватмана со схемой улицы, клеящий карандаш, салфетка, фломастеры
Предварительная работа: Беседы о символах России: флаг, герб, гимн, беседы об Урале, поселке Бубчиково; рассматривание глобуса, географической карты России, фотографий «Прошлое и настоящее поселка Бубчиково», альбомов об уральском национальном костюме, уральской росписи; экскурсии по поселку (пожарная часть, школа, пекарня, ДК, библиотека, ФАП, песчаный карьер), чтение художественной литературы; продуктивные виды деятельности на тему «Мой поселок».
Работа с родителями: создание фотоальбома «Прошлое и настоящее поселка Бубчиково», организация совместных экскурсий по поселку, рассказы родителей о своей работе.
Активизация словаря: глобус, географическая карта, геометрическая форма, транспорт, макет, схема.
Программно-методический комплект: Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2014г.
Планируемый результат в виде целевых ориентиров:
• ребенок проявляет интерес к познанию родного края;
• ребенок обладает начальными знаниями и представлениями о глобусе и карте;
• ребенок понимает значение слов «Родина», «малая Родина»;
• ребенок обладает креативностью, способностью к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности;
• ребенок способен выражать собственные мысли и чувства, включаться в обсуждение;
• ребенок способен делать выбор;
• ребенок способен анализировать свою деятельность.

Этапы (последовательность)
деятельности Содержание Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей Планируемый результат
Вводный этап.
Определение темы занятия.

Сюрпризный момент.
Помощник воспитателя заносит в группу большую коробку и ставит на стол:
- Это вам просили из школы передать ребята-первоклассники, сказали, что вам это пригодится!
- Ребята, как вы думаете, что лежит в коробке?
- Давайте откроем ее и посмотрим!
(В коробке лежат небольшие игрушки, модели: ракета, корабль, машина, самолет, паровоз).
- Как можно назвать все это одним словом?
- Правильно, это транспорт.
- А здесь еще есть письмо. Давайте я его прочитаю: «Дорогие ребята, все дети любят путешествовать и узнавать что-то новое. И вы, конечно, тоже! Но знаете ли вы, что увлекательное путешествие можно совершить прямо дома, в родном поселке, и узнать о нем много интересного! Пусть наш подарок поможет вам в этом!»
- Ну что, ребята, хотите отправиться в необыкновенное путешествие по нашему поселку?


Обращает внимание детей на действия помощника воспитателя.

Поощряет детей к высказыванию.

Побуждает к высказыванию своего мнения.
Чтение письма.
Мотивирует детей на совместную деятельность.

Предоставляет возможность высказать свои мысли.

Подходят к столу, встают вокруг него, рассматривают коробку.

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свое мнение, основываясь на имеющиеся представления, на увиденное, вспоминают ранее усвоенное.

Высказывают собственное мнение.
Развивается эмоциональная сфера.
Проявляется познавательный интерес.

Актуализируются имеющиеся знания, представления.

Возникает мотивация на цель занятия.
Основной этап

- Посмотрите на эти модели, какой вид транспорта самый быстрый?
- Правильно, ракета. А куда можно полететь на ракете?
- Верно, в космос. Давайте начнем наше путешествие на ракете.
Звук полета ракеты (или космическая музыка)
(Голосом стюардессы):
- Уважаемые пассажиры, наша ракета совершает свой полет вокруг планеты Земля. Посмотрите в иллюминаторы, вот так выглядит наша планета из космоса.
- Какую форму имеет наша планета?
- Правильно, это шар.
- Наша первая остановка Географическая. Наука география описывает и изучает нашу Землю.
- Посмотрите, ребята, это глобус, он как маленькая Земля, тоже шар. На нем изображены все материки, моря, океаны и разные страны.
- А вот чтобы увидеть разные страны, мы посмотрим на географическую карту мира.
(стихотворение «Страна – наш общий дом» В.Степанова)

- Сейчас мы с вами пересядем на самолет и совершим перелет из космоса в нашу страну.
(звук самолета)
- Посмотрите на снимок, это географическая карта нашей страны.
- Как называется наша страна?
- Правильно, Россия.

- Карта может многое рассказать о нашей стране. Россия – это большое и сильное государство, в котором много городов, озер, рек, лесов. Мы гордимся нашей великой страной. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревенька, для других – городская улица и уютный зелёный дворик с качелями.
Словом, малая Родина у каждого своя.
(стихотворение «Малая родина»)
- Как называется ваша малая родина, место, где вы родились и живете?
- Правильно, поселок Бубчиково.
- Знаете ли вы, почему наш поселок так называется? А вам интересно это узнать?
- Сейчас мы сменим вид транспорта. К следующей станции мы поедем на поезде. Вставайте друг за другом, я буду паровоз, а вы вагончики.
(Голосом дежурной по станции):
- Поезд Москва – Бубчиково отправляется с первого пути. (Сделать круг по группе под музыку «Паровозик из Ромашково»)
Физкультминутка. «Поезд»
Поезд мчится и свистит (Руки согнуты в локтях, вращение руками).
И колёсами стучит (Топают на месте, вращение руками согнутыми в локтях).
Я стучу, стучу, стучу (Шаг в сторону, притоп 3 раза).
Всех до места докачу (Бег на месте).
Чу-чу, чу-чу, чу-чу. (Круговые движения руками).
- Молодцы, вагончики!
2. Наша вторая остановка Историческая. Наука история рассказывает нам о прошлом. И я вам расскажу, как появился наш поселок.
- На поезде мы приехали совсем не случайно. Через наш поселок проходит железная дорога, именно с ней связана история Бубчиково.
«В далекие военные годы, когда еще даже ваших родителей не было, здесь стояла маленькая деревенька Мысы, всего несколько домов. И вот приехали люди и стали строить железную дорогу, чтобы можно было перевозить разные грузы из северной части Свердловской области. Дорогу построили очень быстро, и за это станцию и поселок назвали именем начальника строительного отряда, который строил дорогу от Алапаевска. Это был Иван Иосифович Бубчиков. Вот с тех пор наш поселок называется Бубчиково».
- Ребята, вы запомнили, как зовут человека, именем которого назван наш поселок? Повторите!
(Подвижно-словесная игра)
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Улицы», и я узнаю, хорошо ли вы знаете свою малую родину. Вы будете бросать мяч друг другу по очереди. Тот, кому мяч бросили, должен его поймать и сказать, на какой улице он живет или какие улицы есть в Бубчиково. Обязательно называйте имя того, кому хотите бросить мяч.

3) Следующая станция называется Рабочая.
(Дидактическая игра «Логические картинки»).
- Мы поедем по поселку на машине и будем останавливаться у разных предприятий, где работают и ваши родители, и другие взрослые. После остановки вам надо взять карточку из этой коробки, внимательно посмотреть на картинку и определить, к какому предприятию эта картинка относится. Если вы затрудняетесь, просите помощи у товарищей, будем вместе решать эту задачу.
(Звук машины, сигнал Бип-бип).
- Молодцы, ребята, все верно определили!
Предоставляет возможность высказать свои мысли

Показывает слайды или фотографии с видами Земли из космоса.
Задает вопросы, стимулирующие мышление, обсуждает с детьми.

Показывает на слайде или фотографии географическую карту мира.
Чтение стихотворения.
Страна – наш общий дом
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь,
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той.
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну – наш общий дом.
(В.Степанов)

Поощряет детей к высказыванию.

Задает вопросы, стимулирующие мышление, обсуждает с детьми.

Показ действий по ходу стихотворения.

Рассказывает по ходу презентации (слайды или фотографии об истории Бубчиково)

Поощряет детей к высказыванию.

Объясняет правила игры.

Объясняет правила игры.
Поощряет детей к действию.
Просит объяснить, доказать свой выбор.
(Логические картинки: хлеб - пекарня, конверт – почта, продукты – магазин, шприц – ФАП и т.д.)

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свое мнение, основываясь на имеющиеся представления, на увиденное, вспоминают ранее усвоенное.

Слушают, воспринимают наглядную информацию.

Отвечают на вопросы, вступают в диалог, высказывают собственное мнение.

Восприятие художественной литературы.

Отвечают на вопросы.
Ребенок читает стихотворение:
Необъятная страна
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна. (В.Степанов)
Слушают, воспринимают информацию.

Ребенок читает стихотворение:
Малая родина
Малая родина-
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая родина
малая моя!
(Т.Бокова)
Отвечают на вопросы.

Двигательная активность.

Слушают, воспринимают наглядную информацию.

Слушают, усваивают правила игры.
Играют, называя улицы поселка.
Высказывают свое мнение.

Слушают, усваивают правила.
Воспринимают наглядную информацию.
Выражают свое мнение, объясняют свой выбор.

Развивается познавательный интерес, внимание.

Актуализируются, расширяются имеющиеся знания, представления.

Развивается речь.

Понимают значение слов «Родина», «малая родина».
Выражают собственные мысли, включаются в обсуждение.

Развивается эмоциональная сфера.

Получают новые знания.

Развиваются психические процессы.

Практическая работа
- Ребята, как называется главная улица в нашем поселке?
- Верно, улица Ленина.
- Сегодня мы будем составлять макет улицы Ленина из тех зданий, которые вы делали на занятиях.
- Работать вы будет в подгруппах.
- Посмотрите на схему и обсудите в своей подгруппе, какое здание и на каком месте должно находиться, затем укрепите (приклейте) его на это место. Работу выполняйте быстро и аккуратно.
- Давайте посмотрим, как вы справились с заданием. Объясните другим группам, почему вы именно так расставили дома на улице?
Мотивация детей на продуктивную деятельность.
Предоставляет возможность сотрудничества детей.
Наблюдает за работой, оказывает помощь детям, которые затрудняются с выполнением задания.
Обсуждает с детьми.
Предоставляет возможность высказать свои мысли, поощряет.
Отвечают на вопросы.
Слушают, усваивают правила.
Рассматривают схему улицы, выдвигают свои предположения.
Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и задают вопросы воспитателю.
Объясняют, рассуждают, доказывают свою точку зрения.

Развивается способность делать выбор, применять полученные знания на практике, умение планировать сотрудничество со сверстниками, умение оценивать свой результат.
Заключительный этап
- Молодцы, ребята! Трудно вам было выполнять это задание?
- Наше путешествие закончилось. Вам было интересно?
Предоставляет возможность высказать свои мысли, поощряет. Объясняют, рассуждают, доказывают свою точку зрения.
Развивается речь.
Итог. Рефлексия
- Давайте повторим, что вы сегодня узнали.
- Какую форму имеет планета Земля?
- На какой карте можно увидеть весь мир?
- Почему п. Бубчиково мы называем малая родина?
- В честь кого назван наш поселок?
- Вот сколько всего нового вы сегодня узнали!
- Мне было очень интересно с вами работать. А если вам тоже было интересно, то возьмите смайлик с улыбкой, а если нет – то возьмите грустный смайлик. Объясните, почему вы выбрали именно этот смайлик.
- До следующих путешествий, ребята!

Задает вопросы, стимулирующие мышление, обсуждает с детьми.

Отвечают на вопросы.
Объясняют, рассуждают, доказывают свою точку зрения.


Происходит осмысление деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ануфриева И.В. Технологическая карта НОД по ФГОС. Образец.
http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-viktorovna-anufrieva/tehnologicheskaja-karta-nod-shema-obrazec.html
2. Натарова В.И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// Авт.-сост. В.И.Натарова.– Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
3. Пестова Н. Выселки – родной мой край, для сельчан ты просто рай! / Н.Пестова // Дошкольное воспитание.- 2012.- № 1.- с. 83-84.
4. Привалова Е.Н. Комбинированное занятие «Моя малая родина».
http://vospitateljam.ru/kombinirovannoe-zanyatie-starshaya-gruppa-moya-malaya-rodina/

5. Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики
национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми
дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2014г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Вид Земли из космоса.
http://www.2fons.ru/download.php?file=201405/1280x1024/2fons.ru-7179.jpg

http://www.stihi.ru/pics/2015/05/14/10418.jpg



2. Карта мира. http://maps-of-world.ru/geo-small.jpg Карта России http://atkar.ru/products/map0.jpg


3. История п. Бубчиково https://vk.com/photo-18753344_265555483



4. Бубчиков Иван Иосифович https://vk.com/photo-18753344_265597937

Категория: Всероссийский конкурс "Патриотическое воспитание" | Добавил: NATALI5076 | Теги: Технологическая карта, методическая, разработка, занятие
Просмотров: 368 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА